13:58
К полюсу подо льдом


Начало ХХ века под знаком одной из самых азартных гонок в истории человечества - гонки к Северному полюсу. Ее официальным победителем стал американский морской офицер Роберт Пири, достигший заветной географической точки в 1909 году. Но это не стало концом полярной эпопеи. На чем только последователи Пири не пытались добраться до полюса. В дело шли лыжи, сани, собачьи упряжки, воздушные шары, ледоколы и даже дирижабли. Но, пожалуй, самым экзотичным видом антарктического транспорта были и остаются подводные лодки.

 

ДВА УИЛКИНСА

   Что удивительно, идея о достижении Северного полюса под водой опередила появление самой подводной лодки на целых 150 лет. Еще в 1648 году английский изобретатель Джон Уилкинс предложил построить некий  "ныряющий ковчег для прохода вблизи полюса". Чопорное английское общество эту идею освистало. О предложении Уилкинса в 1930 году вспомнил ...  другой Уилкинс - бывают же такие совпадения. Офицер американского военно-морского флота Хьюберт Уилкинс убеждал начальство провести полярную подводную экспедицию.  "На железной скорлупке - под толщей льда?!..".   Предложение Уилкинса было расценено американскими адмиралами как свидетельство психического расстройства. Уилкинсу пришлось подать  в отставку, но замысла своего он не оставил. В 1931 году офицер в отставке арендовал  дожидавшуюся разделки на металлолом старую дизель-электрическую  подводную лодку и, отдавая дань французскому фантасту Жюлю Верну,  переименовал ее в "Наутилус". После чего вышел на "Наутилусе" в море. Набранная из добровольцев команда шутила: "Наше корыто столь древнее, что если на нем что-то ломается, то сразу в трех местах". Конечно, уровень тогдашней техники  заранее обрекал на провал все попытки прорыва к полюсу под водой, но упрямый Хьюберт Уилкинс доказал - теоретически субмарины могут нырять под лед.

 

   ПЕРВОПРОХОДЕЦ КОТЕЛЬНИКОВ

   Следующий шаг сделали русские. Вообще-то за подводный марш  к Северному полюсу ратовал еще Д. И. Менделеев в 1905 году, но первое настоящее подледное плавание русские моряки смогли предпринять только в 1938 году. Примечательно, что этот поход был совершен не ради рекорда и не с военными целями. Советская подводная лодка "Народоволец" под командованием Виктора Котельникова получила задание: следовать к первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс-1" и снять с льдины отважную четверку папанинцев. Встретившись в Датском проливе с ледяными полями, Котельников погрузился на глубину 50 метров и прошел под ледяной перемычкой шириной около полумили.

   В 1939 году грянула Вторая мировая война. Очень скоро подводники всех воюющих флотов сделали неожиданное, но ценное открытие -  толща полярных льдов отлично защищает подводную лодку от любого надводного и воздушного противника. Однако долго прятаться подо льдом не позволял крайне ограниченный на дизельных лодках запас кислорода и электроэнергии. Выход из тупика был найден в установке на субмарине принципиально нового источника энергии - атомного реактора.

 

ОПЕРАЦИЯ "СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ" 

   21 января 1954 года со стапелей американского Гротона  сошла первая в мире атомная подводная лодка (АПЛ). Ее главный конструктор - адмирал Х. Д. Риковер тоже, как когда-то Хьюберт Уилкинс зачитывался в детстве романами Жюля Верна. Так что первая в мире  АПЛ получила уже знакомое нам название - "Наутилус". Но на этом удивительные совпадения не закончились.  Первым заданием, которое должен был выполнить экипаж нового "Наутилуса", стал поход к полюсу!

 

 

   Нет, Риковер задумал это вовсе не ради сенсаций. Все было куда прозаичнее. Между США и СССР уже бушевала "холодная война" и сопутствующая ей  гонка вооружений. Вслед за атомным "Наутилусом" должны были появиться новые американские подводные атомоходы - на этот раз вооруженные межконтинентальными  баллистическими  ракетами. Эти ракеты играли роль меча, угрожающе нацеленного Вашингтоном на СССР. Но что защитит тяжелые  и маломаневренные американские  лодки-ракетоносцы от советского удара? Ответ напрашивался сам собой -  арктические льды. Прикрываясь ими, как щитом, американские атомоходы с ракетами на борту могли неограниченное время патрулировать в непосредственной близости от советского побережья. Поход "Наутилуса" к полюсу должен был подтвердить или опровергнуть эти выкладки Риковера. Речь шла о национальной безопасности США, что превратило полярную экспедицию первой в мире АПЛ в сверхсекретную операцию "Солнечный свет".
   В начале лета 1958 года атомоход покинул гавань...

 

ТРИУМФ РИКОВЕРА       

    Проблемы начались за воротами Берингова пролива. "Наутилус" оказался в тонком слое воды между дном и толщей малолетнего льда, достигавшей 20 метров. Смертельно опасным было задеть и то и другое. В ночь на 17 июня на АПЛ никто не спал. Эхолокатор показал, что до кромки льда осталось полтора метра. Чуть больше было под днищем лодки. В оцепенении все ожидали рокового скрежета металла. Но удача улыбнулась "Наутилусу" - он выскользнул из западни. Командир лодки Уильям Андерсон принял решение повернуть на юг. В шифровке начальству Андерсон предложил продолжить только после разведки с воздуха ледовой обстановки на маршруте.

Первый в мире атомоход

 

   "Наутилус" отступил  к Гавайским островам.  А 3 августа 1958 года со второй попытки все же достиг полюса!  Но Риковеру этого было мало. Нужно было доказать, что АПЛ сможет всплыть на полюсе. Это сумел сделать 17 марта 1959 года другой американский атомоход - "Скейт". Уже в следующем году на первое патрулирование к Северному полюсу ушел  первый подводный атомный ракетоносец  "Джордж Вашингтон". Риковер был счастлив: "Теперь мы умеем все: и плавать на полюсе, и пускать с полюса ракеты!"

 

 СОВЕТСКИЙ РЕВАНШ   

   Разумеется, СССР не мог не отреагировать на подобные демарши американской стороны. Едва первая советская АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" вошла в строй, как ее экипаж получил "риковеровскую" задачку - добраться до полюса и осуществить там всплытие. 17 июля 1962 года в 6 часов 59 минут командир К-3 капитан 2 ранга Л. Жильцов зафиксировал в вахтенном журнале: "Мы на полюсе!"  Присутствующий тут же на борту лодки контр-адмирал А. Петелин написал чуть ниже: "Полюс подтверждаю", - и  под вспышки фотоблицев расписался. Однако большая толщина льдов всплыть на полюсе не позволила...  

Для этой сложнейшей операции в следующем году к полюсу ушла К-182 капитана 2 ранга Ю. Сысоева. Чтобы Сысоев не вздумал вернуться с полюса не всплыв, на К-182 в поход отправился сам  командующий Северного флота адмирал В. Касатонов. Капитан 2 ранга Ю. Сысоев-  Преодолев в подводном положении более 1000 миль, 29 сентября 1963 года лодка вышла точно к полюсу. В непосредственной близости от него приборы обнаружили небольшую полынью, в которой  К-182 и всплыла в позиционное положение. На широте 90 градусов были установлены Государственный и Военно-морской флаги. Участники этих арктических походов были награждены орденами и медалями, а А. Петелин, Л. Жильцов, В. Катасонов и Ю. Сысоев стали Героями Советского Союза.

 

Капитан II ранга Ю. Сысоев

 

ПРЕВРАТНОСТИ ПОЛЯРНОЙ ОДИССЕИ

   В походах субмарин к полюсу, как и в обыденной жизни, великое и смешное часто шли бок о бок. Вот выписка из вахтенного журнала советской АПЛ К-182: "29 сентября 1963 года, 06.51 - отдраили верхний рабочий люк. Всплыли на Северном полюсе. 10.30 -  на Северном полюсе водружен Государственный флаг СССР. 10.40 - капитан-лейтенант Храмцов оступился а полынью. Утоплены: канадка меховая - 1 шт., сапоги - 1 пара, меховые рукавицы и аварийный ломик. Ввиду большой глубины затопления (4000 м) имущество признано  безвозвратно утерянным и с согласия командующего  Северным флотом адмирала В. А. Катасонова списано, о чем был составлен соответствующий акт...".

Андрей Союстов. "Тайны ХХ века" 2007

Категория: Интересно | Просмотров: 251 | Добавил: Лилия5413 | Теги: первопроходцы к Северному полюсу, Сысоев Ю, первый атомоход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]