09:48 Королева русского кинематографа | |
Двадцать шесть лет. Шесть месяцев . И семь дней. Много или мало с точки зрения житейской арифметики? Столько на свете прожила женщина, которая изобрела любовь, - маркиза Коломбина, ангарская кошечка, статуэтка японская, капризная девочка с синевою очей. Не счесть титулов, которыми награждали ее поклонники и ловкие репортеры. Ее любили все: князья и уличные мальчишки, южане и северяне, революционеры и жандармы. Ей посвящал концерты Федор Шаляпин, для нее написал знаменитую песню "Ваши пальцы пахнут ладаном" салонный трагический Пьеро - Вертинский. Ей дарили миллионные шубы, корзины любимых ею белоснежных астр и камелий. Обожатели не жалели денег на коллекционное розовое шампанское, хрусталь, жемчуг с Антильских островов и экзотических зверушек. У королевы экрана не было вульгарной биографии.
Еще при жизни Веры Холодной многие пытались понять, в чем загадка удивительной магии ее искусства. Но пока никому так и не удалось раскрыть тайну первой "звезды" отечественного кино. "Воистину дар Божий, огонь космический жил в этих очах", - писал один из киноведов.
Жизнь и смерть "звезды", как водится, были окутаны мифами и домыслами...
...Родилась она 5 августа 1893 года в Полтаве в семье учителя гимназии Василия Андреевича Левченко. Детство и юность ее прошли в Москве. К искусству она тянулась всегда, особенно любила балет и даже некоторое время училась в балетной школе Большого театра, участвовала в любительских спектаклях. Кинематограф, новинка века, конечно, интересовал ее, однако о карьере актрисы Вера Левченко не помышляла.
Как любая кокетливая девочка, она мечтала стать балериной. Вера смотрелась в зеркало. Ужасно! Мало того, что пышечка, так еще и маленького роста. Чувственный, прихотливого рисунка рот. Слишком большие глаза. Неуклюжа. Нет, замуж поскорей, и даже не мечтать о театральной карьере.
В 1910 году на выпускном балу Вера , вчерашняя гимназистка, встретилась с молодым юристом Владимиром Григорьевичем Холодным. Вскоре они обвенчались, и семнадцатилетняя Вера Левченко стала Верой Холодной. Этот ранний брак оказался необычайно прочным, и никакие перипетии жизни не смогли его разрушить.
Летом 1914 года Вера Холодная робко переступила порог киноателье Тимана и Рейнгардта, где режиссер Владимир Гардин снимал фильм "Анна Каренина". На кинофабрику Веру Васильевну привела вполне прозаическая цель - желание немного заработать. Владимира Григорьевича призвали в армию, и материальное положение семьи оказалось далеко не блестящим. Гардин вспоминал: "Стройная, гибкая, она сидела передо мной, опустив красивые ресницы на обвораживающие глаза, и говорила о том, что хочет попробовать свои силы на экране. Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо вверх. Правда, выходило это у нее замечательно. Но этого было мало, так мало, что мысленно я поставил диагноз из трех слов: "Ничего не выйдет". Вере была поручена маленькая бессловесная роль итальянки-кормилицы.
Владельцы киноателье решили отказаться от несостоявшейся актрисы, но все же дали ей письмо к другому кинорежиссеру Евгению Бауэру, работавшему в известной фирме Ханжонкова. Как же они все жалели потом, что упустили такую драгоценность! Правда, выяснилось это лишь год спустя, когда имя Веры Холодной стало известно во всех уголках России, а фирма Ханжонкова начала получать баснословные прибыли на прокате фильмов с участием новоявленной кинозвезды.
Так появилась на экранах недосягаемая Вера Холодная. Самая знаменитая актриса русского немого синематографа. Она играла Анну Каренину, даму с камелиями и княжну Тараканову, была жгучей цыганкой, томной турчанкой из гарема, графиней из драмы и великосветской жизни, тургеневской девушкой, роковой дамой полусвета, кокоткой, которая эффектно совершала самоубийство за три минуты до надписи "Конец фильма". В сумраке зала вспыхивало ее наивное лицо, оттененные в чернь по моде глаза, заломленные в порыве страдания или счастья руки. Роковая дива, звезда белого полотна, растиражированная в тысячах открыток и афиш, Вера Холодная триумфально завоевала Россию, без единого выстрела, одной лишь магией светового луча из кинобудки.
Единственная и несравненная
Первым фильмом, в котором восходящая кинозвезда снялась в главной роли, была картина "Песнь торжествующей любви" по рассказу И.С.Тургенева. Фильм шел с исключительным успехом: "каждая часть его заканчивалась шумными аплодисментами и громкими выражениями восторга и восхищения". Картину смотрели по несколько раз. Вера Холодная вдруг приобрела огромную популярность. Портреты актрисы появились на открытках, на обложках журналов.
Игра Веры Холодной производила неизгладимое впечатление, незабываемое и через десятки лет. Известный кинодраматург Алексей Каплер вспоминал, как еще в детстве ему довелось видеть фильм с ее участием: "Погас свет, пошла картина. И я впервые увидел на экране это удивительное лицо, глаза актрисы... Сидел, не шелохнувшись, и вместе со всем залом неотрывно следил за судьбой героини. Состояние зала было похоже на какой-то массовый гипноз, и я невольно дышал единым дыханием со всеми, а, выходя после сеанса, так же, как и другие, прятал зареванные глаза".
Всероссийская слава и огромные гонорары не вскружили Вере Васильевне голову: она оставалась любящей женой, заботливой матерью (у нее было две дочери - Евгения и Нонна) и здравомыслящим человеком. Актриса отлично понимала, что роли ее грешат шаблонностью. Нескончаемые салонные мелодрамы тяготили ее, хотелось серьезных ролей. К сожалению, мечта эта так и осталась мечтой. * * *
Всего три года суждено было ей работать на съемочных площадках и блистать в свете. Сутки в гриме, воспаленные от электрической подсветки глаза, съемки по восемнадцать часов, и все без жалоб и капризов - для королевы экрана это сущий пустяк.
* * *
Летом 1918 года Вера Холодная снялась в двухсерийной картине "Мещанская трагедия", а затем с артистами киностудии Харитонова и родными выехала в Одессу.
Как гаснут звезды? Сколько раз она, Вера Холодная, или Вера Северная, как печатали на иных афишах, умирала на экране. От яда, от навета соперница или отвергнутого негодяя-любовника, от романтической чахотки или безнадежной любви?
Затерянная могила
Начался 1919 год. ... Вера Васильевна заболела "испанкой" - гриппом, протекавшим тяжело, как легочная чума. Лучшие врачи города оказались бессильны. Спустя восемь дней, 3 февраля, Вера Холодная скончалась на 27-м году жизни. Перед смертью она простилась с родными, священник причастил и соборовал ее... Таков был действительный финал жизни королевы русского экрана.
...под окнами ее бедной одесской квартирки собрались сотни поклонников, не расходились и на ночь, жгли костры, ждали приговора лучших врачей, приглашенных к больной. Рано утром вышел на крыльцо старый доктор и сказал: "Королевы экрана больше нет". Зрители сняли шапки и разошлись.
Вся Одесса провожала Веру Холодную. Похороны были засняты на пленку, и этот скорбный документальный фильм прошел по всей России.
После революции имя Веры Холодной было предано анафеме как символ буржуазной культуры, буржуазного кино. Серьезно говорить и писать о ней считалось недопустимым. Однако сколько ни старались "поборники нового быта" отправить в небытие имя королевы русского экрана, как ни пытались опошлить и осквернить его, ничего из этого не вышло. Оно продолжало жить в памяти и не забыто до сих пор.
Она снялась в сорока четырех фильмах. Уцелели только пять. Кино - это карманное бессмертие. Достаточно настроить проекционный аппарат, устроиться поудобнее в кресле зрительного зала. И вот - Вера снова жива. (Геннадий Черненко. "Тайны XX века", вырезки из газет) | |
|
Всего комментариев: 0 | |