В воздухе дельтаплан


    Уроки-советы  по освоению полетов на дельтаплане  от мастера спорта Михаила Гохберга, пионера "дельтаплавания" в нашей стране.

    Издалека, снизу из долины, казалось, что лыжник несется по склону, пытаясь догнать огромный воздушный змей. Потом на какое-то мгновение красно-белое полотнище змея закрыло фигурку человека, и вдруг все увидели, что лыжник уже в воздухе. Покачиваясь на незримых нитях под дельтовидным полотнищем, он быстро набирал высоту и вскоре уже парил над миром черных базальтовых пропастей и белых вечных снегов. Стрекотали кинокамеры, щелкали затворы фотоаппаратов. Одно время всем, кто на склонах Эльбруса созерцал этот необыкновенный полет, казалось, что ветер относит смельчака к острым как бритва скалам, но лыжник, как заправский планерист, сделал идеально плавный вираж и полетел сюда, к нам, в долину.
   По странной прихоти природы из завесы облаков вырвался узкий пламенеющий луч солнца и прочертил над Эльбрусом подобие огненного моста. Крылатый летун теперь скользил как бы по этому лучу (см. снимок вверху). Он скользил над еще не расцветшими альпийскими лугами, над оживающими мартовскими ручьями, над вершинами голубых елей, пока наконец не приземлился метрах в трехстах от подъемника канатной дороги.
   Так закончился один из испытательных полетов, совершенных мастером спорта Михаилом Гохбергом, пионером "дельтаплавания" в нашей стране.
   Вот что рассказывает старший сотрудник Института физики Земли АН СССР кандидат физико-математических наук М.Гохберг.
   - После первых полетов на дельтаплане мне задали множество вопросов. Какие ощущения у вас в полете? Как сделать дельтаплан и научиться летать?
   В последнее десятилетие развитие водных видов спорта привело к тому, что полеты на змее, буксируемом мощным катером, стали распространенным видом спорта. Более того, уже проводятся чемпионаты мира по выполнению различных фигур "высшего водного пилотажа". Успешные же свободные полеты стали возможны благодаря тому, что сначала в Австралии и в Америке, а затем в Канаде, Франции, Греции появилась достаточно хорошо отработанная конструкция - дельтаплан.
   На дельтаплане вы можете свободно лететь после набора высоты за любым буксировочным средством, обеспечивающим скорость не менее 50 км/ч, можете стартовать на лыжах с достаточно крутой горы, можете взлететь даже и без разгона, используя сильные потоки восходящего воздуха.
   Самое потрясающее ощущение при полете на дельтаплане - то, что вы действительно уподобляетесь птице, парите. Все зависит от вашей смекалки, от вашего опыта, от ваших рук, которыми вы наклоняете плоскость крыла. Вот вы слегка переносите вес на одну руку, и дельтаплан послушно входит в поворот. Наклоняетесь вперед и, набирая скорость, скользите вниз. Откидываетесь назад, легко отстраняя от себя ручку, жестко связанную с крылом, и снижение приостановлено. Вы долго кружите над склонами гор, затем, плавно гася скорость, легко совершаете посадку на облюбованную сверху ровную площадку.
   Конечно, для того чтобы с легкостью летать, нужна долгая тренировка. Не обольщайтесь мыслью, что, став счастливым обладателем дельтаплана, вы сразу же освоите таинства полета. Без неудач не обойдется. Поэтому одна из первых рекомендаций при обучении - начинайте с полетов над водой. Для этого прежде всего необходимо научиться стартовать на водных лыжах с воды, так же как при полетах в горах необходимо прилично освоить горные лыжи.
   Для полетов над водой нужен катер-буксировщик мощностью не менее 90 л.с. (маломощные катера не обеспечивают стабильную скорость при буксировке), Натяжение буксировочного троса - его длина около 20 м - должно быть по возможности постоянным, что во многом зависит от водителя катера. Нельзя сразу увлекаться высокими полетами, поначалу не подымайтесь выше 2 м. О первых методических упражнениях коротко уже говорилось в статье "ТМ" (№7 за 1973г.). Можно ли, сооружая дельтаплан, использовать не те материалы, которые указаны в статье?  Мой совет однозначен: ради собственной безопасности лучше не экспериментировать, даже парашютный шелк может подвести.
  


 

   Жесткость конструкции обеспечиваются растяжками, которые лучше всего изготовить из стального тросика диаметром 2-3 мм. Растяжки идут от нижних двух углов треугольной ручки (см. фото), которая верхним углом крепится к перекрестию центральных труб дельтаплана.
   Универсальная конструкция, предназначенная для свободных полетов с гор, на встречных потоках воздуха и на воде, требует несколько увеличенной длины дельтаплана - до 5 м. Общее правило для выбора точки центрального перекрестия - на расстоянии 45-46% общей длины от переднего конца аппарата. Для придания большей жесткости (особенно необходимой для полетов на встречном ветре) желательно над верхней плоскостью дельтаплана, в центральном перекрестии, установить полутораметровую мачту с четырьмя растяжками к концам продольной и поперечной труб. К этим же концам идут 6 растяжек от ручки управления, которая перпендикулярна плоскости крыла. Тонкая регулировка положения ручки должна проводиться во время пробных стартов. Если при разгоне вас, к примеру, прижимает, отклоните ручку назад, изменив длину двух передних и двух задних растяжек.
   Сиденье либо лямки, аналогичные парашютным, крепятся к верхнему углу ручки (центральное перекрестие) Нижняя перекладина ручки, за концы которой вы держитесь руками при управлении, снабжена в центре системой отброса буксировочного троса при осуществлении свободного полета (см. "ТМ" №7 за 1973г.).
   Освоив дельтаплан над водой и овладев необходимой сноровкой, вы можете совершать полеты с небольших холмов даже при слабом встречном ветре - опять-таки на относительно небольшой высоте. Выбирайте открытые холмы со склонами 10-20 град. Направление ветра должно быть вдоль склона, снизу вверх. Для старта нужен небольшой разбег. В момент взлета желательно, чтобы бегущий за дельтапланом помощник помог вам взлететь резким толчком рукой. Помните: порывистый ветер - главный ваш враг.
   Низкий центр тяжести конструкции придает ей устойчивое положение, так что вы можете балансировать и управлять полетом с достаточной степенью свободы. Естественно, что устойчивое положение дельтаплан принимает только при достаточном наборе скорости относительно потока воздуха, поэтому при старте старайтесь использовать минимальные углы атаки. Сильное кабрирование при взлете приводит к неустойчивому "сваливанию" в сторону и немедленному падению.
   В заключение скажу главное: полеты в горах - трудное и ответственное дело. Новичку там делать нечего, сначала нужно тренироваться в более легких и безопасных условиях. Возможность разгона на горных лыжах придает спортсмену полную автономность. Вы поднимаетесь в воздух без чьей-либо помощи и предоставлены самому себе. Вы один на один со склонами гор, распадками и пропастями. Крыло дельтаплана послушно в ваших руках. Вы сами выбираете маршрут полета, вы летите! Встречного вам ветра, покорители воздуха!


Журнал "Техника - Молодежи". 1974

 

 

-----------------

 


<к содержанию
<предыдущая страница

 

 

 

следующая страница>

 

%
------------
    
________________
*
SOFT CATALOG
Текст. генератор - онлайн
Светлана Ковалева
Картинки в HTML
*
_____________ ____________
%