Зачет  по натуральной истории
(Отрывок)


Владимир Малов
Рисунки Е. Медведева

Повесть о необыкновенных событиях и о необыкновенной дружбе в самые обычные времена: восьмидесятые годы двадцатого века и шестидесятые годы двадцать третьего века.

1. "Крокодилиус сапиенс"

   Все началось в тот момент, когда Бренк и Златко, люди из двадцать третьего века, делали запись урока ботаники в шестом классе "А". Разладилась аппаратура, обеспечивающая стабильность хронопереноса: такое иногда случается, хоть и крайне редко, но сначала ни тот, ни другой ничего не заметили. И эта оплошность, конечно, была совершенно непростительной.
   Ну ладно еще, если б они увлеклись всем настоящим настолько, что позабыли обо всем на свете. Однако ничуть не бывало: записывая урок ботаники, Бренк и Златко откровенно скучали. Им досталось совсем не то, что хотелось бы, и вот теперь они отбывали скучную, но неизбежную обязанность. Подумаешь, учеба и быт школьников восьмидесятых годов двадцатого века! Вот если бы битва при Грюнвальде, вот если бы поиски Эльдорадо! Но как бы то ни было, когда Бренк заметил наконец признаки неисправности, было поздно...
   В шестом "А" школы № 1441 в двадцатом веке поначалу тоже ничего не замечали, но здесь-то как раз так и должно было быть. Марина Букина, долговязая отличница, выступала с докладом об антропологических находках в Африке, которые изменили прежние представления о происхождении человечества. Речь Марины как всегда текла плавно, без запинки, аргументы были основательны и убедительны. И Аркадия Львовна, преподаватель ботаники и всех других биологических дисциплин, а также классный руководитель шестого "А" была довольна. Однако лицо учительницы иногда слегка мрачнело, когда взгляд ее невзначай падал на шестиклассника Петра Трофименко, чья вихрастая голова заметно возвышалась над головами всех остальных.
   - А теперь я предлагаю собравшейся аудитории вновь вернуться почти на три десятка лет назад, - сказала Марина. - В первой части своего выступления я сделала краткий обзор всех совершенных в Африке в обозреваемый период антропологических открытий, которые поистине должны быть названы великими. Теперь я обстоятельно задержусь на самых ярких из них.
  Аркадия Львовна довольно кивнула.
   - Итак, - продолжала Марина, - в 1959-1960 годах известный английский антрополог, палеонтолог и археолог Луис Лики проводил раскопки в нижнем, самом древнем слое Олдувайского ущелья, расположенного на севере африканской страны Танзании. Здесь ученые обнаружили множество примитивных каменных орудий с явными следами искусственной обработки. А вблизи были найдены многочисленные кости существа, получившего тогда название "хомо хабилис". Перевод этих латинских слов означает "человек умелый". Как понимает собравшаяся аудитория (Аркадия Львовна довольно кивнула), столь близкое соседство костей этого существа и каменных орудий не оставляло сомнений в том, что творцом этих орудий и был  "хомо хабилис".
   Собравшаяся аудитория притихла. Как отметила Аркадия Львовна, Лена Прудникова и Франческа Канарейкина, две неразлучные подружки, очень похожие друг на друга, прилежно конспектировали услышанное в толстых тетрадях. Аркадия Львовна поощряюще улыбнулась. И вот в этот самый момент в биологическом кабинете отчетливо раздался незнакомый голос, произнесший не очень понятные слова. Голос тоже исходил непонятно откуда, из воздуха.
   - Ты уровни поправь, - сказал голос, - качество записи окажется неприемлемым.
   И другой голос ворчливо ответил:
   - Качество! Качество! Да смотреть на это у нас никто не станет, а послушаешь их...  Ну кто же не знает, что на самом-то деле...
   Аркадия Львовна вскочила с места. Стекла ее очков прошлись по классу, подобно поворотным антеннам радаров.
   - Как понимает аудитория, это была настоящая сенсация, - сказала Марина невпопад.
   Аркадия Львовна постучала ручкой по столу. На ее лице возникло непривычное выражение изумления, потому что было уже ясно: голоса не могли принадлежать ни одному из учеников. Но Аркадия Львовна взяла себя в руки и села.
   - Это явление мы обсудим позже, - сказала она и снова постучала ручкой по столу. - Возможно, это какой-то акустический эффект. Марина, продолжай!
     - С помощью радиоизотопных методов, - заговорила Марина, понемногу снова воодушевляясь, - ученые установили, что "хомо хабилис" жил около двух миллионов лет назад. Позволю себе напомнить: прежде считалось, что древнейшими людьми на Земле были питекантропы и синантропы, жившие восемьсот - четыреста тысяч лет назад. Таким образом, сенсационное открытие Лики заставило ученых пересмотреть свои ошибочные позиции.
  Аркадия Львовна помрачнела: ее привлек правый угол кабинета биологии. Поперек лба учительницы легли морщины. Наконец она резко постучала по столу, и Марина Букина, как ученая лошадь в цирке, сейчас же остановилась.
   - Может быть, не всем интересен столь содержательный доклад? - спросила учительница с горечью. - Может быть, Константин Костиков знает больше, чем Марина Букина, о великих открытиях Луиса Лики? Встань, Константин, и скажи, так это или нет?
   Костя Костиков встал. Всем сразу стала видна привычная картина: веснушки, желто-медные волосы, смышленое лицо и сильно оттопыривающиеся карманы синей форменной курточки, которые всегда были забиты научно-популярными книгами на самые разные темы, потому что отличительными чертами Кости были любознательность и стремление разобраться во всем самому.
   - Так что же, Константин, - слегка возвысив голос, повторила Аркадия Львовна. - Так это или не так? Если так, поделись своими знаниями с товарищами? А если не так, почему же, объясни нам, ты крутишься на месте и бормочешь что-то, мешая слушать другим?
   - Нет, больше, чем Букина, я об этих открытиях, пожалуй, пока не знаю, - выдавил из себя Костя.
   - Тогда, Константин, твое поведение представляется совершенно необоснованным, - сказала учительница. - Может быть, тебе все это неинтересно? А ведь родители твои - научные работники...
   - Нет, очень интересно, - ответил Костя, - об этом я еще не знаю всех подробностей. Но открытия Лики лишний раз заставляют задуматься о другом. Вот я и думаю, правда, не про себя, а вполголоса...
   - О чем же ты думаешь? - полюбопытствовала учительница.
   Костя помолчал. Потом, остановив взгляд на человеческом скелете, наглядном пособии кабинета биологии, он выпалил:
   - Вот о чем надо задуматься! Несмотря на все эти открытия, главное все-таки так и остается неизвестным.
   - Главное? - спросила учительница с легкой растерянностью.
   - Главное - как же все-таки произошел человек? - объявил Костя. - Ведь как у человека появился разум - до сих пор загадка, так? Недостающего звена до сих пор нет, правда? Была обезьяна, и вдруг сразу стал разумный человек! Как, почему? Никто из ученых не знает. Вот я и подумал, что находки Лики на историю происхождения человека, то есть на главное, нового света не проливают. Вот если бы нашли это недостающее звено! Что, нашли его в Африке?
   - Может быть, у тебя, Константин, есть точные сведения на этот  счет? - устало спросила учительница. - Или хотя бы гипотеза?
   - Гипотезы у меня, к сожалению, нет, - признался Костя. - Но я вполне разделяю чужую гипотезу, о которой недавно прочитал в научно-популярном журнале. Разум у обезьян появился в результате мутаций. Какие-то неразумные еще обезьяны попали случайно к залежам урана, облучились, и из-за этого у них стало быстро развиваться разумное мышление. И тогда я стал думать о том, что на Земле могли бы быть совсем другие разумные существа. Представьте, что облучились бы не обезьяны, а, например, крокодилы, которые тоже живут в Африке. Тогда разумным существом был бы сейчас не "хомо сапиенс", а... - Костя поискал нужное слово, - а был бы сейчас "крокодилиус сапиенс".
   Класс взорвался дружным смехом. Улыбнулась и Аркадия Львовна.
   - Значит, вместо вас здесь сидели бы зелененькие разумные крокодильчики-шестиклассники?
   Костя утвердительно кивнул.
   - Так и было бы! И вместо Марины у доски был бы крокодил, и вместо вас за столом тоже сидела бы сейчас...
   У Аркадии Львовны погасла улыбка.
   - Странные фантазии, Константин! И это во время такого содержательного доклада. Продолжай, Марина!
   Как раз в это время в классе вновь прозвучал чужой голос:
   - Я тебе про уровни говорю не зря! Зрительный ряд будет хорошим, а звук никудышным.
   Марина уронила указку. Другой голос удивленно произнес:
   - Что это с ней?
  Аркадия Львовна встала, снова сверкнули ее очки-локаторы.
   - Слушай, похоже... пробой, - сказал голос. - Нас слышат!
   - Этого только не хватало! - отозвался другой.
   - Ребята, кто-то принес в класс магнитофон? - растерянно спросила Аркадия Львовна. - Этот, как его... плейер?
   На самом деле происходило что-то таинственное, и Аркадия Львовна это поняла. Но отступить перед необъяснимым и уронить авторитет учителя она, конечно, не могла.
   - Скоро звонок, - пролепетала учительница. - Доклад Марины переносится на следующий раз. Ребята, все по домам, но тихо, в соседних классах еще идут занятия.
   - Зашкаливает! - испуганно сказал голос из пустоты. - Пробой, нет никаких сомнений! Нас слышат, а может, уже и видят. Ты взгляни на учительницу, она рот разевает, как старая рыба!
   - Да помолчи ты! - отозвался другой. - Может, сейчас все снова войдет в режим.

 

2. С двумя неизвестными

   Аркадия Львовна выскочила в коридор и помчалась к учительской, громко стуча каблуками, несмотря на собственное требование соблюдать тишину. Марина Букина крадучись тоже двинулась к двери. Костя Костиков наконец сел и с напряжением стал смотреть в ту сторону, откуда слышались голоса, стараясь подобрать феномену разумное объяснение. Прудникова и Канарейкина тесно прижались друг к другу и замерли от испуга. Так же, без движения, не зная, что подумать, сидели все остальные. И в этом общем замешательстве как всегда ярко проявились решительность и присутствие духа Петра Трофименко.
   - Тихо! Сохраняйте спокойствие! - выкрикнул он, вспрыгивая на стол. - Ничего страшного, наоборот! Это же пришельцы из космоса, ясно?! Рано или поздно это должно было случиться!
   - Уходим! - отчаянно произнес голос в пустоте.
   Марина Букина добралась наконец до двери, наткнулась на какое-то невидимое препятствие, завизжала и вылетела из класса, захлопнув за собой дверь. Моментально визг подняли остальные девчонки, и Петр топнул ногой, требуя тишины.
   - Если это пришельцы, - задумчиво самому себе сказал Костя. - то почему же они говорят по-русски? И почему мы их не видим?
   - Ну ты даешь, Коська! - удивился Петр. - А вроде книги читаешь! И фантастику, наверное, тоже. Не видим мы их потому, что они в самом деле невидимы! С их техническим уровнем это ничего не стоит. Ясно, что они считают, что им еще рано вступать в контакт с Землей, и только наблюдают. Но у них что-то случилось, и мы их услышали.
   - А почему по-русски? - спросил Костя, но Петр только отмахнулся.
   - Ну  кто тебе сказал, что по-русски? Да мы не голоса их слышим, а мысли, которые они передают. А мыслят все одинаково,а?
   Стоя на столе, Петр топнул ногой. На одноклассников он больше не обращал внимания. Настал исторический момент, пора было приступать к контакту.
   - Внимание! - громко сказал Петр в пустоту. - Внимание! Раз уж вы себя обнаружили, давайте вступим в контакт! Мы - земляне, шестой класс "А", а я его представитель Петр Трофименко. Отзовитесь, мы готовы к контакту! Мы вас уже слышали! Мы ждем ответа!
   В мертвой тишине послышался неясный шорох.
   - Отзовитесь, мы готовы! - повторил Петр и торжественно поднял руку, как бы призывая в свидетели исторического момента великих людей Земли, чьи лица смотрели в кабинет биологии с портретов на стенах, - Чарлза Дарвина, Жоржа Кювье, Карла Линнея и Климента Аркадьевича Тимирязева.
   Но ответом была только тишина. В коридоре оглушительно загремел звонок.
   - Эх, не успели, ничего не получилось! - с досадой вымолвил представитель шестого "А" и всех землян Петр Трофименко. - Если они не хотели вступать с нами в контакт раньше, когда мы были одни, теперь тем более не захотят.
   Костя Костиков поднялся. Он понял, что надо делать.
   - Что бы ни было, - сказал он, - явление непонятное, аномальное. О нем совершенно необходимо поставить в известность ученых.
   Лицо Петра просветлело.
   - Так что же ты стоишь! - крикнул он. - Бежим! Только это не явление, это точно пришельцы!
   - Позвоним в Академию наук, - сказал Костя. - Телефон - по 09.
   Схватив Костю за руку, Петр рывков вытащил его из класса.
   В школьных коридорах, на оживленных лестницах, в школьном дворе никто, конечно, не подозревал о том, что в одном из классов только что происходили необъяснимые события.
   - Играют! - возмущенно пробурчал Петр, покосившись на мальчишек, играющих теннисным мячом в футбол. - А тут, может, рядом космический корабль стоит!
   - Его бы давно увидели, -возразил Костя, но Петр ответил:
   - Да он тоже вполне может быть невидимым! Я читал в одном романе... Стоит себе невидимый корабль где-нибудь возле школы, может, на метеоплощадке, там все равно никого не бывает.
   Увлеченный этой идеей, Петр остановился, раздвинул густые и высокие кусты  жасмина и на всякий случай окинул метеоплощадку взглядом.
   Обычно площадка с метеоприборами и в самом деле была пуста, потому что учитель физики Лаэрт Анатольевич, в ведении которого она находилась, опасаясь за метеоприборы, принял меры. Учитель был одержим изобретательством;  кабинет физики наполняли технические чудеса, и за глаза учителя так и звали - Изобретатель. На метеоплощадке тоже было свое техническое чудо - система лазерной охраны. Для нарушителей границ она была совершенно безопасна, но мгновенно давала предупредительный сигнал в кабинет. Сразу же автоматически включалась скрытая видеокамера, чтобы Изобретатель мог увидеть, кто посягнул на запретную зону, и принять меры.
   Однако как ни в чем не бывало на метеоплощадке в данный момент прямо на траве сидели двое мальчишек тоже примерно шестиклассного возраста. Они были одеты в одинаковые голубые штаны и зеленые куртки с оранжевыми горошинами. Лицо одного было обыкновенного цвета, а другого - шоколадного. Шоколадный мальчишка держал на коленях какой-то аппарат, другой, обыкновенный тихо говорил что-то. На траве лежал еще какой-то аппарат - причудливая комбинация из бинокля и транзисторного приемника.
   - Слушай, да ведь это они и есть, - пробормотал Петр и, не выпуская Костиной руки, полез сквозь кусты.
   С минуту все четверо молча разглядывали друг друга, причем на лицах незнакомцев все яснее проступало недоумение.
   - Эй, - вымолвил наконец Петр, - это вы там у нас  в классе?
   - Неужели так и есть? - с отчаянием сказал пришелец с обыкновенным лицом. - Значит, сначала слышимость, теперь и видимость? Златко, ты знаешь, что нам за это будет?
   Златко отложил аппарат и встал.
   - Так вы правда нас видите?- спросил он.
   Костя тяжело опустился на его место.
   - Конечно, видим! - с энтузиазмом сказал Петр. - А мы земляне.
   Незнакомцы переглянулись и опустили головы. Потом шоколадный пришелец обреченно махнул рукой.
   - Ладно, - сказал он, - теперь уже все равно. Давайте хоть познакомимся. Я Златко, а его зовут Бренк.
   - Костя Костиков, - представился Костя, не в силах встать.
   Но Петр Трофименко, у которого были зоркие глаза и отличная реакция, опять схватил его за руку и рывком поднял с места.
   - А ну бежим! - приказал он вполголоса. - Изобретатель идет!
   В общем-то происходили события исключительные, и необходимости в бегстве не было. Более того, контакту двух цивилизаций учитель физики, который как-никак имел отношение к науке, мог только помочь, но в Петре сработал тренированный рефлекс самосохранения. Мгновение спустя он с Костей оказался уже за школьными воротами. Здесь они обнаружили, что от них не отстают и незнакомцы. Вскоре все четверо стояли в густых кустах, разросшихся рядом с домом-гигантом, где жили Петр и Костя.
   - Послушайте, - неожиданно сказал Бренк, - если вы нас видите, значит, и другие тоже?
   - Ну еще бы! - отозвался Петр. - Так что же из этого? Это же грандиозное событие! У нас на Земле это впервые!
   - А нас как раз никто не должен видеть, - сказал Бренк. - Если увидят, просто трудно представить, какие будут неприятности.
   - Это еще почему? - поинтересовался Петр.
   - Да потому что мы из двадцать третьего века, из вашего будущего, - мрачно ответил Бренк. - Общение с вами, представителями двадцатого века, может привести к изменению в ходе истории.

 

 

назад                                                                                                                                                             окончание