18:29
Их нравы... Ценность человеческой жизни

 

 

Рис. Е. Шукаева 

- Каково состояние больного?
- Два миллиарда долларов.
- Тогда начнем операцию...

 ...Разумеется, врач обязан избавить больного от страданий, от боли. Но именно в решающие, порой самые трудные дни и часы сражения за жизнь проверяется истинная позиция врача. И оказывается, что, утратив гуманные критерии, очень легко, ограничившись обезболиванием, убедить себя и окружающих в том, что сделано уже все возможное, что теперь остается "умыть руки" и ждать конца... Вряд ли могут реабилитировать эвтаназию ссылки ее приверженцев на то, что такими мерами якобы кладется конец страданиям обреченного больного


  Прежде всего понятие "обреченный" не является абсолютным и во всех случаях бесспорным, особенно в современных условиях форсированного научно-технического прогресса и увеличения возможностей медицины.  К тому же эвтаназия неизбежно подорвет социально-нравственный престиж медицины, что повлечет за собой духовную, этическую деградацию медиков, медицины как науки и общества в целом.

   Своими мировоззренческими корнями эвтаназия во многом связана с философией экзистенциализма,  крайне идеалистического учения, проповедующего нигилистическое   отношение к жизни. Экзистенциалисты рассматривают жизнь как своеобразную подготовку к смерти. Подлинную, ничем не ограниченную свободу и индивидуальность, согласно их воззрениям, человек якобы обретает лишь в смерти, в выборе момента и способа смерти.

   Эти антигуманистические постулаты наиболее реакционного крыла философии экзистенциализма воплотились в лозунге о "праве больного на смерть". "Жизнь отдельного человека, - пишет американский профессор Теодор Розбери, - как бы часто ни повторялись лозунги о ее ценности, стала дешевой. Обесценивание человеческой жизни  привело к парадоксальному призыву...  "право больного на смерть". Стремление врача поддерживать жизнь больного, когда ее проявления лишь немногим выше растительных, кажется мне отражением жестокой бесчувственности к человеческой жизни во всей ее полноте".

   Взгляды сторонников эвтаназии родственны воззрениям современного неомальтузианства,  призывающего всевозможными средствами - при помощи войн, голода, эпидемий - резко уменьшить количество населения. Если классическое мальтузианство   причину демографического взрыва, или перенаселения, на земном шаре видело в высокой рождаемости, то неомальтузианцы причиной этого считают "излишне низкую смертность", а вину за перенаселение возлагают на медицину. Как и приверженцы эвтаназии, неомальтузианцы заявляют, что она не столько излечивает, сколько продлевает мученическую жизнь больным людям. Широко распространено утверждение, что медицина-де, не обладая возможностью делать больных здоровыми, лишь продлевает больным и обреченным их якобы тягостную  для окружающих жизнь. Апологеты    эвтаназии предлагают избавить здоровую часть населения от забот и хлопот об обреченных на страдальческую жизнь людях, пользуясь достижениями медицины.

   Возрождение и широкое распространение ныне эвтаназических взглядов в буржуазных странах не случайно. Это закономерное порождение антигуманизма идеологии буржуазии - еще одно проявление кризиса ее духовной культуры, всей капиталистической системы.

   Неомальтузианство активно поддерживает эвтаназические прожекты, ибо они, мол, могут стать одним из активных методов уменьшения "избыточного" населения в развивающихся странах и увеличивающегося количества пожилых людей и стариков в экономически развитых странах.

   Чтобы придать эвтаназическим идеям видимость научности, их авторы прибегают к всевозможным параллелям и аналогиям с закономерностями из мира животных. Хилость и болезненность у диких животных, как известно, довольно редки в силу борьбы за существование. В человеческом обществе эту "оздоровляющую" борьбу за существование должны заменить эвтаназические мероприятия.

   Буржуазное общество за здоровье человека не отвечает. Поэтому, маскируя такое положение, вся пропагандистская машина  буржуазного общества нарочито гипертрофирует желание индивидуума распоряжаться своим здоровьем по собственному усмотрению.  Мол, индивидуум может определять даже тактику лечения и  даже в тех случаях, когда это вступает в противоречие с медицинской целесообразностью и принципами гуманизма. И окажись эвтаназические меры коммерчески выгодными, их тут же готова поддержать та часть частнопрактикующих врачей, которая не дорожит честью своей гуманной профессии.

   Напротив, в условиях социалистического  общества здоровье человека - это не только его личное, но и общественное достояние. Охрана здоровья народа является заботой государственной. Советский врач выступает представителем общегосударственных интересов, носителем и выразителем подлинного гуманизма. Жизнь человека в социалистическом обществе, его благополучие и здоровье - высшая социальная ценность.

   Итак, если буржуазное общество пытается обосновать и внедрить в повседневную практику право человека на смерть, то социалистическое общество в ранг первостепенных конституционных норм возвело право на жизнь, на охрану здоровья и благополучие человека! Это еще и еще раз подчеркивает коренное отличие подлинного гуманизма социалистического общества от лжегуманизма общества буржуазного.

 (Отрывок из статьи. Журнал "Здоровье". 1970-е)

Категория: Документальная проза | Просмотров: 223 | Добавил: Лилия5413 | Теги: эвтаназия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]