17:49 О нововведениях в области празднеств и забав в Российской империи |
В. И. Семенов. Маскарад.
В Российской империи при Елизавете Петровне праздники шли беспрерывной чередой, при этом она использовала, как и ее отец Петр I, государственные поводы и даже праздники религиозного календаря. Специально из Европы ей привозили описание церемоний и праздников, программы, рисунки и объявления.
Детищем царицы были маскарады, заимствованные из Венеции. Карнавальная маска – баута и плащ-домино стали маскарадными принадлежностями. Венецианские костюмы использовались для маскарадов и в эпоху Екатерины II.
1. К. А. Сомов. Коломбина. 2. К. А. Сомов. Дама с маской. Фарфор.
Маскарады были большим испытанием для людей, ибо они должны были разучить, согласно своему костюму, мужские и женские партии в танцах. Кроме того, маскарады просвещали: каждый должен был знать символику маскарадных костюмов разных времен и народов. При входе проверяли, нет ли оружия, и снимали маску. Маскарад всегда заканчивался ужином и иллюминацией.
Постепенно маскарады стали проводить и в частных домах. В Петербурге их устраивали в домах князя Голицына на Невском и Морсаньи в Каменном театре. Все же венецианская традиция не имела такого большого резонанса в России, хотя при Екатерине II в маскарадах участвовали представители всех сословий, которые приобретали билеты в придворной конторе. Маски уже были не обязательны, но костюмы сохраняли свое значение.
Екатерина II превзошла всех своих предшественников в организации праздников. Она со свойственной ей мудростью вернула народу их исконные, самые важные календарные религиозные праздники, но придала им государственный официальный статус столичных торжеств. Праздники были призваны обличать пороки, восхвалять добродетель и славить наступивший "золотой век" России.
По старой русской традиции на Масленой и Пасхальной неделе в столицах стали возводить ледяные горы. В Петербурге они возводились на льду Невы в разных местах. Обычно катальных гор было две: они располагались параллельно скатами навстречу друг другу. Горы сооружались из больших бревен, имели лестницу и крутой дощатый скат до 18 метров. По обеим сторонам гор ставили елки, флажки и деревянные скульптуры.
Катались все сословия. Использовали санки и лодки, обитые сукном с изображением льва или лебедя. Санки пролетали с большой скоростью, поэтому для безопасности наверху горы устанавливали перила. Для светских людей подобные развлечения являлись не столько пристрастием к острым ощущениям, сколько непременным представительством: посещение дворянами народных праздников было обязательным и считалось хорошим тоном.
Они были настолько популярны, что даже когда не было снега, на Пасхальной неделе, в последней трети XVIII века стали возводить "летние" катальные горы: по деревянным спускам ездили по желобам на маленьких колясках с медными колесами. Вместе с горами сооружали маховые, круглые и подвесные качели.
1. Одноместные сани Павла I. 1797. 2. Езда на санях. Лубок. 3. Езда на дрожках. Лубок. Летом катались в каретах, зимой в санях. Любимым видом зимних развлечений высшего сословия стало катание на коньках. Коньки с закругленными металлическими лезвиями привез в Россию Петр I и научился кататься. Впоследствии многие дворяне приобщились к этой забаве и катались на специально залитых катках.
Екатерина II организовала новую забаву для дворян. На Царицыном лугу она постановила устраивать карусели и турниры на манер рыцарей Средневековья. Участники каруселей садились на настоящих лошадей и рядились в разные костюмы. Всего их было четыре группы, или кадрили (как тогда говорили): славянская, индийская, римская и турецкая. Для соревнования этих четырех групп строились места для зрителей с билетами. Забава была одновременно и театром.
Всегда были четыре кадрили, которые выезжали на поле, производили упражнения с копьем, пистолетом, шпагой. Участники турнира должны были продемонстрировать свою ловкость, отрубив головы куклам, изображавшим мавров, и пронзив копьями картонные изображения тигров и кабанов. В начале турнира проезжали дамы на колесницах, а в конце – парад участников на лошадях, подсчет очков и призы. Как правило, это были медали, оружие или красный шарф от дамы. Затем был ужин, опера или бал.
Последняя такая карусель состоялась в 1811 году. По подобию "живой" карусели была сделана механическая – устройство с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами. Сидевшие на деревянных лошадях наездники старались во время вращения снимать копьями кольца, поражать щиты и мечи, целиться в мишень. Первую такую "кружительную машинку" завели в Петербурге, украсив ее блестками, стеклярусом, китайскими фонариками, диковинными сиденьями в виде боярских саней, львов, лебедя и слонов. Первоначально на эту забаву пускали только в костюмах. Великосветская и городская карусели имели много общего: "карусельный круг", игровое и театрализованное представление, костюмированные всадники. М.В. Короткова. Традиции русского быта |
|
Всего комментариев: 0 | |