Художнику-любителю

 

Рисование лошади

А.Лаптев
1968

 


Рис. 2

        Аллюры и прочие движения. Движения лошади в силу ее строения довольно однообразны, как у большинства крупных копытных, объясняется это относительно небольшой гибкостью позвоночника. Правда, относительная малоподвижность спины у лошади в какой-то мере компенсируется при движении длиной и подвижностью ног,  а также длиной и гибкостью шеи. Пружинность задних ног выражена гораздо больше передних. Это особенно заметно, когда лошадь прыгает через препятствия или делает усилия при перевозке тяжестей.
        При движении лошадь, управляя весом своего тела, старается использовать центр тяжести, перемещая его путем вытягивания шеи или запрокидывания головы.  (При верховой езде эти перемещения центра тяжести регулируются уже всадником. Вес всадника, расположенного ближе к переду лошади, при длительных переездах сильно утомляет передние конечности. Всадник может переносить центр тяжести лошади немного назад, подтягивая голову лошади назад и тем облегчая ее передние ноги.)

        Рис. 1
        Механизм скачки лошади схематически можно представить в виде пружины, то сжимающейся, то разжимающейся (рис.1). У каждого животного эта "пружинность" имеет свой характер. У лошади из-за относительной негибкости позвоночника эта "пружинность" несколько ограничена и компенсируется при скачке длиной рычагов-конечностей.

       Стояние. Это так называемое "вольное стояние", когда тяжесть тела поддерживается поочередно на трех ногах, а четвертая нога отдыхает (рис.2 см. выше). Это момент отдыха и сна лошади. При отдыхе задняя нога полусгибается, моклок на этой стороне стоит ниже другого. Земли нога касается только зацепом копыта.
        Случалось наблюдать оригинальную постановку задней ноги во время отдыха. Ногу лошадь вытягивала назад и, касаясь земли зацепом, оставляла ее в таком положении. Передние ноги отдыхают значительно реже, при этом нога выставляется вперед.

       Лежание. Лошади сравнительно редко ложатся. Даже во время отдыха на пастбище чаще всего спят стоя. Лежат лошади на груди и на ребрах, с поджатыми и направленными в сторону ногами или совсем на боку, вытянувшись по земле "пластом".  Последнее положение чаще всего встречается у жеребят (рис.3) и сильно уставших, слабых лошадей. Такое же положение обычно и для павшей лошади.
        Среди различных движений лошади можно упомянуть наиболее часто встречающиеся.

        Рис. 3


      Вставание на дыбы. Положение это довольно разнообразно, начиная от сравнительно небольшого отрыва передних ног от земли и кончая сильным вскидыванием тела в состояние почти вертикали (последнее бывает в исключительных случаях).
        Это положение особенно характерно для цирковой дрессировки. Там лошадь на дыбах может пройти довольно значительное расстояние. Задние конечности при таком движении почти всегда полусогнуты и сильно напряжены. Передние являются балансом и расположены одна немного выше другой, редко параллельны (рис.4). Вставая на дыбы, лошадь может поднять всадника; она может подняться на дыбы и в упряжи.

        Рис. 4




       Торможение. Когда при быстром движении или при спуске с горы лошадь желает или принуждена остановиться, она всем корпусом оседает на задние ноги, сильно сгибая их. Передние ноги при этом, наоборот, выпрямляются, принимают косое от корпуса лошади к земле положение, превращаясь как бы в упоры (откосы), препятствующие движению корпуса лошади вперед. Голова и шея запрокидываются при этом назад, благодаря чему центр тяжести лошади перемещается значительно назад от точки опоры передних ног, чем предотвращается опрокидывание лошади через голову.
       Таким образом, при торможении значительное напряжение падает на задние ноги. Торможение особенно ярко выражено при спуске с горы с большим с тяжелым возом. По своему внешнему виду торможение напоминает предварительную фазу вставания на дыбы (рис.5).

Рис. 5

       Перевозка тяжестей. Движение при перевозке тяжести у лошади происходит в большинстве случаев в темпе шага и выражается преимущественно в силовом напряжении всех мышц, особенно если тяжесть очень велика. Положение центра тяжести в данном движении очень существенно. При движении с тяжелым грузом по горизонтали усилие лошади направлено на то, чтобы тянуть за собой груз. Наиболее напряжены при этом задние конечности (главные толкатели). Передние поддерживают тяжесть тела и помогают толчку задних. Лошадь при данном движении вытягивает шею и тело, немного перемещая вперед центр тяжести своего тела (рис.6).

Рис. 6

      При подъеме лошадью груза в гору к основной силе сопротивления присоединяется еще сила, стремящаяся скатить воз вниз, под гору. Подобная же сила возникает на подъеме и в отношении веса самой лошади. Вот почему на подъемах общая тяжесть воза как бы сильно увеличивается. Лошади становится тяжело везти груз, и мускулатура ее, особенно задних ног, чрезвычайно напрягается. В данном положении лошадь вытягивает голову вперед до предела, чем центр тяжести тела переносится как можно дальше вперед (рис.7).
      При движении лошади с грузом с горы сила сопротивления воза значительно облегчается. При крутом же спуске инерция воза, стремящегося с горы вниз, возрастает настолько, что лошадь принуждена уже не везти, а сдерживать, тормозить движение груза (рис.7б). Тяжесть воза через оглобли напирает на хомут, лошадь весом своего тела и упором ног при помощи шлеи удерживает хомут, оттягивая как можно дальше назад голову и перемещая таким образом свой центр тяжести назад как можно дальше.

 

 
 
--------------------------------


<<к содержанию раздела
<<предыдущая страница