Милосский шедевр и банальная драка.
По сию пору терзает многие умы загадка улыбки Моны Лизы - Джоконды, изображенной на великой картине гениального Леонардо . Точно так же не дает покоя пытливым исследователям тайна отсутствующих рук знаменитой статуи Венеры.
Жертвы безумия.
Авторство создания этой статуи приписывают знаменитому Фидию или одному из его учеников. Многие современные скульпторы мечтали встать с ними на одну ступень, создав собственную Венеру - с руками. Бесчисленные попытки съедали силы, время, деньги, но большинство ваятелей, так и не достигнув совершенства, бросали затею, уже находясь на грани безумия. Наиболее упорные эту грань переступали: итальянский скульптор, создавший двенадцать вариантов статуи Венеры, закончил свои дни в психиатрической лечебнице.
В начале XX века член французской Академии Жан Экар написал "Роман одной статуи", в котором изложил подробности находки шедевра неизвестного древнегреческого скульптора. В декабре 1912 года одна весьма респектабельная французская газета опубликовала на своих страницах большой отрывок из книги Экара, в котором не только раскрывалась тайна пропавших рук Венеры, но и называлась причина, из-за которой эта тайна возникла и так долго сохранялась.
Ушлые греки.
Согласно этой версии, великолепную статую обнаружил Йоргис Боттонис, житель греческого города Кастро с острова Милос, который входил тогда в состав Турецкой империи. В 1820 году Боттонис со своим сыном Антонионисом и племянником работал в поле, как вдруг грунт под ними начал осыпаться, и образовалась яма. Заглянув в нее, Боттонисы увидели провалившуюся каменную кладку.
Опустив в отверстие фонарь на веревке, греки смогли рассмотреть подземный склеп, на сводчатой крыше которого они стояли. Расковыряв дыру побольше, они спустились в склеп сами и увидели там прекрасную фигуру женщины из белого мрамора. "Одежду, закрывавшую ее лишь до бедер и ниспадавшую на пол широкими складками, она придерживала правой рукой. Левая была слегка поднята и изогнута - в ней она держала шар величиной с яблоко" - так они потом опишут свою находку.
Боттонисы ровным счетом не понимали в искусстве, но знали, что "антики" охотно покупаются и всегда можно найти людей, которые согласятся заплатить хорошие деньги за их находку. Они решили припрятать статую, но утащить мраморную красавицу целиком было невозможно: втроем они не смогли даже сдвинуть ее с места, а больше Боттонисы никого не хотели посвящать в свою тайну. Осмотрев статую внимательнее, Йоргис обнаружил, что статуя собрана из трех частей: верхней, нижней и левой руки с шаром, которая крепилась к плечу металлическим стержнем. Разобрав изваяние, греки перетащили в свой дом верхнюю часть и руку, а нижнюю часть оставили в склепе, замаскировав вход в него.
В апреле того же 1820 года в гавань Кастро зашел французский корабль "Шеврет", двое офицеров которого лейтенанты Маттер и д"Юрвиль, были большими любителями античности и рассчитывали найти на Милосе что-нибудь интересненькое.
Пользуясь стоянкой, французы стали обходить дворы греческих обывателей, интересуясь, не имеется ли чего на продажу. Лейтенанты зашли и к Боттонисам, а те показали им найденную в склепе статую Венеры. Греки, видя неподдельный восторг лейтенантов, запросили очень большие деньги, которых у офицеров просто не было в наличии. Сделка не состоялась, но они договорились с Боттонисом- старшим, что тот не станет предлагать статую другим покупателям, пока Маттер и д"Юрвиль не соберут необходимую сумму.
Опередили!
Из милосского порта Кастро "Шеврет" пошел в Константинополь. Едва прибыв в столицу Блистательной Порты, Маттер и д"Юрвиль поспешили явиться с докладом к французскому посланнику при дворе султана, маркизу де Ревьеру, и сообщили, что на Милосе имеется шедевр древнегреческого искусства, который вполне достоин занять место в одном из музеев Франции. Маркиз немедленно приказал секретарю посольства де Марсселюсу отправиться на Милос, купить там у греков Боттонисов статую Венеры и переправить ее во Францию.
Однако подготовка к путешествию заняла некоторое время, да и в пути де Мерсселюс не слишком-то спешил, так что 23 мая 1820 года, когда шхуна "Эстафет", на которой он плыл, подошла к берегам Милоса, на рейде Кастро уже находился турецкий бриг. Боттонисам не удалось сохранить втайне свою находку, и о статуе узнали турецкие власти. Они конфисковали изваяние и собирались отправить его на бриге в Константинополь. Бриг был готов принять на борт ценный груз, а большая часть команды отправилась в город, чтобы доставить мраморную красавицу-Венеру к берегу.
Увидев в подзорную трубу, что толпа турецких матросов и греков тащит что-то большое, белое и явно очень тяжелое, капитан "Эстафет" решил действовать: он приказал своим матросам грузиться в шлюпки, плыть к берегу и силой отбить статую у турок. Выполняя этот приказ, десант с "Эстафет" атаковал толпу. Завязалась драка, победителями из которой вышли французы. Препуганные турки и милосцы просто бросили части статуи на каменистую землю, при этом одна рука отбилась...
Матросы подхватили трофеи и волоком потащили их к шлюпкам, пока турки не вернулись с подкреплением. Впопыхах верхнюю часть Венеры повредили. но разбираться было некогда: руки подобрали и, забросив вместе со статуей в шлюпку, доставили на борт шхуны. Уже на "Эстафет", осмотрев добычу, французы увидели, что им досталась только верхняя часть изваяния - турки успели погрузить нижнюю часть на борт своего брига.
Теперь пришел черед выступить дипломату де Марсселюсу: он отправился на турецкий корабль и завел с его командиром переговоры, упирая на то, что у представителя французских властей была предварительная договоренность о покупке с владельцами статуи. Сложные переговоры шли целых два дня, дело не обошлось без взяток, но в конце концов секретарь посольства исполнил поручение маркиза де Ревьера: нижнюю часть статуи турки отдали, и "Эстафет" взяла курс на Марсель.
Приговор реставраторов.
Из Марселя Венеру повезли в Париж, где за нее взялись реставраторы, которые и вынесли страшный приговор: восстановить статую в прежнем виде уже невозможно. Оказалось, что там, на милосском берегу, матросы подобрали не все куски рук и плеча Венеры, а без них ничего не получалось. На Милос даже отправили тайную экспедицию, которой велено было хорошенько поискать, не валяются ли заветные кусочки мрамора на берегу. Но найти несколько осколков среди россыпей камней оказалось невозможно. Так Венера Милосская и стала безрукой и загадочной.
В 1872 году послом Франции в уже получившей независимость Греции был Жюль Ферри. Его посвятили в тайные обстоятельства обретения Францией греческого шедевра. Он съездил на Милос, где застал еще живым Антониоса Боттониса, который вместе с отцом и кузеном нашел Венеру. Антонионис и его кузен, оба уже глубокие старцы, божились, что пятьдесят два года назад видели Венеру с руками, и в одной из них она держала "что-то, очень похожее на большое яблоко".
В общем, тайна рук Венеры возникла из-за способа приобретения статуи: никто из французских политиков не желал принять на себя ответственность и признать, что шедевр был получен в результате вооруженного налета матросов. Не меньше желали сохранить тайну реставраторы из Лувра, которые решили оставить Венеру в том виде, в котором ее знают все, а обломки рук античной красавицы попросту куда-то спрятали - от греха подальше.
(по страницам журнала "Лиза")
|