"Солнечные часы" древних калмыков
Хотя у древних калмыков не было каких-либо хронометров, они довольно точно измеряли промежутки дня. Как подчеркивают советские исследователи И. Намсинов и У. Эрдниев, роль солнечных часов у них выполняли... сами жилища. При стоянках на кочевьях калмыки ставили кибитку дверью строго на юг, а домашние вещи и утварь (кровать, сундук и т.д.) располагали в ней в определенной последовательности (см. рисунок). По тому, куда проникал свет через дымовое отверстие и открытую дверь, и определялось время.
Только солнце осветило верхушки каркаса кибитки (там, где дымоход) - значит, утро. Показалось оно уже на верхних участках каркаса, а через дверь выхватило левый от входа угол (1) - малый полдень. Свет залил через дымоход (4) и дверь (2) семейные реликвии и предметы культа в передней части кибитки (на северной стороне) - полдень. Солнце переместилось на изголовье кровати (5) и осветило правый угол (3) - начало второй половины дня. Если же солнечный луч падал на "ноги" кровати (6) - наступал вечер. Согласно этому временному распорядку и строилась жизнь калмыков - когда выгонять скот на пастбище, когда пригонять на водопой, когда доить коров и т.д.
А теперь подумаем вот над чем. Представим, что такие кибитки, покинутые хозяевами, посетит инопланетянин. Он вскоре обнаружит закономерность их расположения относительно сторон света, а также закономерность перемещения проникающих в них солнечных лучей относительно расставленных по единому принципу одних и тех же предметов. Невольно он придет к выводу, что это астрономические приборы местных жителей. Не выступаем ли и мы в роли такого инопланетянина, пытаясь объяснить назначение знаменитой постройки в Стоунхендже,
таинственных каменных колец в Казахстане ("ТМ" № 8 за 1985 год)
и других рассеянных по миру древних сооружений? Нет, было бы опрометчиво полностью отрицать и возможность их сугубо утилитарной принадлежности - например, как того же жилища, ловушки для зверя, загона для скота и т.д...
Ю. Федоров, инженер
Ист. журнал "Техника - молодежи"
1987