История, написанная на дереве

Юван Шесталов
Рисунки С. Острова

 

   А что было на этой земле много веков назад? Неужели в тайге бродили одни медведи и не было никогда охотников? Неужели по северным рекам плавали лишь рыбы и не скользили легкие лодки рыбаков? Неужели голубое северное небо звенело лишь от полета уток да хохота чаек и не раздавался веселый человеческий смех? Почему я так задумался? Да потому, что часто корреспонденты пишут о Севере как о земле, "где не ступала еще нога человека".


   На Севере уже много тысяч лет живет человек. И, как у каждого края, у него есть своя история.
   А как ее узнать? Ведь у манси и хантов, как и у других малых народов, до Октябрьской революции не было письменности. О важных событиях в жизни края не прочитаешь в летописях, как у русских. И все же многое можно узнать. А зачатки письменности у манси и хантов были. Своеобразная эта письменность. Не карандашом, в топором или ножом "писали". Не на бумаге, а на дереве или на камне.


   Убьет охотник зверя - и на дереве об этом напишет. Уложит, например, лося - на стволе, очищенном от коры, не фигуру его нарисует, а вытешет только одну ногу. Длинная нога. А копыто острое, раздвоенное. Даже на рисунке страшно. Художник знает силу и мощь этого оружия. Медведь от этого удара ревет, а волки падают, не успев оскалить зубы.
   Любой охотник знает, как рассказать людям, что на этом месте убит олень. Он нарисует тоже ногу. Только меньше лосиной. И копыто тупое, не страшное.
   А что у россомахи самое примечательное? У ней узоры на спине. Охотник эту черту и отобразит в своем "письме".


   У каждого охотника есть своя тамга - подпись - родовая или личная. Он ставит ее на стволе дерева. Если было несколько человек - сделает наверху зарубки, зарубки внизу говорят о количестве собак, которые были вместе с охотниками. Вся история на дереве написана. И дату можно определить по возрасту зарубок. Стоит лиственница у тропы и многие годы  повествует об удаче охотников... Там можно прочитать, где человек добыл других зверей, где было пиршество и где людям пришлось умереть, не добравшись до ближайшего жилья.
   А на Урале, который по-хантыйски называют "Кев", что в переводе на русский означает "камень", на скалах есть загадочные рисунки. Может, они тоже повествуют о каких-то событиях в жизни древних?


   А у охотников и оленеводов, на широком кожаном ремне, где на сияющей цепи висят костяные ножны с ножом, зубы убитых медведей, россомах, волков, трут, кремень и точило, обязательно подвешены и палочки с таинственными зарубками. Что это? Безделушки, подвешенные для красоты? Нет! Взглянет старый человек на чуть потемневшую от времени палочку и скажет, какой сегодня день. Значит, эти палочки служат ему календарем. Взглянет на другую палочку и скажет, сколько было у него оленей в прошлом году, сколько сейчас, сколько шкурок беличьих он сдал на приемный пункт, сколько муки получил. Есть у старого манси и новые палочки со свежими зарубками. О новой жизни он в них "пишет", новым светлым дням в них он счет ведет.  Многое можно узнать по этому "деревянному письму". Но историю земли по ней разве  узнаешь? А человек должен знать историю земли, на которой  живет. И на помощь может прийти сама земля.


   Есть на Оби выше Березова местечко Вежакоры. Ялпус - называют его еще по-мансийски. А в переводе на русский означает это "священный город". Нет здесь никакого города. Всего несколько домиков стоит на берегу Оби. А на другой стороне берег обрывистый. Издали кажется могучим конем, по грудь стоящим в сияющей обской воде. Широка спина у того коня. Бок у него весь пятнистый. А грива густая, зеленая. Высоко в небо он ее взметнул. Будто рвет поводья конь и летит в бой.


   Об этом местечке много сказаний. Одно таинственнее другого. Все они повествуют о богатыре Ялпус-ойке, который одержал здесь над каким-то чужеземцем победу. Все сказания начинаются так:
   "В священном городе, стоящем на берегу, который так похож на мчащегося коня с могучей гривой, с боками, похожими на осенний лес..."
   Нет там никакого города. А над обрывистым берегом на высоком холме стоят могучие кедры. Может быть, им не одна сотня лет. И были они, наверно, свидетелями битвы. Сказания повествуют, что манси и ханты здесь победили. Но крови было много, и люди на этом месте постелили "берестяной ковер". А ковер разве бывает берестяным? - спросите вы.


   Из бересты на севере многое делают. Туески с цветными узорами, в которых ягоды носят, шкатулки, где хранятся женские украшения, ведерки для воды, и даже жилье - чум из бересты - строили. Сшили древние огромный ковер из бересты весенней березы и постелили на том месте, где был бой и одержана победа. Назвали это место священным. Через каждые семь лет устраивали здесь пляски. Из разных концов края манси и ханты приезжали сюда на оленях, на лошадях с бубенцами, колокольчиками. У "священной избушки" приносили в жертву оленей, жеребят. Ели мясо вареное и вспоминали предков, сабли которых хранились   в этой избушке. Там и шкурки соболей, лисиц висят, и маски,  белые бороды семи великанов хранятся. Этих великанов зовут "Учи". Они злые, как людоеды. С первыми сумерками, когда соберутся все гости, семь человек надевают эти маски и с криками, со стуком сабель приходят в деревню, идут в дом, где собрался народ. Начинается единоборство между великанами и богатырями. Семь дней, семь ночей продолжается пляска. В этой пляске оживают события минувших дней. А в них горе и радость человека, победы и поражения. Семб дней и ночей славят люди своих древних предков, своих героев.


   Много веков, видно, прошло с тех пор, когда произошел этот бой: над тонким слоем бересты вырос большой слой земли. А край берестяного ковра увидит любой. Летом на песчаном обрыве он хорошо виден.

 

1970-е

 

назад