1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - - 9 - 10 11 - 12 - 13 -  14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -

Владислав КРАПИВИН
Рисунки Е. Медведева

Застава на Якорном поле
Повесть-сказка

 

 

2. Игра в шары. Росток

 

    Его тряхнуло - нервно и жестко. Словно голой рукой задел открытые контакты блока питания в домашнем комбайне "Уют". (Уют уютом, а трахает так, что озноб в каждой клеточке тела и волосы торчком.)
   Он коротко вздохнул, замер. Не от испуга, от неожиданности. Но... и от испуга тоже. Хотя чего бояться?
   Да, не было на Кольце такой станции. Ну и что?..  Значит, построили...  Чего вздрагивать-то?..  А когда построили?  И разве сумели бы так незаметно?  Прошлый раз он ехал здесь неделю назад...  А может, это какой-то временный объезд?  Но такой станции никогда не было нигде...  Какое там наверху может быть поле?  Между станцией "Солнечные часы" и "Площадью Карнавалов"?..  А может, это какое-нибудь незаметное кафе с таким названием  или  кинотеатр?..  Ну да, разве стали бы называть их именем станцию!

   И все-таки, что ты так подскочил...  Ёжики?  Аж сердце колотится. Будто ночью, когда снится падение с Соборной башни и просыпаешься, хватая воздух... Так нельзя, не надо.
   Нужно выйти и посмотреть, что это за новое явление на Большом Кольце. На дороге, к которой он привык настолько, что чувствовал себя почти хозяином. Все было так знакомо, и вдруг...  
   Ну ладно, он успокоился. По крайней мере почти успокоился. Ехал и ждал. Не только станции. Вообще ждал...
   Казалось, поезд увяз во времени. Ёжики вскинул глаза на вагонные часы. Желтые цифры на круглом угольном табло менялись очень медленно, секунды как бы застревали в черном безвременье. Можно было не спеша сосчитать до десяти, пока одна сменит другую...  Наконец замороженное время лопнуло, как тугая пленка. Желтые секунды замелькали, пневмотормоза плавно зашипели, мамин голос (будто не в динамике, а рядом, у плеча) сказал:
   - Станция "Якорное... поле"
   Ощутимым, как теплое дыхание, живым было ее ласковое пришептывание. А после слова "Якорное" мама чуть запнулась, сделала маленький вдох.
   Ёжики метнулся с дивана, дверь отошла. Он шагнул на перрон... и остановился - будто носом о стенку.

   Нет, стенки рядом не было, но теснота станции поражала. Не зал, не привычный яркий вестибюль, а небольшой подвал. Серая бетонная комната, голые, без плафонов трубки ламп. Ёжики быстро оглянулся. Поезду не хватило места, он ушел головой в туннель, и только два последних вагона оказались у платформы.
   "А как же выходят из остальных? А где же?.."  Мысли отсек резкий шелест и стук задвинувшихся дверей - без объявления! Поезд взял с места сразу, так быстро, что воздух взвихрился, рванул капитанку, щекочуще закрутился у ног и задергал так и не застегнутые ремешки сандалий.
   Ёжики сел на корточки, машинально сцепил пряжки и, не вставая, осмотрелся опять. Вот что еще удивляло (и странно пугало даже): не было противоположного перрона, не было полотна для встречных поездов. В пяти шагах от Ёжики плиточный пол смыкался со стеной. На ней - ни указателей, ни привычных стеклянных букв названия. Лишь белой краской - аккуратно, однако явно ручной кистью, даже без трафарета - на бетоне крупно выведено:
ЯКОРНОЕ ПОЛЕ

   Яркость букв и сама необычность названия спорили с унылостью бетона. А кроме того, гнетущую придавленность и тесноту разбивало желтое окно. Большое, с переплетом в виде буквы Т, как в старых домах, оно не ярко, но празднично светились в левой торцовой стене.
   Ёжики, привыкая к странности случившегося, тихо подошел. За окном была ниша с грубой облицовкой из песчаника. Там, за стеклами, под светом скрытых наверху ламп стояла метровая модель парусного корабля.
   Судя по всему, это был старинный галеон - с высокой узорчатой кормой, с фигурой морской девы под крутым бушпритом, на котором подымалась тонкая вспомогательная мачта. А основных мачт было четыре - все в переплетении сеток и снастей, увешанных тяжелыми горошинами блоков.

   Ёжики когда-то любил рассматривать такие модели в музеях. И при этом он думал не столько о приключениях и дальних плаваниях, сколько о мастерах. О тех, живших в прошлые века людях, которые строили эти маленькие корабли. Как они в комнатах, заваленных толстыми кожаными книгами, с медным звездным глобусом в углу, при свете масляного фонаря плели хитроумный такелаж, резали из коричневого дуба узоры, клеили слюдяные окна кормовых надстроек. В песочных часах шуршала сухая струйка, за стенами, у близкого мола, вздыхало море, и стекла подрагивали в частых переплетах...

   Люди эти были, конечно, старые капитаны - мудрые, много повидавшие на своем веку. Жаль, что их уже нет.
   И эта модель, без сомненья, была очень старая. Тоже, наверно, из какого-то музея. Дерево от древности стало все одного, почти черного цвета. И снасти такие же. Материя туго скатанных, привязанных к реям парусов сделалась кофейно-бежевой. Лишь точеные столбики подставки светились новой лаковой древесиной. Нижними концами они уходили в толстый слой песка и мелких ракушек. Под этим слоем угадывалось тело небольшого якоря, а перед моделью, у самого стекла, торчала из песка треугольная красно-ржавая лапа...

   Ёжики смотрел на это, рассеянно отмечая, что на снастях кое-где серая пыль, что пушечные люки закрыты, в слюдяных фонарях на корме белеют крошечные, но, кажется, настоящие - наполовину сгоревшие - свечки, а в закрепленном на палубе баркасе лежит  бочонок величиной с наперсток.
   А среди мелких ракушек валяется сухая крабья клешня.
   От якорной лапы Ёжики опять скользнул взглядом по мачтам и вантам, вздохнул, слегка потянулся. Положил сцепленные пальцами ладони на темя - была у него такая привычка.

   ...Когда-нибудь Матвей Юлиус Радомир станет взрослым и, возможно, прочитает старинное сочинение под названием "Книга кораблей". И там ему попадутся слова капитан-командора Космофлота Элиота Красса д'Эспиносы - командира знаменитой "Терры": "В тяжкие времена безотчетного страха и неясности судьбы я нашел простое и доступное всякому лекарство от душевной смуты: в Доме Капитанов я неспешно разглядывал судовые модели. Созерцание крошечных каравелл и фрегатов, где сочетались  неторопливая мудрость, кропотливость мастеров с воспоминаниями о плаваниях вокруг неоткрытого мира, успокаивает человека, возвращая ему равновесие духа, ясное сознание и надежду..."

   Сейчас ничего этого Ёжики не знал. Но успокоенность уже пришла к нему. Он с ровным, неторопливым любопытством разглядывал галеон, покачивая разведенными в стороны локтями и трогая коленом холодную цепь ограждения.
   Провисшая цепь была натянута у окна между низкими чугунными столбиками. Приглядевшись, Ёжики понял, что это старые корабельные пушки. Они были врыты в пол вниз дульными срезами. Цепь, несомненно, тоже была с корабля: якорная, массивная, с поперечинками в каждом звене. Ёжики еще раз толкнул тяжелые  кольца коленом, сел на цепь боком к окну, покачался.
   Осмотрелся опять.

   Теперь тесный бетонный подвал не был унылым и гнетущим. Окно с моделью сделало его каким-то домашним.   Уютно щелкали часы над темной аркой туннеля. Они показывали, что прошло уже семь с половиной минут, а следующего поезда все не было. Странно...  Эта странность, однако, не тревожила Ёжики. Даже тихо радовала. Так же как и то, что не было на станции ни одного человека. Громадный город, казалось, остался далеко-далеко - с его колоссальными коробками домов, вокзалами, миллионами людей, с лицеем, с Кантором...  с несчастьями. Сидеть бы здесь, качаться бы вот так долго-долго...

   Но все-таки надо было узнать, что за Якорное поле там, наверху...
   Ёжики встал. И только сейчас понял, со станции нет выхода.
   Ой, нет, выход, кажется, был. Только тоже очень странный. В противоположной торцовой стене, слева от туннеля, чернел узкий пустой прямоугольник.
   Оглянувшись еще на окно с галеоном, Ёжики протопал через подвал и шагнул в темноту.
   Темнота была лишь несколько шагов. Потом за плавным поворотом коридора засветилась под потолком лампочка. За ней еще, еще. Закругляясь, коридор пошел вверх, началась крутая лестница. Никаких тебе эскалаторов. Стертые ступени, стены из бугристого камня. Скорее всего это был остаток древнего крепостного подземелья, к которому прилепилась станция.

   Ёжики поднимался не спеша. Раскинув руки, трогал неровности теплых стен. Лестница тоже не торопилась, делая округлые повороты. Но в конце концов забрезжил впереди уличный свет. И тогда - в смешанном свете лампочки и дня - Ёжики увидел на лестнице шар.
   Он лежал в выемке ступени, темный, блестящий, размером с небольшое яблоко. Ёжики поднял его. Шар оказался тяжелый, из литого вишневого стекла. Ёжики глянул сквозь него на лампочку - в стекле забрезжил рубиновый огонек.
   Перекладывая находку из ладони в ладонь, Ёжики поднялся к выходу...

   Если бы он однажды вышел из своего дома и вместо привычного садика с кафельным бассейном и фонтаном увидел незнакомый двор, то, наверно, испытал такое же чувство.
   Сейчас он был уверен, что окажется где-то неподалеку от площади Карнавалов, увидит башню старой ратуши с курантами и гигантский стеклянный карандаш отеля "Трамонтана". Но увидел он обширный бугристый пустырь. С пологими холмами и купами деревьев по краям. За деревьями не было и намека на город. Только в двух сотнях  шагов раскинулось  угловатой подковой приземистое здание красного кирпича. Длинное, с тремя рядами узких черных окон. Посреди его стояла широкая квадратная башня с зубцами и покосившимся флагштоком.

Ёжики растерянно глянул назад. Оказалось, он вышел из каменного домика, похожего на старинную трансформаторную будку, какие иногда попадаются еще на окраинных улицах. Но города не было и здесь. Позади будки тянулся прямой и неширокий канал, облицованный серым гранитом. Справа и слева, далеко, он уходил в нависшие деревья. Ёжики вышел на берег. Здесь на низких каменных постаментах лежали два адмиралтейских якоря. Ржавые, трехметровые. Они были положены наклонно, упирались в плиты деревянными поперечниками-штоками. Дубовые штоки были изъедены морским червем,  их железные оковки кое-где лопнули. 

   Ёжики задумчиво потрогал якорную лапу. Он почти не удивлялся. Так не удивляются странностям во сне. Он глянул вниз. У берега к вделанному в гранит кольцу была привязана лодка. В ней тоже лежал якорь, но маленький и новый. Лодка была неподвижна, потому что не двигалась и темная гладкая вода. "Холодная", - подумал Ёжики и даже передернул плечами.
   
   Впрочем, зябкости в воздухе не ощущалось. Но не было и липкой духоты, как в городе. Все здесь оказалось не так. Воздух стал ясным, в нем растворялась прохлада, с еле заметным запахом северных тополей. В небе исчезла желтизна. Часть его укрывали серовато-белые, с пасмурным налетом облака, и солнце пряталось за ними. Но половина неба оставалась чистой и светилась бледной голубизной, в которой был уже намек на вечер.

   Ёжики опять  взглянул на кирпичное, похожее на крепость здание. И пошел к нему по траве. Среди тишины и безлюдья.
   Невысокая трава казалась седой от множества отцветших и опушенных семенами одуванчиков. Они были крупные, с кулак Ёжики. Он старался не задевать пушистые эти шары, но их было очень много, и семена-парашютики то и дело стаями взлетали до колен. Тогда он перестал смотреть под ноги и снова глянул кругом.
   И увидел то, что раньше не бросилось в глаза. Всюду были якоря.

 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13  14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -