Вид Запасного дворца и реки Фонтанки в Петербурге. Конец XVIII в.
Неизв гравер (мастерская Г. Пробста) по рис. М. Махаева.
В 1703 году в устье реки Невы, на берегу Финского залива, заложен город Санкт-Петербург, будущая столица огромной Российской империи. Раскинувшийся на ста островах, этот город вот уже почти три столетия поражает своей неповторимой красотой. Не похожий на прочие русские и европейские города, он стоит особняком и в истории архитектурного искусства.
Только-только завершили строение мощной крепости в устье Невы и поставили первый дом для царя - небольшую избу, а Петр уже называет в письмах Петербург "раем" и "столицей". Это город его мечты. Здесь рядом любимое море, а свежий воздух Балтики будоражит кровь, рождает видения больших и легких кораблей с надутыми парусами. Здесь ничто не напоминает древнюю Москву, с куполами бесчисленных церквей, с ее тяжкой, застоявшейся атмосферой лени и ненависти ко всему новому. В Петербурге можно строить все как хочется, чтобы стал город новым Амстердамом.
Типовые проекты застройки при Петре I. Гравюра.
В бывшей столице и в других городах было временно запрещено всякое казенное строительство. Весь кирпич и камень надлежало отсылать на берега Невы. Даже каждый крестьянин, привозивший в новую столицу мешки с мукой или бочки с засоленной свининой, обязан был захватить с собой несколько булыжников для мощения мостовых.
Петр был нетерпелив. Не жалея людей, он начал претворять свое желание в жизнь. ...Уже через двадцать лет после основания новая русская столица поражала приезжих своими размерами и красотой зданий. Петербург стал "окном России в Европу". Сквозь это "окно" на невские просторы ворвался свежий ветер перемен, новых нравов и нового стиля жизни.
Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук.
Гравюра. 1753. Неизв. гравер по рис. М. Махаева.
Сразу же наметились различия между образом жизни новой столицы и старой Москвы. Единый поток художественной и бытовой культуры начал делиться на два русла. В Петербург из Европы приехали новые архитекторы, скульпторы, резчики по дереву, живописцы и граверы. Европейские портреты и гравюры с видами городов и сражений начали в изобилии украшить жилые комнаты... Встречаясь друг с другом дворяне новой столицы пытались здороваться на западный манер. Мужчины, отставив назад одну ногу, усердно мели перед собой землю шляпой. Женщины, стараясь удержать равновесие, приседали в книксене...
Вид Петербурга. Гравюра. 1727. А. Зубов.
Москва сверкала золочеными куполами бесчисленных церквей. Петербург украшал себя стремительными острыми шпилями, готовыми казалось, проткнуть низкое северное небо.
Ю. М. Овсянников
"Картины русского быта"
|