13:39 Гибель "Индигирки" | |
Пароход "Индигирки" - грузовое судно. Максимальное количество пассажиров, способных с относительным комфортом разместиться на его палубе, - двенадцать человек, не считая команды. Однако в этот рейс (как, собственно, и во все предыдущие) количество пассажиров превышало положенное в... сотню раз. А именно: почти тысяча двести человек. Причем надо заметить, что далеко не все "путешественники" были добровольцами... В начале ноября 1939 года "Индигирка" подошла к устью реки Армань, где приняла на борт рабочих "Дальрыбопродукта", вместе с семьями трудившихся на путине. По пути во Владивосток пароход остановился в бухте Нагаево, и там на борт под конвоем проследовала длинная колонна заключенных: примерно восемьсот человек. Сейчас уже невозможно назвать точную цифру - все документы давным-давно уничтожены, исследователи не уверены даже в точной дате, когда произошла трагедия: не то ноябрь, не то декабрь... Во всяком случае Николай Тарабанько - в то время рабочий "Дальрыбопродукта" и единственный свидетель, оставивший письменные воспоминания о последнем рейсе "Индигирки", утверждает, что беда случилась в ноябре 1939 года, тогда как все официальные документы указывают на декабрь. Но будем верить свидетелям.
Итак, ночью с 11 на 12 ноября "Индигирка" шла полным ходом во Владивосток. Погода стояла ужасная: шел густой снег, палуба покрылась сплошным льдом, волны валяли пароход с борта на борт. Матросы очистили от угля часть палубы, спрятанной под навесом, и женщины с детьми (среди которых были и грудные) перебрались туда. Как себя чувствовали запертые в трюмах люди, можно было только догадываться. Примерно в четыре утра со стороны носа раздался страшный удар и скрежет - заблудившись в снежной буре, штурман "Индигирки" посадил судно на подводные камни Тоддо в проливе Лаперуза. От удара несколько десятков пассажиров сразу же оказались за бортом в ледяной воде - больше их никто никогда не видел. Машины резко замолчали - винт заклинило в рулевой раме. За десять минут вода в трюмах поднялась на полтора метра. Только в последний момент механики успели стравить пар, предотвращая взрыв котлов... А в это время на палубе царила паника. как уже говорилось, пароход не был предназначен для перевозки людей, а потому средств для спасения просто не хватало. Люди метались с борта на борт, давя друг друга и скатываясь по все больше наклоняющейся палубе в воду. Капитан отдал команду одному из охранников срочно выводить бывших зэков из трюма, но тот то ли с перепугу, то ли от ужаса перед грядущей ответственностью начал палить из винтовки по пытавшимся вылезти из трюма людям. Через несколько минут, так и не очнувшись от своего кошмара, этот охранник застрелился.
13 ноября в полдень к завалившейся на правый борт "Индигирке" подошел японский пароход "Карафуто-Мару" и еще два японских судна поменьше. Они сняли оставшихся в живых пассажиров и матросов. Однако в трюмах еще оставались люди (около двухсот человек), которые просто не могли выбраться наверх - люки были залиты водой. Только 16 декабря, через три дня после трагедии, японцы смогли разрезать борта судна и извлечь еще двадцать семь чудом оставшихся в живых бывших зэков. Остальные умерли от переохлаждения, либо погибли, пытаясь поднырнуть под затопленные люки, либо просто покончили с собой, перерезав себе вены...
Всех спасенных японцы высадили на остров Хоккайдо, до которого было около полутора километров, а затем перевезли в порт Отару, где поселили в отдельно стоящем доме. Туда сразу же наведался советский консул Тихонов и дал четкие указания: все документы, партийные и комсомольские билеты уничтожить, чтобы при обыске они японцам в руки не попали. Многие так и сделали, но некоторые умудрились просто спрятать документы, благо японцы обыскивали не очень тщательно. Заключенным консул велел, чтобы они представлялись рабочими "Дальрыбопродукта"; на вопросы старались не отвечать, будут предлагать сигареты - не брать, а то останутся отпечатки пальцев и будут неприятности. Все прекрасно понимали, о каких возможных, вовсе не со стороны японцев, "неприятностях" идет речь, и боялись даже пошевелиться лишний раз. Вскоре в японский порт прибыл пароход "Ильич", чтобы забрать пострадавших. Тарабанько вспоминает: "Утром нас посадили в несколько автобусов и большой колонной мы медленно проехали по улицам города. Автобусы проходили мимо магазинов, в витринах которых были мясные туши, окорока, колбасы, бананы, груши. Уже потом на "Ильиче" один из работников торгпредства говорил: "Японцы, негодяи, устроили специально такую выставку. Сами голодные, рис по крупинкам делят. А эти продукты из Токио привезли". Но людей мало интересовало как японская "пропаганда", так и советская "контрпропаганда", все думали только о том, что скоро будут дома. Как только "Ильич" прошел остров Аскольд, ему навстречу направился ледокол "Казак Поярков". С него на борт "Ильича" пересели сотрудники НКВД и полсотни солдат охраны. Всех спасенных загнали в трюм и выставили часовых. "Больше ни я, ни мои товарищи на рыбозавод на путину не выезжали, - пишет Николай, - не давали нам пропуска. Начальник НКВД говорил: "Вам нет сейчас доверия. Может, вы шпионы, вас японцы завербовали". Те, кто послушался консула и уничтожил паспорта, настрадались больше всех, особенно наемные рабочие, приехавшие на путину из других городов. Получить новые документы во Владивостоке было практически невозможно, а без паспорта по СССР много не покатаешься. В результате многие по полгода не могли вернуться домой. В 1940 году был суд по делу гибели "Индигирки", 740 человек пассажиров и четырех членов экипажа. Капитан, два его помощника и штурман обвинялись в аварии, повлекшей уничтожение парохода, в преступной перевозке пассажиров на не предназначенном для этого судне, в отсутствии спасательных средств и аптечек, в антисанитарных условиях в трюмах и в гибели почти двухсот человек, оставшихся запертыми в трюмах и во многом другом. По справедливости надо сказать, что капитан прямо или косвенно был виноват только в самом факте аварии, за что и был расстрелян. Но ведь кто-то должен был ответить и за все остальное... А в японском поселке Саруфуцу, что на острове Хоккайдо, с 1971 года стоит памятник всем погибшим на пароходе "Индигирка". Памятник работникам "Дальрыбопродукта", их женам и детям, памятник морякам, зэкам и их конвоирам... Константин Карелов. "Тайны ХХ века" 2007 | |
|
Всего комментариев: 0 | |