Живопись на открытке

 

В.А. Серов (1865-1911). Автопортрет. 1885

 В многогранном творчестве Валентина Александровича Серова отразилась сложная, переломная для русского искусства эпоха конца XIX-начала XX века. Серов начинал свой путь в 1880-е годы, когда наивысшего подъема достигла деятельность художников-передвижников. В дальнейшем, развивая традиции предшественников, Серов в своих новаторских поисках становится одним из наиболее ярких представителей искусства нашего столетия.

   Мальчиком Серов несколько лет жил в доме своего учителя И.Е.Репина, в Академии художеств его учителем был выдающийся педагог П.П.Чистяков. В автопортрете 1885 года ощутимо и влияние репинских уроков, и результаты постижения преподавательской системы Чистякова. Но прежде всего в рисунке двадцатилетнего художника очевидны черты собственной творческой индивидуальности. Именно они определили эмоциональное звучание и стилистику рисунка: суровость, строгость образного строя, ярко выраженное стремление к обобщенности формы. Крупные черты лица юноши Серова выявлены энергичной, точной линией; густые короткие штрихи фона по контрасту усиливают ощущение четкой структурности видимых объемов. В раннем автопортрете уже очевидны черты формирующейся личности Серова, художника и человека, - бескомпромиссная правдивость, прямота, требовательность к себе и окружающим.

  ( "Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи". Автор-составитель М.А.Немировская.  Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1987)

 

 И.Е. Репин (1844-1930). Портрет итальянской драматической актрисы Элеоноры Дузе. 1891

Количество портретных рисунков Ильи Ефимовича Репина чрезвычайно велико. Разнообразен их диапазон: от небольшого наброска с натуры до монументальных портретов углем на холсте. Среди этих последних портрет итальянской актрисы Элеоноры Дузе занимает центральное место. Год исполнения портрета совпал со временем, когда великая артистка достигла вершины славы. В 1891 году Дузе приезжала на гастроли в Россию, где ее успех был поистине триумфальным. Репин, неоднократно видевший спектакли с участием Дузе, восторгался игрой и обликом актрисы, ее умом и характером.

   Приступая к работе, Репин предполагал написать живописный портрет. Но затем остановился на технике "черного и белого". Приемы, свойственные живописи - картинная развернутость композиционных планов, построение пространства, - сочетаются с принципами чисто графическими - тонкостью тональных переходов черного и белого, бархатистостью и глубиной темных пятен, выразительностью нетронутых частей светлого холста.

   Сюжетная мотивировка портрета носит почти бытовой характер: изображена актриса, отдыхающая после спектакля. Но вопреки обыденности мотива, образно-эмоциональный строй рисунка отличается величественным, патетическим звучанием. Его определяющая, главная интонация - выявление творческого начала человеческой индивидуальности. Возвышенный образ человека-творца Репин воплотил в этом портрете свободным и торжественным языком высокого искусства.

  ( "Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи". Автор-составитель М.А.Немировская.  Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1987)

 

 И.Е. Репин (1844-1930). За роялем. 1905

  "За роялем" - один из лучших образцов световоздушной, пленэрной графики Ильи Ефимовича Репина. Здесь своеобразно сочетаются предельная легкость, импрессионистичность рисовальной манеры с известной картинностью произведения в целом. Лист сравнительно большого размера, композиция его отличается многоплановостью, тонко намечены некоторые аксессуары. Вместе с тем основное в произведении - прихотливая игра серебристо-белого и черного, мерцание света, подвижная зыбкость объемов. Рисунок исполнен в характерной для "позднего" Репина смешанной технике угля, итальянского карандаша, сангины. Очертания платья пианистки как бы тают, светятся собранные в узел мягкие, рыжеватые волосы. Почти невесомая фактура рисунка кое-где закреплена, дублирована тонкими касаниями карандаша.

   Женщина, сидящая за роялем, изображена со спины. В рисунке отсутствует обычно присущая Репину острота образной характеристики. Но в самой посадке пианистки, в ее манере держаться есть нечто очень индивидуальное. Лист проникнут женственным обаянием и тонким изяществом модели. Все в нем подчинено особому музыкальному настроению.

  ( "Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи". Автор-составитель М.А.Немировская.  Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1987)

 

 И.Е. Репин (1844-1930). Девочка Ада. 1882

  Крупнейший из живописцев второй половины XIX века Илья Ефимович Репин был также и превосходным мастером рисунка. В коллекции Государственной Третьяковской галереи его графическое наследие представлено с почти исчерпывающей полнотой, охватывая самые различные виды и жанры рисунка на протяжении творческого пути художника. 

   Небольшой натурный рисунок "Девочка Ада" принадлежит к числу шедевров Репина-рисовальщика. Нежность, одухотворенная задумчивость облика девочки выявляются непосредственно в самой фактуре рисунка. Лицо промоделировано с помощью растушки, слегка намечены тени опущенных ресниц, переданы свежая бархатистость детской кожи, мягкость прядей волос. Контур предельно прихотлив, линия как будто произвольна. Но при видимой хаотичности штрихов и пятен внутренняя структура форм выявляется о всем богатстве и разнообразии, отличается замечательной полнотой жизни. В "Девочке Аде", как и в других репинских рисунках 1880-х годов, важно соотношение фигуры и окружающего пространства. Фигурка девочки окутана воздухом, светом. Дальний пейзаж московского Нескучного сада - не безликий фон, намеченный штриховкой, но реальный мир, связанный с человеком в нерасторжимое единство.

  ( "Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи". Автор-составитель М.А.Немировская.  Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1987)

 

Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи

-

СМОТРЕТЬ АЛЬБОМ ВО ВЕСЬ ЭКРАН

 

  В фондах отдела графики Государственной Третьяковской галереи хранятся карандашные рисунки, рисунки тушью, чернилами, сангиной, углем; все виды акварели, пастель; разнообразные типы гравюры. Графика - самый большой в количественном отношении раздел прославленного музея. В нем насчитывается около сорока тысяч произведений. Центральное место в коллекции графики принадлежит рисунку и акварели крупнейших художников второй половины XIX столетия.

   Коллекция начала складываться еще при жизни основателя галереи П.М.Третьякова. Первые рисунки и акварели И.Е.Репина, В.И.Сурикова появились в собрании в 1880-е годы. Обычно художники дарили их коллекционеру в знак дружбы и уважения к его замечательной деятельности. Много рисунков В.Г.Петрова, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова Третьяков купил как составную часть художественного наследия очень ценимых им авторов. На рубеже 1880-1890-х годов Третьяков стал приобретать рисунки более планомерно и интенсивно. Наряду с произведениями признанных мастеров он включил в свою коллекцию работы молодых художников - И.И.Левитана, М.В.Нестерова и других.
 
   Раздел графики второй половины XIX столетия в Государственной Третьяковской галерее очень сильно пополнился в первое послеоктябрьское десятилетие. В него вошло графическое собрание Цветковской галереи, где были сосредоточены многочисленные рисунки и акварели И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, П.М.Шмелькова, В.Е.Маковского и других художников, а также графические произведения крупнейших живописцев из бывшей коллекции И.С.Остроухова.

   Ядром и основой раздела графики второй половины XIX века являются (также как и в живописной части собрания) произведения художников, непосредственно связанных с Товариществом передвижных художественных выставок или близких ему по характеру и направленности творческих исканий. 

   Многие рисунки передвижников, например В.Е.Маковского, В.М.Максимова, К.А.Савицкого, так или иначе связаны с работой художников над картинами. Иногда это этюды или эскизы известных живописных композиций, в других случаях сцены, воспринимающиеся как "модели" будущих картин. Особую группу представляют листы социально-обличительной графики 1860-х годов. Среди них выделяются многочисленные рисунки П.М.Шмелькова на темы из чиновничьего и купеческого быта, из жизни городских низов.

   Рисунки бытового жанра характерны и для В.М.Васнецова. Но наиболее ценной в художественном отношении частью большого собрания его графики в галерее являются акварельные эскизы к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка", ставшие новым этапом в истории русской сценографии.

   В графическом наследии главы передвижников И.Н.Крамского самый интересный раздел - портреты, исполненные в характерной технике угля, соуса, белил. О стилистических особенностях портретной графики 1860-1860-х годов свидетельствует и хранящиеся в галерее рисунки другого видного передвижника - Н.А.Ярошенко.

   Основу большой коллекции графики выдающихся пейзажистов этого периода составляют рисунки с натуры, а также ряд подготовительных эскизов и этюдов к живописным пейзажам. Таковы рисунки и акварели И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.К.Саврасова, небольшие карандашные наброски и законченные акварельные пейзажи И.И.Левитана.

   Выдающимся мастером рисунка был крупнейший из живописцев этой эпохи И.Е.Репин. В галерее хранится около пятисот его графических произведений: этюды и эскизы почти ко всем картинам, рисунки-наброски, монументальные портреты углем на холсте, станковые листы пейзажного, портретного, бытового жанров. Для репинских рисунков характерен живой, свободный штрих; предметный мир в них неразрывно связан с воздушной средой, с окружающим пространством.

   По количеству листов графическое наследие В.И.Сурикова не столь обширно, как репинское. И в нем существенный раздел составляют рисунки, воссоздающие историю почти всех крупнейших полотен живописи. Но подлинной жемчужиной графики Сурикова являются акварели, в которых особенно своеобразно преломился великолепный колористический дар мастера, например работы, созданные во время поездок в Испанию.

   В большой и разнообразной коллекции графики В.А.Серого - портреты, пейзажи, иллюстрационные циклы - нашли отражение как характерные черты рисунка XIX столетия, так и стилистические искания начала нынешнего века. Наиболее ранние из имеющихся рисунков художника датируются 1870-ми годами. В 1890-1900-е годы Серов-рисовальщик достигнет полного расцвета. Все выразительные возможности графики, ее эстетическая специфика и самодовлеющая ценность проявились у Серова с особенной яркостью и полнотой, оказали несомненное воздействие и на его живописное творчество.

   Рисунки в акварели таких гигантов русского искусства, как Репин, Суриков, Серов, занимают в собрании галереи особенно важное место, что соответствует их значению в истории отечественной графики. Собрание рисунков других художников второй половины XIX века дает реальную возможность проследить как историю становления большинства наиболее значительных полотен, так и всесторонне рассмотреть специфические черты их графического наследия. Помимо подготовительных, рабочих рисунков в коллекции имеются рисунки документального типа, произведения сатирической графики, эскизы театральных декораций и костюмов, иллюстрационные циклы. С чрезвычайной полнотой представлены станковые, самостоятельные виды графики, особенно произведения портретного и пейзажного жанров. Публикуемые листы наглядно свидетельствуют о том, что рисунок и акварель являются ценнейшей частью той сокровищницы русского изобразительного искусства, какой по праву считается Третьяковская галерея.

(М.Немировская)

 

("Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи". Автор-составитель М.А.Немировская.  Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1987 г. )

 

- 1 - 2 - 3 - 4