14:53 Смех сквозь слезы | |
"Дочь небогатого нефтепромышленника"
На фото: "Деревья умирают стоя". 1966 г. В записях актрисы есть горькие строки, рассказывающие о ее знакомстве с творчеством Чехова. "На коленях матери - газета: "...вчера в Баденвейлере скончался А.П.Чехов". В газете фотография человека с добрым лицом. Бегу искать книгу А.П.Чехова. Нахожу, начинаю читать. Мне попалась "Скучная история". И это одиночество будет преследовать Раневскую всю жизнь, как будто она сама превратилась в чеховскую героиню... Даже псевдоним Фаины Георгиевны имеет отношение к Чехову. Фаина была без ума от его пьесы "Вишневый сад". Однажды она возвращалась домой с одним поклонником. Вдруг из ее сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она засмеялась и сказала: "Как красиво они летят!" Ее спутник тогда заметил: "Вы совсем как Раневская". Так и осталась за ней эта фамилия, став ее творческим псевдонимом, а позднее официальной фамилией. Хотя сама актриса часто отшучивалась: "Раневской я стала прежде всего потому, что все роняла..."
Возможно, доля правды в этой шутке и была. Вот как Фаина Георгиевна один свой театральный провал. "Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: "Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея..." После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены". К счастью это слово Раневская не сдержала и со сцены не ушла, подарив миллионам зрителей свои незабываемые роли. Правда, путь к славе для нее был довольно трудным. В 1915 году она приехала в Москву - поступать в театральную школу. Но ни в одну из них ее не приняли, "из-за отсутствия способностей". И Раневская начинает свои долгие мытарства - она скитается с разными театральными труппами по городам необъятной страны, переживающей глобальнейшие потрясения - войны, революции, разруху, голод.
Но с самого начала ее актерской биографии учителям и партнерам по сцене было ясно, что появилась великая актриса. В одном из спектаклей Раневская должна была играть с великим актером Илларионом Петровичем Певцовым, которого она считала своим учителем. Фаина попросила дать ей совет - как провести сцену, если в ней нет ни одного ее слова. Певцов ответил: "А ты крепко люби меня, и все, что со мной происходит, должно тебя волновать, тревожить". Раневская написала в своих заметках: "И я любила его так крепко, как он попросил. И когда спектакль был кончен, я громко плакала, мучаясь его судьбой, и никакие утешения моих подружек не могли меня успокоить. Тогда побежали к Певцову за советом. Добрый Певцов пришел в гримерную и спросил меня:
"Муля, не нервируй меня" В 1930-х годах Раневская оседает в Москве. Начинающий кинорежиссер Михаил Ромм приглашает ее сняться в своей первой картине "Пышка". Так начался многолетний роман выдающейся актрисы с кинематографом. Все помнят ее реплики и роли в кино - и домработница в "Весне" с ее знаменитым: "Красота - это страшная сила", и злая Мачеха из "Золушки": Эх, маловато королевство, разгуляться негде", и мамаша в "Свадьбе": "Ты, сударь, говори, да не заговаривайся!", и колоритная Леля из "Подкидыша" с легендарным: "Муля, не нервируй меня" и т.д. Кстати, эта фраза, давшая Раневской всенародное признание и известность, всю жизнь преследовала актрису.
Однажды в Ташкенте, в эвакуации, Раневская прогуливалась с Анной Ахматовой, с которой ее связывала многолетняя дружба. И. как во всех городах Советского Союза, за актрисой бегали толпы детей и кричали: "Муля, не нервируй меня!" Вот как об этом рассказала сама актриса: "Это очень надоедало, мешало слушать Ахматову. К тому же я остро ненавидела роль, которая дала мне популярность. Я сказала об этом Анне Андреевне. "Сжала руки под темной вуалью, - продекламировала она. - Это тоже мои Мули". Я закричала: "Не кощунствуйте!" Тем не менее нам самим кажутся кощунственными некоторые слова Раневской о себе. Очень больно читать, например, такие слова гениальной актрисы: "Я убила в себе червя тщеславия в одно мгновение, когда подумала, что у меня не будет ни славы Чаплина, ни славы Шаляпина, раз у меня нет их гения. И тут же успокоилась. Но когда ругнут - чуть ли не плачу. А похвалят - рада, но не больше, чем вкусному пирожному, не больше". Да, она была такой - очень скромной, ранимой, трепетной. Особенно по отношению к тем, кому поклонялась. А поклонялась она многим - Ахматовой, Пастернаку, Волошину, Цветаевой, Арсению Тарковскому, Любови Орловой и многим другим. Правда, многие из ее друзей и учителей часто становились объектами для шуток. Той же Любови Орловой, с которой Раневскую связывала нежнейшая дружба и многолетняя совместная работа в театре и в кино, частенько доставалось от острого языка актрисы. "Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами - говорила Раневская, - что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!" Язвительность и умение четко парировать острой репликой любую фразу были визитной карточкой Раневской. Не случайно именно ей приписывают авторство множества анекдотов, гуляющих по стране. Потому как в любой ситуации находила она нечто комическое и могла сказать каламбур, который повторяют изустно до сих пор. Например, вот такой перл Раневской. Однажды она поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. "Поднимите меня! - попросила Раневская. - Народные артистки на дороге не валяются..."
Одиночество за кадром И никто не знал, что эта язвительная и остроумная женщина пишет по ночам в своих записках: "День кончился. Еще один напрасно прожитый день никому не нужной моей жизни". Или: "Если бы я вела дневник, я бы каждый день записывала фразу "Какая смертная тоска...". "Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, то ты не имеешь права считать себя одинокой. Мне некому теперь рассказывать сон". "Моя жизнь: одиночество, одиночество, одиночество до конца дней..." "Если бы на планете страдал хоть один человек, одно животное - и тогда я была бы несчастной, как и теперь"... Но все эти тяжелые мысли, тоска, ощущение вселенского одиночества оставались за кадром. Она снималась, играла в театре, и никто не подозревал об ее истинных мыслях. Она была такой, какой ее привыкли видеть окружающие за много лет - энергичной, остроумной, склонной к шутке и мистификации. Василий Ливанов, с которым Раневская озвучивала знаменитый мультфильм "Малыш и Карлсон", рассказывал об одном интересном эпизоде. Фаина Георгиевна не любила "деятелей телевизионных искусств", и в пику им она сама придумала некоторые фразы, которых не было в сценарии. Помните, Карлсон беседует с фрекен Бок, и та говорит ему: "Сейчас приедут с телевидения, а Вы, к сожалению, не привидение?" А Карлсон отвечает: "Но я же умный, красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете лет!" - "Но на телевидении этого добра навалом!" И тут следует придуманная Раневской фраза с закамуфлированной шпилькой против телевизионщиков: "Ну я же еще и талантливый!" Или еще один укол Раневской в адрес мастеров телеискусств: "По телевизору показывают жуликов... Ну чем я хуже?!" Такой она и осталась в нашей памяти - остроумной и веселой, умевшей рассмешить любого. Потому что, как настоящий талантливый человек, она никогда не показывала миру свои слезы... Наталья Трубинова. "Тайны ХХ века" | |
|
Всего комментариев: 0 | |