Будет музыка... Музыка, основанная на гармонии, возникла значительно раньше, чем на Земле появился человек. Более того, само строение Солнечной системы основано на гармонии.
Музыкальная Вселенная
Об этом знали еще создатели Вед в Древней Индии. "Много тысяч лет назад в Индии великие мудрецы, - пишет исследователь древней философии Махариши Махеш, - познали в своем собственном познании тончайшие ритмы и просветляющие мелодии Веды, чистого знания, лежащего в основе мироздания. Вся Вселенная совершенно гармонична, бесконечное разнообразие развивается с бесконечным динамизмом, во всех эволюционных процессах Вселенной присутствует ритмичность и упорядоченность.
Гармония Вселенной, по мнению древних йогов, определяла и смены сезонов года, и смену дня ночью: "В течение суток мелодия Природы изменяется. Музыка Веды учитывает эти изменения, сонастраивая свои звуки с ритмами Природы. Так создаются очень естественные мелодии, которые согласуются с процессом эволюции. Это приносит мощное влияние гармонии в атмосфере, что восстанавливает баланс в Природе... Ночь подходит к концу и наступает рассвет. На рассвете, когда уходят темнота и унылость ночи, появляется свежесть, изменяя вибрации в атмосфере. В полдень снова происходят изменения частоты вибраций; то же происходит вечером и ночью. Эти циклы повторяются бесконечно, и поскольку все есть вибрация, каждому циклу соответствует свой звук".
Через несколько тысяч лет гармонию Вселенной заново открыли греческие философы. Они "слышали" гармонию семи планетных сфер, каждая из которых имела свое звучание. Семь ладов греческой соответствуют семи планетам: Марс ассоциировался с нотой "до", Венера - с "ре", Луна - с "ми", Юпитер - с "фа", Солнце - с "соль", Меркурий - с "ля", Сатурн - с "си".
Идею музыкального построения Солнечной системы подтвердили вычисления великого немецкого астронома и философа Иоганна Кеплера. Он обнаружил гармоничную закономерность между расстояниями планет Солнечной системы и музыкальными тонами.
Вся солнечная система, по мнению Кеплера, звучит, как огромный музыкальный инструмент. Каждая планета, проходя через определенный знак Зодиака, как бы задевает незримую струну.
Наполнена музыкой и Земля, на которой мы живем. Музыка зазвучала на ней на десятки миллионов лет раньше, чем появились люди, изобретшие ноты и раскрывшие природу гармонии.
Руководитель "биомузыкальной" программы Национальной академии наук США Патрисия Стоквел утверждает, что многие певчие птицы сочиняют свои трели по тем же законам, что и Шуберт, Шопен, Бах и другие великие европейские композиторы. Песни птички-крапивника почти точно повторяют начало "Революционного этюда" Шопена. Крапивник "сочиняет" хроматическую музыку, в которой октава делится на 12 полутонов. А дрозд-отшельник предпочитает пентатонный звукоряд, содержащий в октаве 5 звуков различной высоты. Он как будто играет только на черных клавишах пианино.
Да что там певчие птицы! Поют, притом прекрасно поют, даже горбатые киты. Их песни звучат в пределах семи октав. А предел мечтаний лучших певцов ограничивается тремя октавами. Каждая китовая песня строго выдержана в одном ключе, и музыкальную тему они развивают в нескольких вариациях. Американский океанолог Роджер Пейне сделал еще одно удивительное открытие. Он уверен, что в китовых песнях есть... рифмы! Правда, другие ученые не очень этому верят: как, мол, он смог уловить рифмы, не зная языка китов. Но Пейне не согласен: "Разве, не зная иностранного языка, вы не сможете отличить: стихи на нем читают или прозу?"
О "чистых" и "грязных" звуках
Исследования последних лет показали: не только животные, но и растения очень чувствительны к музыке. Существует понятие о так называемых грязных и чистых звуках. Первые отравляют окружающую среду. Именно на них очень реагируют растения. Наиболее угнетающе действует на растения дисгармоническая музыка, например, тяжелый рок. Как показали эксперименты, проведенные во многих странах, эти звуки оказывали на растения столь губительное воздействие, что некоторые из них теряли листья и засыхали. Не выдерживали звуки рока даже корни растений. Они начинали расти в противоположную от источника звука сторону.
По-иному реагировали растения на гармоническую музыку. Когда из репродуктора звучала музыка Бетховена, Гайдна, Шуберта или Брамса, растения вытягивали свои побеги в сторону динамика. Пришлась им по душе и индийская классическая музыка. Стоило включить динамик, как растения склонялись к нему чуть ли не горизонтально. А одно из них, как описывают эксперимент индийские исследователи, стоящее ближе других к динамику, буквально обвило его своей листвой.
Итак, музыка пронизывает весь Космос и все живое на Земле. Не является исключением и человек. Это подтверждают исследования российских физиков А. Охатрина и В. Искакова. Оба они изучали воздействие колокольного звона на окружающую среду. Оказалось, что удары колокола возбуждают сверхлегкие частицы - микролептоны. Возникающие при этом микролептонные поля окружают каждый предмет и удаляют вредные лептоны, омолаживая клетки всего живого.
Универсальностью музыки как способа общения уже научились пользоваться военные врачи Санкт-Петербурга для реабилитации российских солдат, прошедших через "горячие точки". По словам одного из разработчиков новой методики подполковника Валентина Манихина, реабилитировать психику человека, испытавшего сильнейшие стрессы во время боевых действий, очень сложно. Накапливающиеся стрессовые факторы разрушают жизнь вернувшихся из Чечни. На "синдром войны" накладываются синдромы хронического житейского неблагополучия. И вот офицеры, вернувшиеся домой, впадают в запой, начинают заниматься рукоприкладством на службе, дома. Некоторые кончают жизнь самоубийством.
Такого человека, прошедшего огонь и воду, но не выдержавшего ударов "мирной жизни" в новом перестроечном обществе, лечат в военном госпитале. Его подсоединяют к компьютеру. Пациент надевает на голову "корону" электроэнцефалографа и вслушивается в доносящуюся из колонок хаотическую музыку, издаваемую его организмом. Проходит немного времени и человек замечает, что он усилием мысли способен управлять этими, пока еще бесформенными звуками. Подсознательно он делает музыку более гармоничной, убирает раздражающие его диссонансы.
Каждому состоянию пациента соответствует свой набор нот. Чем ритмичнее работает организм человека, тем гармоничней создаваемая им мелодия. Человек слышит и управляет музыкой своего мозга. К концу сеанса из мелодии, рожденной организмом, исчезают резкие диссонансы, и организм обретает необходимый для него баланс.
"Еще большее воздействие на человека оказывают мелодии, звучащие, что называется, "изнутри его организма". А если говорить проще, это протяжные и мелодичные народные песни, которые еще не так давно звучали по вечерам на Руси в каждом селе, в каждой слободе". Эти слова, сказанные председателем экспериментально-творческого объединения любителей вокального искусства и сценической речи "Голос" Анатолием Поповым, основываются на долгом и детальном изучении воздействия голоса на людей. По его мнению, внешний облик и внутреннее состояние человека тесно связаны между собой. Это не предположение, а вывод, сделанный новой наукой - остефонией. Голос человека - это биологический орган. Когда он звучит, по нему, как по камертону, настраивается работа отдельных органов, улучшается взаимодействие всех систем человеческого тела. Влияет голос и на нравственное состояние. Песня не только очищает человека от дурных мыслей, но и с помощью мелодии вводит в его подсознание хорошее. Между людьми появляется взаимопонимание такого уровня и накала, который невозможно достичь никакими рассуждениями и объяснениями.
В организме человека нет ничего, что было бы создано специально для голосообразования. Все органы, благодаря которым человек говорит, предназначены и для выполнения более важных функций. Гортань, наш основной голосовой инструмент, не является исключением из этого правила. Ее главная роль - дыхание и защита легких, на втором месте стоит функция замыкания, обеспечивающая после вдоха и выдоха устойчивость грудной клетки, необходимую для действия наших рук. И только на третьем месте - использование гортани в качестве вибратора при пении и разговоре.
Чтобы голос человека "звучал", настраивал работу всего организма, Попов разработал специальный метод - физвокализ. Используя энергию мысли, внутреннего сопротивления и внешнего воздействия, физвокализ способствует возникновению во всем организме биоакустического резонанса. Энергия акустических колебаний возбуждает звукопроводящие каналы, пронизывающие весь организм. Эти колебания позволяют создать оптимальный нервно-мышечный тонус, который, как хороший дирижер, управляет всеми органами человека.
Особенно важно такое воздействие при выполнении человеком больших физических нагрузок. Ведь не зря в армии обязательно во время больших переходов запевали песни, помогающие шагать усталым солдатам. По мнению Попова, осмысленный подход человека к своему организму как к биооргану, применение физвокальной тренировки поможет осуществить давнюю мечту людей - достижение духовного и физического совершенства.
Особенно важны подобные "дирижеры организма" для детей. Чем раньше они приучатся к гармоничным мелодиям, пронизывающим всю их природу, тем лучше. Но еще лучше, когда ребенок знакомится с такими мелодиями еще до своего рождения. Этот факт подтверждают многочисленные исследования, проведенные учеными в разных странах мира, в том числе и в России. Оказывается, музыка способна влиять не только на здоровье детей, которым предстоит родиться через несколько месяцев, но и на "воспитание" будущего человека.
Музыка - универсальный язык. Она непосредственно воздействует на правое полушарие головного мозга, которое ученые условно называют эмоциональным. Музыка, если она построена на гармоничных основах, ненавязчиво проникает в еще только формирующегося человечка, устанавливает прочные связи между двумя полушариями мозга, изменяет отношение к окружающему миру.
По мнению президента Российской ассоциации эмоционального развития Владимира Кирюшина, музыка влияет на открытие так называемой блоковой памяти, на расширение ее объема. Считается, что в среднем человек использует только 5-10 % возможностей своего мозга. Гармоничная музыка, в атмосфере которой находится еще не родившийся ребенок, способствует раскрытию его творческих способностей, скрывающихся в эмоциональном головном полушарии. Дети, получившие музыкальное воспитание до своего рождения, отличаются образным "музыкальным" мышлением. Оно проявляется не только в тяге к искусству: музыке, рисованию, стихам, но и к математике, иностранным языкам.
"Музыка, - утверждает В. Кирюшин, - это совершенно уникальный язык. С одной стороны, он очень близок математике и другим точным наукам. С другой - это чрезвычайно эмоциональный язык, непосредственно воздействующий на деятельность правого творческого полушария головного мозга. Музыка способна проникнуть в человека и установить прочные связи с функционированием обоих полушарий, которые полностью изменяют отношения человека к окружающему его миру".
О том, что музыка - это нечто большее, чем гармонические колебания воздуха, свидетельствует следующий случай. В начале 90-х годов прошлого столетия в интернат для глухих детей в Сергиевом Посаде приехал известный музыкант и ученый Пол Уинтер. Он является представителем нового направления в экологическом воспитании и образовании. Ядром его является музыка, в равной степени оказывающая на человека, по мнению ученого, эмоциональное, физиологическое и даже символическое воздействие.
Дети, живущие в интернате, практически ничего не слышали и поэтому разговаривали малоразборчивыми, искаженными голосами. Уинтер рассказал им про морское путешествие, про своего друга волка. Потом достал саксофон и заиграл. Дети бросились к нему, и блестящий инструмент исчез под маленькими детскими ладошками. И вдруг сквозь звуки музыки раздались их невнятные голоса: "Я слышу море! Я слышу ветер! Я слышу волка!" Ученый смог "подслушать" мелодии, заполняющие наш мир, и выразить их в музыке. А дети через вибрацию инструмента, которую они почувствовали своими ладошками, ощутили их.
Но музыка не только является началом формирования человека. Она может стать и его концом. В Российском центре матери и ребенка исследовали воздействие гармоничной классической музыки на еще не родившихся детей. Здесь же проводили опыты по оценке воздействия современной музыки, например, тяжелого рока, столь любимого нашей молодежью. Конечно, такие опыты проводились не на людях, а на крысах. И что же? Через 30-40 минут прослушивания современной музыки у несчастных животных начинались припадки эпилепсии. Так стоит ли нам повторять на себе подобные эксперименты?
Михаил Бурлешин. "Тайная власть". 2004
|