Модерн в стиле ретро. Техника прошлого

 

Так встречали участников пробега старинных автомобилей

 

В последние десятилетия во всем мире ширится интерес к технике прошлого. Создаются музеи, где собраны старинные самолеты, автомобили, локомотивы, корабли; реставраторы - профессионалы и любители разыскивают образцы давным-давно забытых промышленных изделий, старательно их восстанавливают.
Мы не раз писали о самодеятельных клубах, объединяющих любителей и знатоков автомотостарины (см. "ТМ" №1 за 1978 год, №3 за 1979 год). Ставили вопрос о создании Музея автомобиля в нашей стране. О том, как эта идея наконец стала претворяться в жизнь усилиями рижских энтузиастов и их друзей, рассказывается в этой статье.

Андрей Дружинин,
Сергей Романов,
спец. корр. журнала "Техника-молодежи"
1987

   В то утро нам показалось, будто мы перенеслись в Ригу 20-х годов. По мостовой старинной улочки, шурша шинами, неторопливо катили тяжеловесные "хорьки", тупоносые "рено", зализанные БМВ. У тротуара остановился высокий "фордик". За его баранкой чинно восседал водитель в фуражке, очках-консервах, кожаной куртке, дожидаясь, пока на заднем сиденье не устроятся франт в канотье и его дама в широкополой шляпе. Не сговариваясь, мы вышли к мостовой и "проголосовали". У обочины затормозил "рено", шофер предупредительно открыл дверцу:
   - К вашим услугам! Куда пожелаете?

   - В Юрмалу! - ответили мы.
   Не будем больше интриговать читателей. Все, о чем мы только что рассказали, происходило на организованном рижским Клубом антикварных автомобилей (АКА) очередном смотре-пробеге старинных машин, посвященном сразу трем юбилеям: сто лет назад  К. Бенц и Г. Даймлер создали самые первые  автомобили: в Риге появилась велосипедная фабрика А. Лейтнера, на которой 13 лет спустя изготовили первый в дореволюционной России автомобиль. А 90 лет назад офицер российского флота Е. Яковлев и инженер П. Фрезе сделали первую отечественную "самобеглую коляску".
   Об этом мы узнали от таллинца Э. Антона, пока его "рено" выпуска 1927 года бойко бежал из Риги в Юрмалу. Энден Вильдевич рассказал и о том, как он сам попал в "клан" реставраторов. Все началось с того, что ему показали сарай, где валялись детали какой-то очень древней машины. Антон собрал их, привез домой, разобрался, что к чему. Но прошло десять лет, прежде чем ему удалось вывести возрожденный "рено" на шоссе...
   - На таких машинах в двадцатых годах работали эстонские таксисты. Как "рено" попал в деревенский сарай - не знаю, но теперь, -   Энден Вильдевич  бережно погладил  массивную баранку, - прекрасно ходит! Мы участвовали во многих слетах, проехали больше тысячи километров. Кстати, мотор расходует не больше 4 литров бензина на 100 километров пути - неплохо?
   - Неужели поломок не было?
   - Что вы! Возьмите систему зажигания. Работает хоть и по  старинке - от магнето, зато
безотказно.
   Наш новый знакомый оказался ветераном таллинского клуба любителей старинных автомобилей "Уник" и приехал в Ригу вместе со своими коллегами. Один из них, Х. Талмар, сидел за рулем похожего на карету "Дукса", изготовленного в 1911 году...

На снимке справа - "Дукс", построенный в 1911 году... Х. Талмару пришлось восстанавливать все, от кузова до облицовки радиатора и деревянных колес.

   Через несколько часов старинные машины выстроились на стадионе в Юрмале. Мы внимательно осмотрели их, поговорили с водителями. Оказалось, они прибыли не только из Таллина и Москвы, но и из Одессы и Ленинграда, Вильнюса и Воронежа, других городов. В стране действует больше десятка клубов любителей автомотостарины, а хозяин праздника, рижский АКА, пользуется у профессионалов и любителей заслуженным авторитетом. Да и коллекция у рижан завидная.
   Вот, к примеру, белый, с огромными фарами, деревянными ободьями колес, шикарной облицовкой радиатора "Амилькар". Построили его в 1924 году во Франции, а восстановил - энтузиаст из Латвии А. Лейбович. Он рассказал, что именно на этой машине известный гонщик Е. Канский в в 1935 году выиграл престижные международные гонки. Да и сейчас "Амилькар" на шоссе спокойно выжимает 130 км/ч.
   Немало потрудился над уникальным "роллс-ройсом" председатель АКА В. Кулбергс. Любопытно, что шасси этого автомобиля собрали на фирменном заводе в английском городе Дерби, а необычный тогда алюминиевый кузов изготовили специалисты известной в 30-е годы берлинской компании "Эрдман и Росси". Позже машина демонстрировалась на автомобильном салоне 1939 года. И вот,  спустя 47 лет, новый показ. Теперь уже в Юрмале...
   Ко всеобщему удивлению, Кулбергс отказался участвовать в смотре-конкурсе - не успел полностью завершить отделку полуторатонной легковушки. А требования жюри к реставраторам-любителям жесткие: никаких деталей от современных "Волг" и "Жигулей"! Каждая машина должна на 100% соответствовать первоначальному облику и "начинке". Только в этом случае автомобиль, возрожденный по крохам, получит "прописку" в АКА и будет
участвовать в показательных пробегах, когда перед зрителями проходит живая, пахнущая бензином, резиной и лаком история автомобилестроения.
   Теперь такие смотры стали традиционными. И нам захотелось узнать, с чего начиналась история Клуба антикварных автомобилей.
   ...Самый обычный дом на улице Гагарина. Нажимаем кнопку старинного звонка, входим в помещение клуба. Довольно просторная комната выглядит тесноватой из-за забитых журналами, книгами, проспектами, документацией стеллажей и шкафов, стендов и фотографиями и рисунками машин чуть ли не всех времен и народов. В углу - старинная пишущая машинка, на которой в начале века выстукивали тексты с "ятями" миловидные пишбарышни.

На снимке справа - один из самых массовых легковых автомобилей  - "Форд-Т" (1926 год). Обратите внимание на характерный багажник...

   - С чего начинаем? - переспрашивает Кулбергс. - С хобби. Про меня в детстве говорили, что у Виктора в жилах не кровь, а бензин. Любил автомобили, собирал литературу о них. А в 1970 году, когда учился в сельскохозяйственной академии, познакомился с Э. Жвигулисом. Я тогда интересовался современными, а Элмар горел желанием разыскать и восстановить старинную машину. Этим он заразил и меня. Помню, в каникулы мы объехали всю Латвию, побывали даже в заброшенных хуторах. И что бы вы подумали? Свой первенец - "Хэпмобил" 1925 года - я обнаружил в Риге! Через пару месяцев повезло Элмару - он нашел "форд" 1919 года, а в очередной экспедиции в Эстонию попались фордовские двигатель и мосты. Остальное делали сами. Главное -  в путешествиях перезнакомились с единомышленниками и к 1972 году решили объединиться, создать своего рода "клуб по интересам"...
   Кулбергс открыл папку:
   - Вот так, 1 июля 1972 года при Центральном автомотоклубе Минавтошосдора Латвийской ССР зарегистрировали нашу скромную Секцию антикварных автомобилей.
   Теперь она превратилась в известный (и не только в нашей стране) клуб, располагающий четырьмя десятками восстановленных автомобилей и держащий на учете еще более 200 машин, представляющих историческую ценность.
   Изменился и характер деятельности энтузиастов. Не прерывая основного дела, они стали проводить парады-показы сначала в Риге, потом в других городах, содействовали организации подобных клубов. Так, в 1980 году рижане и таллинцы демонстрировали старинные автомобили гостям Олимпийской регаты, спустя пять лет устроили специализированную выставку редких мотоциклов в Риге.
   Мы поинтересовались, сколько же постоянных членов в АКА. Кулбергс не замедлили с ответом - 280 и около 100 кандидатов. Да, охотникам вступить в клуб нужно год пробыть кандидатом, чтобы увериться в правильности выбора. А ветераны тем временем присмотрятся к новичку.
   - Список с тысячами фамилий, набранных с потолка, нам не нужны, - заметил Виктор Викторович.
   - Ну а перепиской и прочей "текучкой" занимаются штатные работники? - спросили мы.
   - У нас таких нет! - улыбнулся Кулбергс. - Я, например, работаю в Минавтошосдоре республики, остальные члены клуба трудятся на других предприятиях  и в учреждениях а увлечению мы отдаем свободное время.
   Виктор Викторович показал нам два снимка. На первом в густой траве угадывались очертания рамы автомобиля, рядом виднелся изрядно побитый картер и куски металла. На втором - свеженькая, будто сейчас с конвейера, легковушка 20-х годов. Снимки разделяло шесть лет напряженного, самоотверженного труда в выходные и отпуска.
   - Меньше не получается, - пояснил Кулбергс. - В среднем на восстановление мотоцикла уходит чуть больше года, а реставрация автомобиля занимает от трех до десяти лет, в зависимости от его состояния и возможностей энтузиаста.
   Дело не в возможностях любителя приобрести нужные материалы (хотя и это, как правило, становится проблемой). Прежде чем приступить к собственно реставрации, ему предстоит по неясным порой признакам определить марку машины, год ее выпуска - вспомните, сколько модификаций было у одной только "Волги"! - раздобыть технические описания, чертежи, фотографии, рисунки.
   Самодельщикам - мы имеем в виду самодеятельных автомобилестроителей - легче. Они вольны по собственному усмотрению менять размеры и форму деталей строящегося автомобиля. Что же касается реставраторов, то они обязаны выдерживать конфигурацию воссоздаваемых узлов с высокой точностью.
   При этом существует неписаное, но жесткое правило - никаких заменителей! К примеру, нельзя щаменять бывшие деревянные ободья колес того же "Руссо-Балта" металлическими. Нельзя на "эмку" ставить колеса от современных машин, не говоря уже о двигателе. Вот любители со временем и превращаются в мастеров-универсалов. Ведь им приходится быть жестянщиками и малярами, краснодеревщиками и мотористами, кожевенниками и литейщиками...
   Говорят, что пример заразителен. В доме на улице Гагарина постоянно бывают школьники, студенты, молодые инженеры и рабочие. Присматриваются, прислушиваются к рассказам ветеранов, а потом, глядишь, и появляется в клубе несколько новых кандидатов.
   ...Мы попросили Виктора Викторовича рассказать о наиболее интересных машинах из коллекции АКА. Тот усмехнулся:
   - Интересны все...
   - Тогда о тех, которых не было на слете "Авторетро-86".
   - Это другое дело... - Виктор Викторович чуть задумался. - Конечно же, наш "руссо-балт"!
   Кулбергс напомнил, что выпуск первых отечественных серийных автомобилей наладили именно здесь, в Риге, в 1909 году на Русско-Балтийском вагонном заводе. До 1915 года когда завод эвакуировали в глубь страны (к городу приблизился фронт первой мировой войны), рижане изготовили свыше 800 "руссо-балтов" разного назначения. Прошли десятилетия, и выяснилось, что не сохранилось почти ни одной машины. Почти - потому, что в московском Политехническом музее можно увидеть легковой "руссо-балт". Долгое время он считался единственным. И вот рижане нашли пожарный вариант знаменитой машины. Но в каком виде! Кто-то умудрился разрезать его раму и превратить в подставку для антенны телевизора - пришлось вырубать ее из бетона. Потом энтузиасты обнаружили другие детали "руссо-балта".
   Нам пришлось много поработать, чтобы превратить этот металлолом в то. чем он когда-то был. Теперь пожарный "руссо-балт" - экспонат №1 в нашем собрании. У нас есть паспорт на него, государственный номерной знак. Единственное, чего нам не хватало, так это места для уникума. Поэтому мы временно передали машину Рижскому музею пожарной охраны. Ведь восстановили ее энтузиасты из Юрмалы в пожарном депо при поддержке Управления пожарной охраны МВД Латвийской ССР.
   - Долго ли он там простоит?
   - Нет. Не пройдет и года, как все наши самоходы во главе с "руссо-балтом" выстроятся в экспозиционных залах...
   - Музея автомобилей, о котором наш журнал писал еще десять лет назад? - перебили мы.
   - Не совсем так, - поправил нам Кулбергс и положил на стол фотографию макета современного здания, фасад которого напоминал радиатор старинного автомобиля. - Таким будет первый в нашей стране Центр технического творчества, выставок и отдыха "МЕЖЦИЕМС" со специфическим уклоном - ведь он создается на базе нашего клуба.

 


Общий вид Рижского центра технического творчества, выставок и отдыха "МЕЖЦИЕМС".

 

На рисунке (вверху и внизу) первого в стране выставочно-реставрационного комплекса цифрами обозначены: 1 - экспозиционные залы на втором и третьем этажах, 2 - выставочные залы, 3 - кафе, 4 - видеозал на 214 мест, 5 - центральный вход, 6 - реставрационные мастерские, 7 - административные, хозяйственные помещения, студия видеозаписи, 8 - наружная часть экспозиции, 9 - въезд для автомобилей, 10 - детская тематическая игровая площадка.


 План выставочно-реставрационного комплекса, строящегося в Риге.

 

Здание комплекса в разрезе (вход - слева).

 

   Виктор Викторович рассказал, что проект, комплекса разработали на общественных началах молодые сотрудники института "Латгипрострой" во главе с архитектором В. Волгумсом.
   Мы попытались представить себя его первыми посетителями...
   ...Поднявшись на второй этаж, мы оказываемся в просторном выставочном зале, заставленном старинными автомобилями, мотоциклами, велосипедами. Осмотрев их, выслушав экскурсовода, мы по широкому, пологому пандусу вновь попадаем в царство "самобеглых колясок". Рядом с ними можно будет увидеть и предметы быта полувековой (и больше) давности, старинные афиши, объявления, одежду водителей и пассажиров.
   Для тех, кто захочет основательней заняться историей, особенностями производства автомобилей в разные годы и в разных странах, распахнет двери библиотека.
   Рядом, в видеозале, посетителям комплекса покажут кино - и видеофильмы, выступят лекторы и члены АКА, чтобы рассказать о прошлом, настоящем и будущем автомобиля и о своей работе.
   А что же первый этаж? Его полностью отдадут энтузиастам-реставраторам. Здесь, на площади 2,5 тыс. кв. м. будут размещены мастерские с необходимым оборудованием, склады с материалами. Любителям автомотостарины больше не придется заниматься выделкой, скажем, крыльев на дому.
   Сюда же придут и те, кто хочет заняться восстановлением реликвий, но пока не знает, с чего и как начать, как самому изготовить утерянные детали и узлы. Ветераны помогут им. Заметим, что члены АКА войдут в состав технической комиссии, которая оценит находку или отделанный заново автомобиль и решит, подойдет ли он для постоянной экспозиции.
   - Выходит, что машины превратятся в музейные экспонаты, рядом с ними повесят таблички "Руками не трогать"? - спросили мы.
   - Нет, они останутся за теми, кто их восстанавливал, - ответил Виктор Викторович, - Но, согласитесь, что лучшего места для них, чем залы комплекса, не найти.
   - А если кто-то захочет съездить на старой машине на дачу?
  Кулбергс рассмеялся:
   - Не думаю. Тот, кто затратил годы на тщательную отделку редкого автомобиля, возродив его из разрозненных деталей, вряд ли выведет его на проселок! Да и в городе гонять такую машину по улицам с оживленным движением, зимой щедро посыпанным солью или песком, не стоит. По крайней мере, я свой "роллс-ройс" выведу только в пробеги. Такого же мнения придерживается и большинство членов клуба.
   - А если к вам обратятся работники кино?
   - Мы уже помогали им, наши водители вместе с машинами снимались в исторических фильмах, - ответил Кулбергс. - Однако нас не устраивает то, что при съемках со старыми машинами обращаются не очень-то бережно...
   - Виктор Викторович, нам рассказывали, что при торжественной закладке здания комплекса, которая состоялась в июне 1986 года, на церемонии были представители Финляндии. С чем это связано?
   - С тем, что у нас сложились хорошие отношения с финскими коллегами, - пояснил Кулбергс. - Кроме того, комплекс строится при содействии финской компании Отто Вуорио, соорудившей уже немало подобных нетиповых объектов.
   Наша беседа подходит к концу. Еще раз окидываем взором стены гостеприимного Клуба антикварных автомобилей и задаем Кулбергсу последний вопрос:
   - Так когда же мы сможем посетить уникальный, единственный в стране комплекс?
   - Думаю, мы пригласим вас на его открытие  осенью этого года. Приходите с друзьями - быть может, кто-то из них со временем придет в наши ряды!

 

 Внизу - показаны некоторые автомобили из коллекции рижского Клуба антикварных автомобилей.

 


Чехословацкая  "Татра-87" сошла с конвейера в 1949 году. Реставрирована А. Валуесом.

 

Величественный ЗИС-110 будто сейчас вышел из заводских ворот...

 

На смотре "Рига - Авторетро-86" присутствовал "Форд-А", восстановленный финским любителем.

 


Гоночный "Амилькар", построенный во Франции в 1924 году, по-прежнему выжимает на шоссе до 130 км/ч!

 


 Своя коллекция есть и в латвийском колхозе "Узвара". На снимке один из ее экспонатов.

 

Рисунки Михаила Петровского

(Журнал "Техника - молодежи, 3/1987)

 

назад