Паровозы Черепановых — первые паровозы, построенные в России. Первый паровоз был построен в 1833 году, второй — в 1835 году.
Первый паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 года. Чертёж этого паровоза, выполненный Амосом Черепановым был представлен в рапортах управляющего Нижнетагильской Заводской конторой Дмитрия Белова в Санкт-Петербургскую контору Демидовых о заводском производстве за 1834 год (Википедия)
В лексиконе людей того времени изначально не было такого слова. Потому локомотив получил название «сухопутный пароход». В настоящее время модель первого русского паровоза 1-1-0, который был сконструирован Черепановыми, хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта.
Издание «Горный журнал» писал:
Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень (853,5 м) чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13 — 16 км/ч). Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5½ футов (1676 мм) диаметром 3 футов (914 мм) и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов (229 мм), в диаметре 7 дюймов (178 мм).
Источник справки
На календаре изображена почтовая марка "Первый русский паровоз, построенный Е. А. и М. Е. Черепановыми, 1833-34 гг." из серии "История отечественного паровозостроения", выпущенная в 1978 году.
|