21:55 Опасная забава. Новые праздничные обычаи в России XVIII века |
< Фейерверк в Москве. 1744. Гравюра XVIII в.
Указ предписывал праздновать Новый год 7 дней, украшать ворота всех частных домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а ночью поздравлять всех и зажигать праздничную иллюминацию. Она была незатейливой: горящие бочки, набитые соломой или хворостом. Также зажигали фонари, шкалики и плошки. В окна вставляли аллегорические картинки, перед которыми зажигали свечи.
Самым главным представлением Нового года и других праздников были фейерверки, или, как тогда их называли, "огненные потехи", в которых высвечивались аллегорические картинки на античные сюжеты. Русскому человеку с его традиционным православным мировоззрением они были непонятны, поэтому воспринимались публикой как деяния царя-антихриста.
< Ф. Блоншар. Иллюминация в Москве. Только воля и настойчивость царя переломили эти представления и утвердили обычай праздновать Новый год "огненными потехами". Чтобы зрителям новое зрелище стало более близко, по распоряжению Петра два раза было издано специальное пособие "Символы и Эмблематика" в 1705 и 1719 годах. В этом пособии излагался сюжет фейерверка, толковались аллегорические фигуры и символы. Пособие было переведено с латинского на русский, французский и немецкий языки. В Москве и Петербурге были созданы специальные пиротехнические лаборатории, работа в которых была весьма опасной. Петр I сам участвовал в их работе: создал составы для зеленых и голубых огней, разработал систему обозначения рецептуры химических символов, сам придумывал сюжеты фейерверков, их зажигал и дирижировал ими. Это была страсть царя, поэтому фейерверки стали символом петровского царствования.
< Фейерверк в честь морской победы при Гренгаме в Санкт-Петербурге в 1720 году. Фейерверки главным образом устраивали в обеих столицах. В Петербурге местами "огненных потех" были Троицкая площадь, Летний сад, Царицын луг (Потешное поле), Петропавловская крепость, Зимний дворец Петра и дворец А. Д. Меньшикова. В зимнее время фейерверки устраивали прямо на берегу реки Невы. С 1732 по 1756 годы на стрелке Васильевского острова действовал театр фейерверков. В Москве подобные представления разыгрывали на Красной площади, Царицыном лугу, в Красном Селе. "Огненные потехи" в петровские времена были опасным по своим разрушительным последствиям зрелищем, так как воспламеняющиеся и взрывоопасные составы приводили к трагическим последствиям. Известны случаи гибели даже дворян от падения неразорвавшихся ракет и многочисленные пожары. При выборе места фейерверка необходимо было учитывать присутствие каменных зданий поблизости или сада с парком, откуда и наблюдали за потехой. Искусство фейерверка включало в себя все существующие в ту эпоху виды искусства: портрет, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку и театр. Декорация фейерверка, кроме разнообразных ракет, включала в себя два типа сюжетных картин: план фейерверка и щиты иллюминации. План фейерверка - это деревянная рама высотой 5-7 метров. На эту раму наносился рисунок из нескольких фигур и девиз, поясняющий смысл картинки. Рисунок делали с помощью пропитанного пиротехническими составами шнура или селитровых свеч, которые во время действия поджигались, и рисунок ярко высвечивался на фоне темного неба. Щиты иллюминации изготавливали в виде обтянутой холстом рамы или же сколачивали из деревянных досок, вырезанных по рисунку декорации в виде грота, храма или беседки. Щиты были 6-10-метровой высоты. По контуру декорации или по рисунку холста закреплялись горящие фонари или плошки. Щит иллюминации и план фейерверка помещали на огромных машинах из столбов и брусьев, которые зажигали фейерверкеры. Впереди расставляли вырезанные из дерева и расписанные фигуры.Последние изготавливались из холста и бумаги, поджигались и двигались при помощи ракет - квакеров. Действие фейерверка развертывалось по строго утвержденному сценарию. Сменяющие друг друга картинки были немного наивны и в то же время понятны любому человеку. Допетровская Русь изображалась в виде мертвого, безжизненного дерева, его грыз бобер, и дерево падало. Орел метал стрелы в полумесяц или побеждал молнией льва, символизирующего Швецию. Это был путь прославления России, ее военной мощи и силы. Поэтому в фейерверках появлялся корабль или персонажи мифологии Древнего Рима - тоже великой державы. Бог Янус и его храм использовались как символ мира, а появление летящего Сатурна означало наступление золотого века для России. Нечто подобное можно было увидеть и в театре того времени. Не случайно декорации к спектаклям использовались и во время фейерверков, а действующие на сцене фейерверкеры наряжались в театральные и карнавальные костюмы. < Фейерверк по случаю бракосочетания Екатерины II и Петра III в Санкт-Петербурге в 1745 г.
< Фейерверк по проекту Я. Штелина в Санкт-Петербурге в 1762 году. В разработке и проведении фейерверков принимали участие рисовальщик И. Шумахер, М. Ломоносов, Я. Штелин, А. Сумароков, используя образы своих литературных сочинений. Аллегорический язык фейерверков уже был всем понятен, но все же продолжали выпускать брошюры на русском, французском и немецком языках. АФИША ФЕЙЕРВЕРКА В эпоху Екатерины II постепенно фейерверки утратили свое государственное значение, они упростились и прочно вошли в быт состоятельных людей. Они превратились в зрелища "малых форм", ими иллюминировали праздники в усадьбах, создавали сценические эффекты и театральных постановках. Иллюминация постепенно слилась с частными театрами. Фейерверки превращались в спектакли с действиями "огненных" и реальных живых персонажей.
|
|
Всего комментариев: 0 | |