15:16
Малоизвестная картина Репина


И.Репин. В одиночном заключении  

 

   С картиной "В одиночном заключении" советские зрители познакомились в 1957 году  на проходившей в то время в Москве выставке произведений И.Е.Репина.
   Полотно, принадлежащее Национальной галерее в Праге, было написано художником в 80-е годы XIX в. - пору наивысшего подъема его творчества, когда был создан цикл картин, посвященных революционной борьбе народников. Репин горячо верил в них, а их жизнь, "...трепещущую добром,.. свободой и борьбой против неправды, насилия, эксплуатации и всех предрассудков". Вера художника в благородный подвиг народничества особенно страстно запечатлена в образе революционера из картины "Отказ от исповеди". Но наряду с героем-борцом в работах этого цикла появляется и герой-жертва, герой-страдалец: от проницательного взгляда Репина не укрылась слабость народничества.

 


Портрет А.Стрепетовой. Худ. И. Репин

 

   Глубоким душевным надрывом проникнуты образы ссыльного из известной картины "Не ждали", умирающего сына из навеянной казнью первомартовцев картины "Иван Грозный и сын его Иван", портреты писателя Гаршина. Образ страдающей русской женщины создал Репин в двух портретах известной трагической актрисы П.А.Стрепетовой, обликом, духом и особенно искусством своим близкой революционерам-демократам. На одном из портретов она изображена в роли доведенной до отчаяния Лизаветы из "Горькой судьбины" Писемского. На другом актриса предстает перед зрителем в момент сильного внутреннего возбуждения. Этот превосходно написанный портрет - одно из лучших созданий Репина. Художник, хотя и называл его этюдом, очень дорожил им. Об этом свидетельствует письмо его к Третьякову, датированное декабрем 1884 года: "...относительно же этюда Стрепетовой - он останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Может быть, он поступит к Вам в Галерею, когда меня уже не будет в живых".

   Из этого письма следовало, что "Стрепетова" должна была помочь Репину в работе над какой-то сюжетной композицией. А что это за композиция, долгое время оставалось загадкой.

 

   В 1948 году в первом репинском томе "Художественного наследства" была воспроизведена картина, которую автор публикации И. Зильберштейн назвал "Революционерка перед казнью", датировав ее 1884-1885 годами (местонахождение оригинала в ту пору было неизвестно). Плохая тоновая репродукция, переснятая с редкого, изданного в 1900 году в Праге каталога, к сожалению, не давала возможности с полной определенностью судить об этом произведении, как-то выпавшем из поля зрения исследователей творчества Репина. И тем не менее можно было предположить, что это и есть та композиция, ради которой Репин удерживал у себя этюд Стрепетовой.

 

   Выставка 1957 года, на которой была представлена картина "В одиночном заключении", не только подтвердила мысль о близости этой работы к портрету Стрепетовой, но и дала возможность с полным основанием сказать, что и само по себе это произведение интересно и значительно.

 

   ...Во мраке тюремной камеры, освещенной тусклым мерцанием светильника, на узкой железной койке сидит молодая женщина. Широко раскрытые, горящие лихорадочным блеском глаза, нервный, плотно сомкнутый рот, бледность свидетельствуют  о трагической участи этой женщины. В ее облике нет того гордого презрения к смерти, которое выражали глаза революционера в "Отказе от исповеди". Лишь мучительная тоска да глубокое отчаяние, вызванные крушением дела, которому была отдана жизнь.

 

   Как и в "Стрепетовой", художник отказывается здесь от передачи второстепенных деталей внешности героини. Все предельно обобщено, выделено лишь самое существенное.

   Образ замкнувшейся в своих переживаниях, отрешенной от мира женщины требовал особого решения. Ничто не нарушает впечатления гнетущего одиночества заключенной. Все окружающие ее предметы тонут в тревожной мгле. И тем отчетливее предстают перед зрителем, как бы высвеченные, ее лицо и руки.

 

   Удивительно выразительны руки женщины: тонкие и нервные, они лежат на коленях, сжимая полотенце.
   Высокий эмоциональный накал образа усиливается контрастностью живописного фона: зловеще-черный, он приобретает огненно-красный оттенок в верхней части холста - над головой революционерки.

 

   Картина "В одиночном заключении", написанная в тяжелые годы революции, была одним из несомненных нравственных и творческих подвигов художника-демократа, существенным звеном в цикле его революционных картин.


Л.Зингер
(Журнал "Работница" 1979)

 

 


 

Категория: Живопись | Просмотров: 5 | Добавил: Лилия5413 | Теги: репин, стрепетова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]