14:37 Художник, изобретатель "и прочее, и прочее..." С. А. Калмыков (1891 - 1967) | ||||||||
Грусть, приправленная восхищением - это то чувство, что испытываешь при чтении этого повествования...
Профессиональный гений Калмыков
"Гений 1-го ранга Земли, Вселенной и ее окрестностей" Вот список собственных талантов, составленный самим Калмыковым: "Художник, философ, живописец, рисовальщик, гравер и скульптор, декоратор, буквописец, лектор, искусствовед, египтолог, изобретатель, эксцентрик, резчик цирковых клише, электрик и эстет, мечтатель, фантаст, оратор и фанатик, великий спец и барельефных дел мастер, архитектолог, археолог, библиофил, прозаик, сатирик и прочее, и прочее..."
Прототип на "красном коне" В мир искусства Калмыков в буквальном смысле въехал на знаменитом "красном коне" Петрова-Водкина. Каждый знает эту картину, ставшую символом авангардизма в живописи начала XX века. Так вот: в 1911 году, вернувшись после каникул, двадцатилетний Калмыков привез и подарил учителю свою новую работу - "Купание красных коней". Мэтр был в восторге, а воспитанника назвал "молодым японцем, который только что выучился рисовать". Год спустя Петров-Водкин представил на суд общественности свою новую картину - "Купание красного коня", которая сразу же стала, как сейчас бы сказали, "брэндом" самого Петрова-Водкина. Наблюдая за восторгами ценителей, Калмыков с усмешкой заметит: "К сведению будущих составителей моей биографии. На этом "Красном коне" милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня! Да! Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной".
Кроме авангардизма в начале XX века в моде была теософия, идеи космизма. Циолковский, Вернадский, Чижевский, Рерих - все они были убеждены в существовании высших космических сил, влияющих на развитие жизни на земле. Калмыков не искал заветные Земли, не устремлялся к ноосфере. Он просто жил среди иных цивилизаций, пространств, существ, ибо был тем, кого называют визионером - видящим другие миры. "Я проходил по Плитам, Испещренным Различными Знаками. Меня сопровождали Разные Звери и Птицы! Рыбы сочувствовали Мне в Своих Специальных Водоемах! Птицы пели! Солнце светило своими Лучами! Все блистало Переливами Разных Красок! Сколько было разных камней! Розовых, Желтых, Синих, Черных! Очень Много! Я Это видел! Я шел среди всего Этого!"...
Подобных описаний у него - множество: каждое - будто сделано с натуры. По свидетельству Домбровского, Калмыков писал днями и ночами напролет "и все не для современников, а для будущих поколений". Он владел пером столь же мастерски, как и кистью. Владел множеством жанров, оставив после себя тысячи притч, афоризмов, эссе, искусствоведческих сочинений, философских рассуждений, романов и даже либретто оперетты "Лунный джаз". Еще одна удивительная особенность словотворчества Калмыкова: во всех своих прозаических творениях каждую букву текста он рисует. Зачем? Таким образом, по его словам, "наши безалаберные чувства кристаллизируются в золотые скрижали Искусства". Он сам же переплетает свои буквописи, придавая посланиям в будущее законченную форму.
Великий костюмер Странно: с одной стороны, Калмыков жил как бы этому миру не принадлежа. С другой - уже в конце 1913 года "был на слуху", и с ним почтительно раскланивались незнакомые люди. Однако уже в 1918 году, когда общество пребывало в шизофреническом состоянии между страхом и эйфорией грянувших перемен, Калмыков уехал в Оренбург, а в 1935 году перебрался в Алма-Ату, где и прожил в амплуа городского сумасшедшего до своей смерти в 1967 году, спасшись таким образом от репрессий и став единственным художником Серебряного века, дожившим до 60-х годов. Он просто перешел из одной реальности в другую - как делал это, путешествуя по невидимым нам мирам. Много лет он жил принципиально впроголодь, не публиковал своих работ.
Особый случай "Есть мастера не от мира сего. Но этот случай - особый. Мистический", - написал Калмыков в своих заметках. Под "этим случаем" он подразумевает себя самого. Он считает гениальность "биологической трагедией". Ведь гений не может жить согласно своему разумению. "Обыватели представляют себе гения, наверное, так. Это величайшие оклады. Популярность. Растущая слава... Мы же, скромные профессиональные гении, знаем: гений - это изорванные брюки. Это худые носки. Это изношенное пальто".
Он ни к чему не обязывает. Не требуется никаких крыльев, которые качались бы в виде нелепых прибавлений за спиной гения. Поверьте мне! Гении - милые люди, я это знаю по себе..."
Елена Еремеева
Работы Сергея Ивановича Калмыкова
| ||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |