Развитие экслибрисного жанра


Автор статьи В.Королюк, журнал "Художник", 1968

        Экслибрис занял в советской графике заметное место. Как самостоятельное произведение графического искусства он все чаще появляется на больших художественных выставках... Советская общественность знакомилась с достижениями как советских, так и зарубежных мастеров книжного знака...
   Работы советских графиков - экслибрисистов  стали все чаще появляться на зарубежных выставках  в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР и других странах. Экслибрис оказался средством интернационального культурного общения художников, искусствоведов и зрителей, стал одним из элементов творческих связей советских и зарубежных графиков. Роль экслибриса в развитии этих связей станет особенно ясной, если принять во внимание, что в книжных знаках Е.Голяковского, А.Калашникова, Н.Калиты, К.Козловского и других можно отметить оригинальное творческое осмысление образов и символики зарубежной, чаще всего польской, чешской, словацкой или болгарской истории и действительности. Иные из них являются даже репликами на творчество зарубежных графиков. Именно эта новая роль советского книжного знака как
элемента широкого международного общения побуждает обратить внимание на активное участие советских графиков в выставке, получившей название "Третья биенале  современного экслибриса" (1967).
         Как и в прошлом (первая выставка происходила в 1963 году, вторая - в 1965), вернисаж состоялся в залах исторического Мальборкского замка, бывшего свидетелем кровавых успехов тевтонского рыцарства и ставшего очевидцем сокрушительного разгрома векового "натиска на Восток". С июня по декабрь выставка была показана в Мальборке, в январе 1968 года экспозиция была переведена в Варшаву, в помещение Национального музея.
         Если организацию выставки такого враждебного по своему характеру войне искусству, как искусство книжного знака, именно в Мальборке можно считать символической, то сам факт открытия подобной выставки в социалистической стране является вполне правомерным. Он отражает совершенно объективное и исторически обусловленное явление - необычайно быстро растущий именно в странах социалистического лагеря интерес к книге, книжной графике, книжной культуре, к малым формам графики вообще. А ведь книжная графика  и графика малых форм принадлежат к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю видов изобразительного искусства.
        Выставка в Мальборке имела в полном смысле слова представительный международный характер. На ней демонстрировались работы 50 художников из 11 стран (Австрия, Бельгия, Венгрия, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, СССР, Франции, ФРГ, Чехословакия). В отличие от Второй биенале здесь отсутствовали экслибрисы английских и японских художников. Зато гораздо более полно были представлены работы советских и чехословацких графиков. Особенно показательно, пожалуй, активное участие в выставке советских экслибрисистов, если учесть, что на Первой биенале Советского Союза вообще не было, а на Второй приняли участие только четыре советских художника. На этот раз в Мальборке и Варшаве показывали свои книжные знаки семь советских художников из трех союзных республик (РСФСР, Литовская ССР, Эстонская ССР), которым принадлежит 129 из 665 выставленных работ.
        Столь широкое представительство советской графической школы на Третьей биенале, являющимся по существу всеевропейской выставкой, - показатель растущего международного авторитета нашего искусства...
        Успех наших мастеров находится в прямой связи с большим подъемом, которое переживает искусство советского экслибриса в настоящее время, и вполне соответствует той заинтересованности, которую проявляет к экслибрису советская общественность. А это залог новых успехов нашей экслибрисистики в будущем.
        Советские графики выступили в Мальборке с экслибрисами, не столько соответствующими задачам книжного знака как символа принадлежности книги к тому или иному книжному собранию, сколько с художественными произведениями, выполненными в форме книжных знаков и отражающими особенное, художническое отношение графиков к их предполагаемым владельцам. Наряду с такого рода книжными знаками и экслибрисами - "проектами", демонстрировались и чисто экспериментальные экслибрисы, преследующие , в сущности говоря, технические графические задачи. Из советских работ показательны в этом смысле экспериментальные знаки литовского графика В.Кисараускаса, выполненные в сложных или смешанных техниках (цветная линогравюра, отпечатанная как офорт, или офорт с двух досок). Более книжны фигуративные, хотя и с большими элементами условности, прекрасно сочетающие рисунок и шрифт графические композиции литовского художника А.Кмеляускаса. В интересных линогравюрах вильнюсского мастера К.Юодикайтиса чувствуется характерное для искусства советского литовского книжного знака влияние народного искусства. Декоративно красивы тонко выполненные в технике офорта экслибрисы четвертого литовского художника В.Жилюса.
       Работы, более близкие экслибрисным традициям выставил Э.Окас. Его свободные и выразительные офортные композиции с умело введенными в конструкцию экслибриса  шрифтовыми элементами красивы и артистичны. Легкость композиции нисколько не мешает ее насыщенности и плотности, а продуманная стройность не влечет за собой сухости или нарочитой красивости.
       Однако более всего близкими к традициям экслибриса как книжного знака оказались работы двух московских виртуозов штихеля Е.Голяковского и А.Калашникова. Их работы выполнены в свойственной именно московской школе экслибриса технике ксилографии. Умело сочетая изображение и шрифт, избегая излишней красноречивости, создавая плотные и очень красивые композиции, оба москвича, столь отличные друг от друга, сумели создать такие гравюрные миниатюры, которые могут служить графическим украшением книжных собраний. Их опыт показывает, что лирическая взволнованность, как и логическая ясность замысла, мгновенная трепетность первого впечатления и тщательная проработанность образа, напевность и легкость штрихового рисунка наряду с предельной четкостью и определенностью штриховой техники в равной мере могут быть использованы в красивом искусстве книжного знака...


А.Калашников. Ксилография. 1967.
Е.Голяховский. Ксилография. 1967.
А.Калашников. Ксилография. 1965.
В.Кисараускас. Линогравюра. 1967.
Э.Окас. Офорт. 1967.
Э.Окас. Офорт.1967.
В.Якубовский. Гравюра на меди. 1967.
Е.Голяховский. Ксилография. 1967.

 

 

 

--------------------

 


<<<к содержанию раздела
<<<предыдущая страница
следующая страница>>>

 

 

 

наверх