Еще в мире никто не смог "переплюнуть "морских волков" по количеству легенд, ритуалов и суеверий...
ПОРОСЯТ - ВОН!
Ритуальные "танцы с бубном" начинались задолго до того, как корабль сходил со стапелей. Вот пример: ругающиеся "как матросы" корабельные плотники вели себя подобно ученикам воскресной школы, когда работали или даже просто находились рядом с килем закладываемого судна. Дурной приметой считалось, если первый удар корабельного мастера вдруг высекал искру - в будущем судно могло сгореть. Если же при постройке даже случайно проливалась кровь, то судно получало ярлык "корабля смерти". и знающих моряков в его экипаж заманить уже было невозможно.
Ни в коем случае нельзя было менять конструкцию судна после окончания его постройки, что, кстати, актуально и сейчас - ведь все уже рассчитано профессионалами и разного рода "здесь - отрезать, тут - добавить" могут только навредить.
Поросята, зайцы, священники и рыжие девственницы на верфь не допускались. Насчет поросят и зайцев трудно сказать, почему, а вот рыжие, считалось, обладали дурным глазом. Священники приходили только освящать готовый корабль, их более раннее появление могло привлечь нечистую силу к еще беззащитному остову.
Когда-то давно викинги, строя драккары, приносили человеческие жертвы. Много позднее этот кровавый обычай стал более гуманным - в стенки и настил ходовой рубки закладывались всего лишь кости животных. Подходящим амулетом считались также ботинки или вещи, имеющие форму ботинка. К примеру, на голландском судне "Амстердам", затонувшем в 1748 году близ Гастигса (графство Сассекс), в обшивке были обнаружены лошадиный череп и сапожная колодка. Эти предметы должны были (хоть и не смогли) уберечь корабль от опасности.
На кораблях американского военного флота до сих пор отправляют новичков в самый глухой угол трюма с наказом: отыскать и надраить до блеска якобы имеющуюся там золотую заклепку. Этот обычай пошел с тех времен, когда мастера "на счастье" закладывали золотые монеты в киль при постройке корабля.
Ну а что касается суеверий самих моряков...
"СТО ГРАММ" ДЛЯ СЕЛЕДКИ
Есть такой старый анекдот: попался рыбакам маленький карасик. Такой маленький, что отпустили они его на волю, но предварительно нечаянно уронили в стакан с водкой. И тут как пошел клев - только успевай добычу вытаскивать. Лежат все эти пойманные рыбы на берегу, и одна другой говорит: "Сволочь этот карасик, наврал, что наливают и отпускают..."
Сей анекдот, как ни странно, имеет под собой историческую основу. Начиная примерно с XVI века (и по наши дни)рыбаки из Сен-Мало, города, бывшего когда-то пиратской столицей Франции, первую пойманную за сезон рыбину "напаивали" вином и отпускали в море. Считалось, что запах алкоголя привлечет других рыб и заманит их в сети.
Но это одно из немногих суеверий, имеющее под собой, так сказать, меркантильную основу. Больштнство же повений и ритуалов существовало для того, чтобы оградить корабль и его команду от гибели. К примеру, англичане искренне считали, что любой упавший за борт деревянный предмет, будь то весло или пробка от бочки, является предвестником кораблекрушения. И единственный способ предотвратить беду - не мешкая выловить деревяшку из воды и убрать от борта подальше. Правда, были и исключения. Скажем, лучший способ вызова ветра - выкинуть старую корабельную швабру в море. Но если швабра упадет за борт случайно - это очень плохая примета.
Если лишней швабры на судне нет. то достаточно просто побултыхать ее за бортом, а как только подует ветер - сразу убрать в трюм, чтобы не гневить зря морских богов.
ПОКАЖЕМ ШТОРМУ...!
Для вызова ветра есть и другие способы, например, нужно тихо посвистеть. Капитаны парусных судов, попав в штиль, начинали насвистывать, легонько постукивая или скребя мачту с той стороны, с которой необходим ветер. Французские моряки считают, что при этом еще необходимо громко и выразительно ругаться. А вообще со свистом на море надо поосторожнее, а то можно и до бури досвистеться. У многих народов свист считается грехом, так как самыми отъявленными свистунами являются черти, а повелителей океанов этот звук только раздражает.
Если свист и поскребывание результатов не давали, то, стало быть, на борту судна находится грешник, которого необходимо "вычислить" и заставить покаяться. В эту примету верили даже пираты, имеющие, как мы понимаем, достаточно специфическое понятие о грехе. В любом случае, обнаруженный, но не желающий каяться грешник мог получить и ножом под ребро.
Еще, чтобы вызвать попутный ветер, можно использовать заговор. Моряки наговаривают имена всех ветров, делая при этом насечки на небольшой палочке. Затем кормчий бросает эту палочку за спину в море, произнося при этом ласковые слова "нужному" ветру и всячески ругая "ненужный".
Если , наоборот, необходимо "отогнать" шторм в сторону, то капитан мог достать из ножен меч (или морской кортик) и постучать им по борту с той стороны, с которой ожидался приход стихии. Но данное действие мог производить только капитан корабля.
Уникальный способ избавиться от противного ветра применяли моряки Индонезии. Поскольку боги ветров в их представлении являлись существами женского пола, со всеми свойственными дамам достоинствами и недостатками, индонезийские мореходы... раздевались догола и демонстрировали в полной мере свои достоинства встречному ветру. Застеснявшись подобного бесстыдства, леди-буря просто обязана была свернуть в сторону либо поменять направление на попутное.
"ПОГЛАДЬ БУЛОЧКУ"
Большинство ритуалов исполнялось не только с целью сберечь собственную жизнь и судно, но и в качестве подстраховки собратьев-мореходов. К примеру, нельзя было переворачивать круглый хлеб, от которого уже отрезан ломоть - в этот момент может где-то опрокинуться корабль. Если стеклянная посуда вдруг зазвенит, ее немедленно надо приглушить рукой. Это поверье пошло от мореплавателей Южной Америки - в их среде звон посуды считался погребальным, и его прекращение могло спасти тонущего где-то моряка.
Семьи британских рыбаков обязательно держали в доме черных кошек - считалось, что они способны "сохранять" хорошую погоду во время промысла. Близкие родственники французских рыбаков лепили кораблики из хлеба, чтобы те охраняли настоящие суда, ушедшие в открытый океан.
Жена, провожая мужа в море, должна обязательно погладить рукой воротник его форменной одежды - ради счастливого возвращения. Моряк мог и сам привлечь на свою сторону удачу, перед выходом из дома погладив лобок жены или подружки, - этот ритуал носит название "поладить булочку". А вот если датским "морским волкам" по пути к кораблю попадалась женщина в белом фартуке, то ее необходимо было обойти далеко стороной, иначе гибель корабля неминуема.
"НЕХОРОШИЙ" ТОМАС
Что же касается понедельников, пятниц и прочих "тринадцатых чисел", то тут морской "кодекс суеверий" оставляет далеко за бортом все приметы "сухопутных крыс". Для примера, испанцы до сих пор пятницу считают самым счастливым днем для выхода в море, ведь, именно в этот день недели началась экспедиция Христофора Колумба. А французские и английские мореплаватели всячески избегают пятницы, первого понедельника августа, а также даты 2 февраля и 31 декабря. Все потому, что когда-то в эти дни происходили серьезные кораблекрушения.
Скандинавы никогда не начинали постройку судна в четверг, так как этот день Тора - господина бурь и бога грома и штормов. Злосчастная пятница также у викингов не котировалась - этот день принадлежал богине Фригг, знающей все заранее, способной, но не желающей предотвращать беды, что морякам было крайне неприятно.
Самый показательный случай "пятничного" суеверия произошел со шхуной "Томас Лоусон" в 1907 году. В считанные часы этот огромный семимачтовый корабль, шедший в сторону Ла-Манша, превратился в бесформенный кусок железа, "повстречавшись" с прибрежными скалами острова Аннет. Мало того, что катастрофа произошла в пятницу 13 декабря, так и само имя корабля уже сулило беду. Ведь Томас Лоусон - автор хорошо всем известной книги "Пятница, тринадцатое"...
Игорь Савельев
"Тайны ХХ века" 2007
|