18:48 "Всю душу посвятить тебе...". Михаил Лермонтов и "неизвестная" Н.Ф.И. | |
Впервые они встретились в Москве в 1830 году. Они стали встречаться не только в Москве, но и в Тимонове на Клязьме, где летом жила Наташа Иванова. По соседству, в имении родственников, Лермонтов несколько лет подряд проводил каникулы. "Первые встречи с Ивановой, – пишет литературовед И. Чистова, – ее приветливое внимание к юному поэту, доброжелательность и дружеское участие позволили Лермонтову надеяться на ее ответное чувство; между тем эти надежды были обмануты. Мотив измены и вероломства становится основным в произведениях, посвященных Ивановой". В том же 1830 году Лермонтов набрасывает план драмы "Люди и страсти": "Его история. Его любовь к отцу. Весна. Любовь к неизвестной".
Во всех ранних произведениях поэта присутствуют автобиографические мотивы. В предисловии к романтической драме "Странный человек" он сам признает это: "Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтоб они были узнаны..." Именно потому можно предположить, что "неизвестная", обозначенная в плане, и девушка, изображенная на страницах "Посвящения", – одно и то же лицо.
Это подтверждается и сюжетом драмы "Странный человек", где герой – поэт Арбенин – влюблен в Наталью Федоровну Загорскину, которая поначалу относится к нему с интересом, а затем отвергает. Разве не это, по всему, произошло и с самим Лермонтовым? В отличие от лирических посвящений, где имя Ивановой зашифровано, в пьесе сохранены ее имя и отчество, указаны возраст, семейное положение (мать, сестра, отца нет). Фамилию "Загорскина" Лермонтов, очевидно, сконструировал из названия села Загорья, к которому имел отношение отец Натальи Федоровны.
"Стихи, посвященные Наталье Ивановой, обращают на себя внимание также пристальностью, с какой автор анализирует характер пленившей его девушки, – пишет известный литературовед Алла Марченко. – В обстоятельствах, в которых обычно теряют голову, шестнадцатилетний поэт исследует сердце человеческое". Когда я унесу в чужбину Поразительно: эти стихи, наполненные глубинным смыслом и знанием жизни, написаны не многоопытным мужчиной, а юношей, которому только шестнадцать! Такое явление, такое чудо не объяснишь расхожим утверждением, что в те времена люди якобы взрослели раньше. Может, просто у гения нет возраста? "Пройдет целых два года, прежде чем они встретятся вновь, и перед успевшей раскаяться в своей поспешности Натали окажется уже совсем другой человек: недоверие к женщинам вообще, понимание самого себя как талантливейшего, хотя и не признанного еще до конца поэта, презрение к любви... – пишет Алла Марченко. – В конце того, самого лучшего их лета появился в своем имении, расположенном неподалеку от дома Ивановых, бывший дворянин и офицер Николай Обресков". Обресков поведал Наталье Федоровне историю о разжаловании некоего поручика, обвиненного в краже драгоценностей у жены губернатора. Дама эта якобы была его любовницей, безделушки свои проиграла в карты, а вину за их пропажу благородно взял на себя Обресков. Наталья Федоровна, несмотря ни на что, приняла его предложение руки и сердца...
Лермонтов бывал в доме Натальи Федоровны и после ее замужества. Она же хранила в своей шкатулке его стихи и письмо, что вызывало ревность Николая Михайловича Обрескова. В конце концов тот сжег шкатулку со всем ее содержимым... Надпись на могиле Натальи Федоровны Обресковой гласит, что она умерла "20 января 1875 года на 62-м году". Возможно, она так и осталась бы "неизвестной", если бы не стихи влюбленного в нее когда-то поэта.
Елена Обоймина. Поэты и их музы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |