Худ. К. Е. Маковский. Боярыня у окна. 1890.
Женщины боярского сословия не имели такого влияния на общество, каким стали пользоваться впоследствии. Петр Великий, вступив на престол, твердо решил преобразовать нравы русского общества. Кроме всего прочего он повелел выпустить на свет Божий русскую женщину из ее вечного заточения в тереме и дать ей занять в обществе то место и ту роль, к которым она предназначена самой природой; дать женщине полную возможность нежной организацией ее души влиять на смягчение грубых нравов общества.
...
Читать дальше »
|
Худ. Константин Трутовский. Разъезд гостей.
Общие правила светской жизни соблюдались всеми лицами, составлявшими тогда высшее общество.
Пример двора, старавшегося сблизить все классы общества и распространить общественную жизнь на все общество, действовал на людей, гостеприимство которых было врожденной добродетелью.
...
Читать дальше »
|
К. П. Брюллов. Портрет Н. А. Охотникова. 1827
"Правила вежливости и светского этикета" Российской империи XIX века, помимо наставлений в разных областях жизни общества, давали советы и наставления по внешнему виду, одежде. В вольном изложении "Правила..." гласят следующее.
Умение одеваться более важно, нежели умение входить в комнату или уменье кланяться. Ничто так не бросается в глаза, как одежда человека. Недаром же сложилась поговорка: "По одежке встречают, по уму провожают". Уменье хорошо и со вкусом одеваться - первый признак благовоспитанности.
...
Читать дальше »
|
Константин Маковский. Портрет жены художника Ю. П. Маковской. Начало 1880-х.
"Правила" во многом на все времена! Хотя с какими-то из них в наши дни категорически невозможно согласиться, какие-то вызывают улыбку, но в главном, как ни странно, остаются незыблемыми и сегодня, это: простота, сдержанность, чувство вкуса, чистоплотность, умеренное следование моде...
Простота даже в самом богатом наряде и соответствие этой простоты с возрастом особы больше всего идет женщинам. Об этом им не следует никогда забывать.
...
Читать дальше »
|
Худ. Абрам Клюквин. У товарища за самоваром.
Если вам придется гостить в чужом доме, постарайтесь не забыть пословицу: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Пословица эта красноречиво доказывает, что сложившие ее предки наши свято соблюдали и ценили гостеприимство, умели уважать вкусы и привычки хозяев. Гость в благодарность за оказанное ему гостеприимство и внимание хозяев платил им той же монетой, то есть он со своей стороны оказывал полнейшее внимание хозяевам, принося им в жертву все свои домашние привычки и обычаи. То же самое должен делать и в наше время каждый благовоспитанный человек.
...
Читать дальше »
|
Худ. Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I. 1860-1884.
Петр Великий, вступив на престол, твердо решился преобразовать наши нравы, и это намерение усилилось в нем с 1718 года, после второго путешествия в чужие края. Желание произвести этот переворот как можно скорее, сродни пылкому характеру и неутомимой деятельности монарха, не могло не встретить препятствий в полуобразованном народе, свято повиновавшемся обычаям старины.
...
Читать дальше »
|
Худ. Дмитрий Белюкин. Бал в Московском дворянском собрании. Иллюстрация к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
Во многих домах знатных дворян помимо танцевальных вечеров давались балы. Порядок устройства и проведения балов установлен "Правилами светской жизни и этикета". Бал требует больших хлопот и материальных затрат. Для бала необходим большой зал и ряд комнат, в которых устраивались дамская уборная, комната для курящих, буфет и прочих нужд. На балу танцуют под оркестр. Накрытый стол должен отличаться роскошью.
Приглашения на бал рассылаются дней за десять до бала. Приглашение должно быть принято или отклонено в
...
Читать дальше »
|
Мы живем интенсивной, насыщенной жизнью. Мы стали внутренне богаче. И эмоции наши, эта золотая арфа организма, тоже обогатились, усложнились, сделались тоньше, одухотвореннее. Поэтому, наверно, не только характер, но и форма взаимоотношений волнует нас больше, чем когда-либо.
Да и число контактов неизмеримо возросло. В течение дня каждый из нас сталкивается с десятками, сотнями людей – на улице, в городском транспорте, на работе, в магазине. В кинотеатре, в парке. Мы отдыхаем в многолюдных санаториях и пансионатах. А если даже предпочитаем поездку за город или туристский поход, все равно почти никогда не остаемся одни.
Чьи-то взгляды – безразличные, доброжелательные, сердечные; чьи-то улыбки или не улыбки; чьи-то мимоходом обращенные к нам или просто зву
...
Читать дальше »
|
Культура поведения – это неотъемлемая составная часть культуры человеческого общества. В ее основе лежит господствующая в обществе мораль, определяющая нормы человеческого поведения.
Мораль нашего общества предусматривает настоящие человеческие отношения между людьми: равноправие, товарищество, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены и в основу правил поведения.
Не секрет, что немало еще есть у нас людей, которые иронически относятся не только с самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает, считая этих людей жертвами буржуазных предрассудков.
И все же правила поведения, формировавшиеся в процессе истори
...
Читать дальше »
| |