Со всего света. Научно-технические новинки 1980-х

Автометротроллейтрам - так можно назвать разработанное конструкторами бельгийской фирмы БН  транспортное устройство, объединяющее достоинства трамвая, троллейбуса, автобуса и частично метро. Поезд из шести комфортабельных сочлененных вагончиков с широкими окнами движется на троллейбусных колесах по "рельсам" - бетонным направляющим. Пантограф взят от трамвая. Впрочем, новинка может двигаться и без контактного провода - выручит автобусный дизель.
   Максимальная скорость автометротроллейтрама - 80 км/час. В часы пик он вмещает до 600 пассажиров.

   Горох без листьев получен селекционерами финского кооператива "Ханккия" сложным скрещиванием шведских и советских элитных сортов. А зачем нужно такое растение?  Во-первых, благодаря отсутствию листьев интенсивнее накапливается белок в зернах - до 24% чистого протеина. Во-вторых, новый сорт удобнее для механизированной уборки. Применение компьютера для анализа генетического кода существенно сократило время отбора нужных экземпляров. Новинка, получившая название "Тамми", стойка к полеганию, не нуждается в азотных удобрениях, дает высокие урожаи - до 4 т с гектара.

   С моря - на шоссе. Полторы сотни туристов, поднявшись на борт пятидесятидвухтонного алюминиевого корабля-амфибии, могут полюбоваться пляжами гавани Монсенмишель, а затем совершить путешествие по шоссе. Скорость на суше - 14 км/ч, на воде - 9 узлов.

   "Вызов солнцу" за счет солнца. Достаточно воспарить над облаком - и черпай солнечную энергию пригоршнями. Вдохновившись идеей жить за счет солнечного сияния небес, не опускаясь за дорогим горючим на тесную землю, американец Маккреди построил самолет "Солар Челленджер". Фюзеляж превратился в фотопанель, а на крыльях, элеронах и хвостовом оперении разместились фотобатареи. Эта авиаконструкция "Вызов солнцу" - так можно перевести ее название - уже сумела перелететь пролив Ла-Манш.

   Рожденная в космических муках. Предположим, Протоземля столкнулась с крупным планетоподобным телом. На такую возможность указывали ученые еще в прошлом [XVIII веке]. Если эту гипотетическую ситуацию "проиграть" на компьютере, заложив в него самые общие сведения о строении землеподобных планет, то можем получить картину кульминации столкновения, детали которой выделены различным цветом. Плотная металлическая фракция (красный цвет) окружена более легкими фракциями протомантии и протокоры. По мнению американских ученых, "облегченный" выброс наверху - зародыш будущей Протолуны.


   Снять шерсть с овцы не проще, чем сделать хитроумную прическу. Стригали в дефиците, они овладевают своим искусством годами. А овец много. Не поможет ли снять с них шерстяную шубу снабженный манипуляторами и ножницами компьютер, в память которого введены все сложные движения, связанные с выполнением этого процесса? Судя по снимку, справляется он с задачей сносно, а вот об ощущениях овцы говорить трудно. Интересно, когда новый способ приживется на практике? Пока же компьютер-стригаль по качеству и скорости работы уступает опытным овечьим "парикмахерам".

   К первому полету готовится новый вертолет семейства Ка. Авиаторы наверняка заметят в этой машине много общего со знаменитым  Ка-26. И действительно, Ка-126 - дальнейшее развитие удачной модели, вот уже два десятка лет работающей в нашей стране и за рубежом.
   Хотя основная специальность Ка-126 - сельское хозяйство, комплект съемного оборудования (есть даже небольшой пассажирский салон) делает вертолет "мастером на все руки". Эта черта перешла к нему, так сказать, по наследству. Замена поршневых двигателей газотурбинными дала конструкторам все основания рассчитывать на достижение более высоких летных данных. Так, если Ка-26 с полной нагрузкой мог зависать только у самой земли, то его младший собрат способен висеть в воздухе даже на километровой высоте. К тому же горючее для газотурбинного двигателя - керосин - гораздо дешевле высококачественного авиационного бензина.
   Опытный экземпляр Ка-126 создается совместными усилиями советских и румынских специалистов на авиазаводе  в Брашове (СРР), где где планируется его серийное производство.
Москва-Брашов

(Журнал "Техника - молодежи, 3/1987)

 

 

<<< назад