Сломалась игла. Скорее всего игла была кривая, ее острие, отогнутое в сторону, не попадало в отверстие игольной пластинки и ударялось о ее поверхность. Меняя иглу, проследите, чтобы новая оказалась прямой, чтобы она была подобрана с учетом номера ниток и толщины ткани. Если тонкой иглой шить очень плотную ткань, она непременно погнется или сломается. Иногда такое случается, когда строчка пересекает слишком толстые поперечные швы, - в этих случаях непременно надо приподнимать лапку. Игла погнется, когда простроченную ткань вынимают из-под лапки на себя, надо - от себя. Следите, чтобы игла была хорошо закреплена винтом иглодержателя и не качалась.
Пропуск стежков. Проверьте, не виновата ли тут игла - не искривилась ли, не затупилась. На всякий случай смените на новую. А может быть, игла не точно установлена по высоте (не до упора)? Или не по направлению желобков. Дело в том, что со стороны плоской верхней части иглы, так называемой лыски, находится короткий желобок, а с противоположной стороны - длинный желобок. Так как нитку вдевают всегда только со стороны длинного желобка, то важно, чтобы игла была установлена правильно. Обычно в инструкциях к машинам указывается, как надо устанавливать иглу (в разных типах машин это делается по-разному).
Если инструкция утеряна или машина старая, напоминаем: у машин Подольского механического завода классов 1-М и 2-М иглы вставляют лыской налево, в машине "Ржев" и бывшей зингеровской лыска повернута вправо, в сторону махового колеса. В швейных машинах зигзаг (кроме электрифицированной "Радом") игла устанавливается так, чтобы лыска была от работающего. У игл машины "Лада-233" лыски нет, и иглы устанавливают по желобкам. Итак, проверьте, правильно ли стоит игла.
Если тут все в порядке, а машина шьет с пропусками, возможно, причина в нитках. Лощеные нитки обычно очень быстро проходят через ткань, и носик челнока не успевает захватить нитку, стежка не получается. Смените нитки на нелощеные.
Все перепробовали, не помогает? Значит, неполадки в устройстве машины, и исправить их может только опытный механик.
Машина рвет нитки. Чаще всего оттого, что они туго натянуты. Но иной раз в этом виновато плохое качество ниток - утолщения, которые не проходят через ушко иголки, слабые места нити. Случается, рвут нитку острые края нитенаправителей, игольного отверстия лапки или игольной пластинки, иногда ушко иглы. Посмотрите, не запуталась ли нить на пружинке, выступающей от регулятора натяжения верхней нитки. Пружинка имеет петельку, через которую проходит нить, и за нее она может цепляться - прижмите конец петельки к регулятору. Проверьте, не обломан ли борт у катушки, - это тоже может стать причиной обрыва нити. Переверните катушку поломанным бортом вверх.
Плохая строчка. Косые или разной длины стежки, тугая или очень слабая строчка - значит, машина не отрегулирована, не приспособлена для той ткани, из которой вы шьете.
Петли на нижней или верхней стороне строчки получаются, если у верхней или нижней нити неодинаковое натяжение. Петли с нижней стороны образует верхняя нитка, потому что имеет более слабое натяжение. Поверните по ходу часовой стрелки гайку регулятора натяжения верхней нити, пока не исчезнут петли. Если петли с верхней стороны строчки - значит, надо отрегулировать натяжение нижней нити. Делают это так: на шпульном колпачке челнока есть винтик, поворотом которого можно усилить или ослабить натяжение нити в шпульном колпачке. У некоторых машин ("Веритас", "Тула") на колпачке два винтика, - тогда подвертывают тот из них, который находится против косой прорези на корпусе шпульного колпачка. Нормально ли натяжение нити, проверяют таким образом: шпульный колпачок положите на стол и потяните вверх выходящий из него конец нити. Если нитка будет легко вытягиваться, а колпачок лежать неподвижно, значит, натяжение слабое, непригодное для шитья. Если же вместе с ниткой поднимется и шпульный колпачок, слегка потрясите конец нитки. Колпачок будет опускаться вниз - натяжение нормальное. Не опустится - натяжение нити чрезмерное. Такая проверка в машинах "Веритас", "Науман" и "Тула" производится до заправки нитки в последнее отверстие шпульного колпачка.
При нормальном, отрегулированном натяжении ниток стежки получаются одинаковые с обеих сторон. Проверить, одинаковое ли натяжение нитей, можно так: прострочите 8-10см, выньте ткань из-под лапки и попробуйте вытянуть нить из строчки. Нормальным считается, если обе нитки при этом оборвутся, не вытянутся. Легко вытаскивается туго натянутая нить. Если потянуть ткань со строчкой и обе нитки при этом разорвутся, значит, строчка излишне тугая.
Важно, чтобы толщина нити и номер иглы соответствовали друг другу и толщине ткани, из которой вы шьете. Обычно в инструкции к машине есть соответствующая таблица. Но соответствует ли игла нити, можно проверить и так: в левую руку возьмите иглу длинным желобком вверх, вложите нитку в длинный желобок иглы и проведите по нему пальцем. Если вы не будете ощущать нитку, значит, она не толста для данной иглы. Но она не должна быть и чересчур тонкой - нитка должна почти полностью заполнять желобок. Что касается тканей, то ситец, сатин, полотно шьют катушечными нитками №50 или №40, а батист - №60. Чем тоньше ткань, тем выше номер ниток.
Грязная строчка получается на давно не чищенной или только что смазанной машине. Тогда прострочите какой-нибудь лоскуток, прежде чем шить нужную вещь.
Если вместо крупного стежка получается мелкий: первое - ослабли винты зубчатой рейки двигателя ткани, и от этого рейка двигает ткань не только поперек платформы машины, но и вдоль нее. Снимите игольную пластинку, иглу и лапку. Вы увидите два винта, которые крепят рейку к вилке двигателя ткани. Их надо крепко затянуть, тогда рейка примет правильное положение. Вторая причина нередко заключается в том, что механизм зигзага или автоматика не полностью выключены - проверьте, чтобы рычаги были выключены.
Тугой ход бывает у давно не чищенной и не смазанной машины. У ножной машины - из-за туго натянутого приводного ремня.
Машина не шьет. Это случается, когда неправильно установлена игла или если в челночное устройство попала нитка. Придется частично разобрать челночное устройство, вынуть челнок и только потом с дорожки, по которой он движется, снять застрявшую нитку. В таких машинах, как "Радом", "Веритас" и "Науман", машина сама выбрасывает застрявшую нитку, если с силой повернуть колесо машины от себя примерно на треть оборота и сделать несколько качательных движений. В машинах "Веритас", "Науман" и "Лада" челночный комплект разбирать самим не рекомендуется.
Концы ниток должны быть длинными, следите, чтобы их не затянуло в челночное устройство.
(приложение к журналу "Работница и селянка". 1977)
|