Москва и москвичи. История города в рисунках Владимира Семенова. XII - XVII век.
Каждому из нас история видится по-разному. Для одного она - в цепочке фактов и дат, для другого заключена в папке со старыми гравюрами, для третьего - в исторических анекдотах, и все мы по-своему правы, потому что минувшее многообразно и многогранно. Многие из видений былого, проносящихся перед нами, будут так ярки, живы и красочны, что захочется "остановить мгновение", как это сделал московский художник Владимир Семенов, который не в первый раз обращается к излюбленной теме - историческому прошлому нашей Родины.
Серия открыток "Москва и москвичи" выходит тремя выпусками. В первом из них рассказывается о городе и его жителях в древние времена (XII - XVII века), когда Москва из безвестного поселения становится центром огромной державы - столицей всея Руси. С начала XVII века на добрых двести лет пальма первенства перейдет к детищу Петра, городу на Неве, но Москва не захиреет, и история ее не остановится. Об этом расскажет вторая подборка серии. Третий выпуск посвящен Москве, которую знают наши деды и отцы, Москве, которую знаем мы.
Набор открыток. Издательство "Изобразительное искусство". Москва. 1978. Автор текста А. Курдыкин. Редактор Г. Храмцова. Литературный редактор М. Абсалямова. Технический редактор Л. Простова. Тир. 150 тыс. Ордена Трудового Красного Знамени Калининский полиграфический комбинат "Союзполиграфпрома" при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Калинин.
Приглашаю посмотреть в фотоальбоме замечательные рисунки, на которых изображены архитектура древней Москвы, сцены из жизни "московитов". А также ниже прочесть короткие исторические справки, изложенные впечатляюще выразительным языком.


Но пришло из далекой Азии племя злое, хуже печенегов и половцев, всех огню и мечу предает, и ни спасенья от него, ни пощады. Где уж тут было Москве уцелеть со своими деревянными стенами в тот 1238 год набатный, когда подошел к ним враг жестокий, и Китай и Хорезм подчинивши, когда уже рухнули в пламени города русские, не молодой Москве чета, старые, великие. "Взяшо татарове Москву и воеводу убиша Филипа Нянка, а князя Владимира сына Юрьева руками яша, а людме избиша от старца до сущего младенца, и много имения взяше, отыдоша". Осталась от Москвы куча головешек, а от горожан - горстка малая, что в лесу попряталась.

Пригодился тогда белый камень известняк, что везли окрестные мужики подводами из села Мягкова. Надежно прикрыли стены и жилища тысяч горожан, и княжеские хоромы, и двор митрополита, и Спаса на Бору, и Иоанна Предтечу, и Параскеву Пятницу, и соборы, которые еще Иван Калита поставил, словом, весь город от врагов закрыли. И сразу жить спокойнее стало. Не вошел в белокаменный Кремль Ольгерд литовский, что два раза на Москву ходил, да и татарам не взять бы Москвы с бою, если б не измена. Разграбил в 1382 году хан Тохтамыш столицу князя Дмитрия, все, что смог, огню предал. Много брешей в стенах городских залатать потом пришлось, где камнем, а где деревом. И сто лет простояла еще крепость.

"Тогда, точно соколы, поднялись от золотых колодок, из града Москвы, возлетели под синие облака, возгремели своими золотыми колокольчиками, хотят напасть на многие стада лебединые. Это поднялись сыны русские с государем, с великим князем Дмитрием Ивановичем, хотят ехать на силу татарскую". Благословил их Сергий Радонежский, радетель дела русского, и двинулось войско из Москвы белокаменной на Коломну. Там рать огромная собралась со всей земли русской, только Олег, князь рязанский, не пошел со всеми, была ему старая вражда дороже Руси великой. Без него Мамая разбили на Куликовом поле у Дона (1380). Вернулся князь Дмитрий с теми, кто в сече уцелел, и церковь Всех святых на посаде заложить повелел там, откуда рать его выступила.
Есть и по сей день в столице нашей церковь, что на месте той, древней, стоит и прозывается на Кулишках. Кулишки же - это островки, что среди талых вод весною сухими остаются. В низине-то у Москвы-реки только там и можно было храм закладывать, чтоб его половодье не заливало.

Но волей-неволей, а на улице показываться всем приходилось, чтобы по лавкам посадским походить или погулять выйти. Бояре да дворяне, те пешком не ходили, зазорным считали, не по сану, верхами ездили, а боярыни - в колымагах. Люд же простой пешим передвигался.
И красились же тогда женщины московские, чем больше намажутся, тем краше считаются, без сурьмы на улице и не появлялись, засмеять могли.