Золото "Эдинбурга"

 

 

   Во время Великой Отечественной войны на дно Баренцева моря опустились слитки золота высокой пробы - "четыре девятки", как говорят знатоки. Одним словом, золото чистейшее. Общий вес слитков составлял более пяти тонн.


   
МОРСКИЕ КОНВОИ

   Шли первые годы войны. Напряженная обстановка сложилась тогда  в Заполярье. Жестокие бои гремели на мурманском направлении. Фашисты держали в этом районе целую эскадру крупных боевых кораблей. И вся эта грозная сила использовалась для того, чтобы не пропустить в Мурманск конвои транспортных судов. Они везли из США и Англии военные материалы, технику, продовольствие, медикаменты.
   В самом конце апреля 1942 года из Мурманска вышел в обратный путь конвой во главе с английским крейсером "Эдинбург".  Это был новый (минуло всего три года, как он вступил в строй), хорошо вооруженный корабль  водоизмещением 10 тысяч тонн, длиной почти 190 метров. На борту его находились 750 человек - команда и английские моряки с других кораблей, возвращавшиеся на родину. Задачей "Эдинбурга" было прикрывать конвой. Однако он выполнял и другую, чрезвычайно важную миссию. В пороховом погребе крейсера лежал драгоценный груз - 465 слитков золота весом  по 11-13 килограммов каждый. Слитки являлись платой Советского Союза Великобритании  за военные поставки.
   Имея хороший ход, "Эдинбург" оторвался от кораблей противолодочной обороны, и 30 апреля  был атакован  немецкой подводной лодкой U-486. Первая торпеда попала в борт крейсера . Но "Эдинбург" остался на плаву и лишь наклонился на левый борт. Гитлеровская субмарина успела сделать и второй выстрел торпедой. На этот раз удар пришелся по кормовой части корабля. Мощный взрыв вывел из строя винты и руль. От взрыва торпед на крейсере погибли шестьдесят моряков. Крейсер потерял ход.

 

ГИБЕЛЬ "ЭДИНБУРГА"

   Защиту подбитого корабля приняли на себя два английских  эсминца. Была реальная возможность взять  поврежденный корабль на буксир и отвести его в безопасное место. Так наше командование и предлагало сделать. Но командир "Эдинбурга", контр-адмирал Бонхэм-Картер, предложения этого не принял. Люди с крейсера были спешно  эвакуированы на другой корабль и доставлены в Мурманск.
   Тем временем в районе боя появились немецкие миноносцы. Заговорили орудия.  Боясь, что золотой запас может достаться врагу, командир "Эдинбурга"  приказал английскому эсминцу затопить  "раненый" корабль. Прогрохотали три взрыва, и крейсер, оседая набок, стал быстро погружаться в холодную воду. 
   Проходили годы, а золотой груз по-прежнему лежал на дне Баренцева моря. Крейсер затонул на глубине  260 метров. Такая глубина долгое время оставалась недоступной для водолазов. Но подводная техника на месте не стояла. И наступил день, когда знатоки глубоководной техники пришли к твердому выводу, что настала пора заняться спасением золота "Эдинбурга".

 

ВЫГОДНЫЙ ДОГОВОР

   В мае 1981 года вышло в рейс английское поисковое судно  "Даммтор". Согласно советско-английскому соглашению, золото поручалось достать британской фирме "Джессоп марин рикавериз лимитед". Договор гласил, что в случае успешного окончания операции поднятое золото  следовало разделить между его  совладельцами в пропорции: две трети получала наша страна,  одну треть - английское министерство торговли. Фирме же, поднявшей золотые слитки, каждая сторона должна была отдать по 45 процентов  своей доли.
   10 мая 1981 года  поисковое судно "Даммтор" прибыло в район. где почти сорок лет назад  произошел жестокий морской бой. За борт опустили робота с телекамерой. По командам сверху он начал осматривать морское дно. Осмотр продолжался несколько дней, и вот наконец на экране монитора появились  очертания затонувшего корабля. Он лежал на левом боку, в борту  зияла огромная пробоина. После обсуждения специалисты решили, что внутрь корабля, к пороховому погребу с золотыми слитками, легче всего проникнуть  через пробоину.

 

ТРУДНЫЙ ПУТЬ В ГЛУБИНУ

   Было известно, что пороховой погреб соседствует с другим помещением, полным зенитных снарядов, мин, гранат и патронов. Это, разумеется, весьма осложняло дело.  Требовалась большая осторожность, чтобы не вызвать детонацию боеприпасов. Поисковое судно исполнило свою роль и покинуло Баренцево море. Место "Даммтора" заняло другое. специально оборудованное судно  "Стефанитурм"
   На его борту находились двадцать пять высококлассных водолазов. Они были приглашены фирмой, можно сказать, со всех концов света: из Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Африки. Многие из них служили раньше в военно-морском флоте и умели обращаться с минами и снарядами.
   Начались спуски. Водолазы, по три в каждую смену, перебирались в глубоководную камеру, своего рода водолазный колокол - старинное изобретение, но только оборудованное по самому последнему слову техники.  Давление в камере было такое же, как на глубине, где предстояло работать. Камера зависала на тросе над поверженным кораблем. Двое водолазов выходили наружу и подплывали к крейсеру. 
   Облаченные в плотно облегающие тело гидрокостюмы, с ластами на ногах и маской на лице, они плавали почти свободно. Только жгуты тонких кабелей и гибких трубопроводов связывали их с камерой и далее с судном. По кабелям поддерживалась  телефонная связь. по трубкам подавались  дыхательная газовая смесь и кислород для резки металла.

 

ДАНЬ БОГУ МОРЕЙ

   Увы, через пробоину, как намечалось ранее, войти не удалось. Этот путь оказался настолько загроможденным искореженным металлом, что было решено прорезать новое отверстие в борту крейсера. Прорезали, но и здесь наткнулись на завалы обломков. С трудом пробрались через них, вскрыли переборку порохового погреба с золотом. Там все покрыто мазутом, наносами ила, кругом развороченные трубы. Где же слитки?
   Около полумесяца продолжалась  расчистка завалов. Нередко приходилось работать на ощупь, в облаках ила. И вот, наконец, в полдень 16 сентября водолаз - австриец по имени Джон Росси, обнаружил первый слиток. К началу октября из 465 слитков  удалось поднять 431. Непогода приостановила работы. Так случилось, что новая экспедиция смогла состояться лишь пять лет спустя - ранней осенью 1986 года. 
   Водолазы снова и снова обследовали помещения погибшего корабля. Были подняты еще 29 слитков общим весом 345 килограммов. Слухи о том, что золота на корабле было намного больше,   оказались неверными. Однако  и так уже никто не мог пожаловаться на результаты поисков. Удалось спасти 460  слитков, или почти 99 процентов  всего золота, затонувшего в Баренцевом море. Подобного успеха не имела  ни одна экспедиция. когда-либо добывавшая  подводные сокровища. Пять слитков, оставшихся лежать на дне, стали данью Нептуну, богу морей. Они, видно, лежали в носовой части  порохового погреба, особенно пострадавшей. Вряд ли эти слитки когда-нибудь будут    найдены...

Геннадий Черненко
"Тайны ХХ века" 2007