09:44
Худ. Лев Бакст (1866-1924), мастер модерна


Ужин. Худ. Л. С. Бакст (1866-1924). 1902.

 

По словам писателя В. В. Розанова, художник изобразил "стильную декадентку конца века, черно-белую, тонкую, как горностай, с таинственной улыбкой а la Джиоконда". Картина стала манифестом стиля модерн в русском искусстве.

 


Лев Самойлович Бакст (1866-1924), художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже.

Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

 


Портрет С. П. Дягилева. Л. С. Бакст (1866-1924). 1906.

 

Дягилев был бессменным редактором журнала "Мир искусства". На его страницах  ставились глобальные вопросы о развитии новой художественной культуры в целом, о создании "большого стиля эпохи" и о синтезе искусств.

Из всех представителей художественного объединения "Мир искусства" Лев Бакст - самый восприимчивый к колебаниям моды в сфере искусства. Стиль многих его работ  прямо ассоциируется с произведениями западноевропейских мастеров модерна.

 


Обложка журнала  "Мир искусства". 1902. Л. С. Бакст (1866-1924).

 

Значительную роль  в становлении русского модерна сыграли русско-зарубежные художественные связи. В художественной жизни Москвы и Петербурга стали регулярным явлением выставки зарубежного искусства. В 1897 году в Петербурге была организована "Международная выставка афиш", среди участников которой значились и уже признанные мастера модерна, как Альфонс Муха, Теодор Хейне и др.

 

Художественное объединение "Мир искусства" создано А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым в 1898 году. С первых шагов существования новое общество отмежевалось от передвижничества и Академии художеств, объявив о своем намерении искать новые пути в искусстве.

 


Эскиз костюма к балету  Клода Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна". Л. С. Бакст (1866-1924). 1912.

 

Огромное значение для формирования "Мира искусства" имела личность Сергея Павловича Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых русских сезонов.
Лев Бакст совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала "Мир искусства". Графические работы, изданные в этом журнале, принесли Баксту славу.

 


Портрет Зинаиды Гиппиус. Русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц Серебряного века (1869-1945).  Л. С. Бакст (1866-1924).1906.

 

В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в Грецию, где изучал археологические  находки крито-микенского периода. Бакст открыл для себя (а потом и для всей Европы), что подлинная античность - это не академически белоснежные скульптуры и колоннады, как считали ранее целые поколения ценителей искусства, а свободное буйство красок. Именно тогда определились основы стиля Бакста: архаическая греческая раскованность в сочетании с экзотической роскошью Востока.



Эскиз декорации к балету М. Равеля "Дафнис и Хлоя". Л. С. Бакст (1866-1924).



Эскиз декорации к балету "Синий бог". Л. С. Бакст (1866-1924).

 

Замечательный декоративный  и колористический дар Бакста в полную силу проявился в театрально-декорационной живописи и эскизах костюмов для сцены. Оформленный им спектакль - это ослепительно пышное зрелище, своей красочностью подчас затмевающее актера. особую славу Бакста составили его работы для "Русских сезонов" в Париже, а также для труппы Иды Рубинштейн.

 


Св. Себастьян. Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к мистерии Габриэле де Аннуецио "Мученичество святого Себастьяна". Л. С. Бакст (1866-1924). 1911.

 

Блестящие спектакли "Русских сезонов" в Париже Сергея Дягилева были невероятно успешны благодаря не только таланту и мастерству постановки и исполнения, но и благодаря костюмам и декорациям. Лев Бакст достиг совершенства в пластике персонажей - странная, томящая чувственность есть в этих волнистых линиях и струящихся складках одежд.

 


Ида Рубинштейн (1883-1960), российская танцовщица и актриса.

 

Михаил Добужинсктй писал о признании таланта художника европейской, в частности, парижской публикой: "Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Изысканность ярких цветов, роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, пышное изобилие орнамента и украшений - все это настолько поражало воображение, настолько отвечало  жажде нового, что воспринято было и жизнью. Ворт и Пакэн - законодатели парижских мод - стали пропагандировать Бакста.

 


Модели одежды от Льва Бакста.

 

"Искусство модерна". Е. Шамрай, Я. Пундик

Категория: Живопись | Просмотров: 8 | Добавил: Лилия5413 | Теги: Бакст Лев, модерн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]