16:18
Любовь и трагедия М. А. Врубеля

 

Одержимый демоном

 

"Мне кажется, талант Врубеля был так грандиозен, что ему было тесно в его тщедушном теле. И Врубель погиб от разлада духа с телом. В его задумчивости действительно было что-то трагическое" (Ф.И.Шаляпин).

 

        Надежда Ивновна Забела с волнением и слезами на глазах читала: "Фиалка моя, роза моя ширазская... я раб твой: все, что подумаешь только, сделаю..." Это письмо было от ее мужа, гениального художника Михаила Александровича Врубеля, из психиатрической клиники, где тот лечился.

 

  Диагноз как приговор

 

        Впервые после прожитых вместе шести счастливых лет ужасная болезнь разлучила знаменитую певицу с супругом. Видит Бог, она умоляла своего Мишеньку не пересиживать перед мольбертом. Увы, роковая страсть к бесконечному самосовершенствованию владела им, подобно демону. Даже после завершения громадного труда - картины "Поверженный демон", приобретенной, кстати, за большую по тем временам сумму в 3000 рублей, - Михаил Александрович работал как одержимый. Он не отходил от мольберта по 15-20 часов в сутки.

 

       Тут-то и начались проблемы со здоровьем: головные боли, стойкая бессонница, что и довело в конце концов художника до психиатрической лечебницы. Диагноз именитого психиатра Бехтерева прозвучал подобно приговору: болезнь неизлечима...

 

       Однако лечащие врачи заметили, что каждое посещение клиники Надеждой Ивановной весьма благотворно сказывается на состоянии пациента. Художнику даже разрешили понемногу рисовать. "Дай-то Бог!" - думала певица, перечитывая полученное письмо. Она была моложе мужа на 12 лет, однако стала знаменитостью раньше Михаили Александровича.

 

       Известность пришла к ней как к солистке Частной русской оперы С.И.Мамонтова. Забела оказалась непревзойденной исполнительницей главных партий в операх Н.А.Римского-Корсакова "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Псковитянка", "Царская невеста", некоторые из них композитор написал специально для нее. В то время о художнике Врубеле знал лишь узкий круг ценителей, и среди них - меценат Мамонтов. Случилось так, что именно в его театре встретились живописец и певица.

 

 Голос судьбы

 

      ...Врубель только что широкой кистью прошел по декорациям леса и собирался выписывать синее небо с алым закатом, как вдруг кисть выпала из его руки: зазвучало прозрачное колоратурное сопрано с бархатистым тембром, сразу захватившее художника до глубины души. Затаив дыхание, Михаил Александрович упивался чистотой и ясностью голоса. Художник так живо ощутил бесконечное родство между прозрачностью этого пения и своим искусством, что едва дождался перерыва в репеции.

 

      Врубель бросился за кулисы, подбежал к Забеле, стал целовать ей руки, повторяя: "Какая прелесть!" С той памятной встречи Михаил Александрович начал ухаживать за певицей с каким-то юношеским пылом: артистка никогда бы не подумала, что ее поклоннику уже сорок лет. Врубель даже вызвался написать картину "Гензель и Гретель", на которой хотел изобразить Надежду Ивановну в виде маленькой девочки. Столь необычный поступок растрогал певицу. А когда Врубель сделал ей предложение, Надежда Ивановна неожиданно для самой себя сказала: "Если задуманная вами картина окажется удачной, то вот вам моя рука".

 

 

      Картина действительно удалась, и в том же году художник и певица обвенчались. После замужества она написала своей сестре Е.И.Ге: "Вот уже четвертый день, как мы женаты, а мне кажется - очень давно. Мы как-то удивительно сошлись с Михаилом Александровичем, так что никакого стеснения не существует, и мне кажется, что мы давно муж и жена".

 

Союз творцов и сердец

 

     Все костюмы для Надежды Ивановны  - и театральные, и концертные - художник всегда придумывал сам. Прекрасный облик певицы в роли царевны Волховы запечатлен ее мужем на большой акварели. Сохранилось несколько других великолепных изображений артистки в изящных платьях, сшитых по эскизам живописца, например, пленэрный портрет маслом в платье ампир с широким поясом, в перчатках и с лорнетом в руках.

 

    После нескольких лет супружества Надежда Ивановна по-прежнему оставалась для Врубеля манящей загадкой, блоковской Незнакомкой. Михаил Александрович так боготворил свою супругу, что сам одевал ее, как драгоценную куклу, помогал ей разучивать новые роли и давал ценные советы, хотя и не обладал специальным музыкальным образованием. Очаровательная женщина и обладательница проницательного ума следовала им, и, как оказывалось, не зря.

 

    Врубель находил подлинное вдохновение в творчестве своей избранницы. А она всячески стремилась предостеречь мужа от жизненных неурядиц. С 1905 года по 1910 год Врубель периодически лечился в клиниках, и его подруга вместе с сестрой художника Анной Александровной никогда не оставляли его. Когда же Михаил Александрович ослеп, то Анюта читала ему вслух, а Надя пела. Ее голос был спасительным островом для больной души великого Мастера...

 

(по страницам журнала "Лиза")

Категория: Выдающиеся люди | Просмотров: 277 | Добавил: Лилия5413 | Теги: Врубель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]