Игорь Боечин
Рис. Михаила Петровского
"Москва, Калинину... Плавучий морской институт в Архангельске сегодня, в день пятой годовщины Октябрьской революции, закончил постройку и оборудование научного судна "Персей" - одного из лучших судов такого назначения в мировом масштабе. Это большая победа на фронте науки". Такое сообщение ушло в Москву 7 ноября 1922 года. Родилось первое советское судно науки.
А началась его история в 1916 году. Архангельский предприниматель Е.Могучий заказал двухмачтовую зверобойную шхуну "Персей". Образцом послужил "Фрам" - судно норвежского полярного исследователя Ф.Нансена. При сжатии льды не разрушали его корпус, в выжимали наверх.
К 1919 году "Персей" спустили на воду, но не достроили. Помешала гражданская война.
...10 марта 1921 года председатель Совнаркома В.И.Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института (Плавморнина) для "всестороннего и планомерного исследования северных морей, их островов, побережий, имеющих в настоящее время государственно важное назначение".
В том же году сотрудники Плавморнина отправились в экспедицию, зафрахтовав ледокольный пароход "Малыгин". Научную программу пришлось совместить с перевозкой грузов, что ученых мало устраивало. Поэтому один из руководителей института, профессор И.Месяцев, предложил обзавестись своим судном. И подыскал его. В начале 1922 года "Персея" передали Плавморнину, поставили в док. Архангельские инженеры В.Цапенко и А.Воронин составили с учетом пожеланий ученых проект его перестройки в исследовательское судно, корабелы объявили работу ударной. Их поддержали губком РКП(б) и губисполком, командование РККФ.
По ватерлинии уложили сосновый ледовый пояс. Изнутри борт, толщина которого достигла 400 мм (в десять раз больше, чем обычно), усилили ледовыми креплениями, форштевень оковали железными шинами.
Нехватка средств и материалов (не забывайте, шел 1922 год!) заставила строителей оснащать "Персей" деталями с отслуживших кораблей расформированной флотилии Северного Ледовитого океана. Паровую машину тройного расширения сняли с затонувшего в реке буксира "Могучий", названного так бывшим судовладельцем, с яхты "Горислава" взяли иллюминаторы, со списанного миноносца - паровую рулевую машинку, с поставленного на прикол устаревшего линкора "Чесма" - часть электрооборудования, военные моряки передали ученым новую искровую радиостанцию. Научные приборы архангельские рабочие изготовили по рисункам в специальной литературе. И что же? К примеру, батометры (приборы для забора проб воды с разных глубин) прослужили по десятку лет и больше, хотя сработали их отнюдь не специалисты.
В носовой надстройке разместили пять лабораторий и справочную библиотеку, а сверху, на спардеке, - метеостанцию. В кормовой надстройке разместили еще две лаборатории, радиорубку, кают-компанию, баню и каюты судоводителей. Над надстройкой была штурманская и рулевая рубка, увенчанная компасной площадкой. На верхней палубе установили паровую траловую лебедку, были лебедки и на корме - с их помощью опускали приборы.
Оставили две мачты с гафельным вооружением и грузовыми стрелами. На фок-мачте устроили "воронье гнездо" (наблюдательный пост). На ней же, когда летом 1923 года "Персей" отправился в первое экспедиционное плавание, подняли флаг Плавморнина - синее полотнище с семью звездами, символизирующими северное полушарие. Его рисунок предложил участник первой экспедиции В.Голицин, впоследствии известный художник. Когда Плавморнин преобразовали в Государственный океанографический институт, звездный флаг "Персея" подняли все его суда.
Из первого плавания "Персей" вернулся с уникальными сведениями о Баренцевом море - температуре, солености, химическом составе воды, глубинах, грунтах, обитателях. С тех пор судно регулярно, ежегодно работало в этой акватории.
В 1925 году оно доставило на Шпицберген геологов компании "Русский Грумант". Выполняя задание, они нашли... заявочный столб, поставленный еще в 1912 году экспедицией В.Русанова. После того как плавучий институт провел океанографические исследования в малоизученной юго-западной части Карского моря, на морских картах появилось обозначение "банка Персей". В 1928 году "Персей" обеспечивал радиосвязью поход советских судов на спасение итальянских воздухоплавателей - их дирижабль "Италия" потерпел катастрофу, когда возвращался из полета к Северному полюсу. В 1932 году "Персей" и экспедиционное судно "Николай Книпович" работали по программе Второго международного полярного года, изучая район мыс Нордкап - остров Медвежий - мыс Южный (Шпицберген). Эти же суда впервые в СССР провели систематическую гидрологическую съемку Баренцева моря южнее 75-й параллели.
Мы напомнили лишь о некоторых нетипичных для "Персея" походах. Обычно же он действовал в четырехугольнике, образованном Мурманском, Шпицбергеном, Землей Франца-Иосифа и Новой Землей. В плавания выходили летом, когда в Баренцевом море светло и относительно спокойно. Относительно...
Участник постройки и первых плаваний "Персея" видный океанограф В.Васнецов вспоминал: "Волна за волной выкатывалась из-под кормы, пенящийся гребень вздымался вровень с палубой, а то и забегал на нее. С вершины волны корма падала в ложбину с такой стремительностью, что даже у привычного человека дух захватывало. Но сделать станцию (комплекс исследований) в одиннадцатибалльный шторм доставляло какое-то удовольствие, должно быть, потому, что ощущалась борьба со стихией и победа над ней".
В таких условиях трудились и рядовые участники экспедиций, и крупные ученые - академики Л.Зенкевич, Л.Шулайкин, профессора В.Богоров, Н.Зубов, В.Обручев, И.Месяцев и курсанты мореходных училищ. Для них короткий поход на "Персее" приравнивался к длительной практике на учебном паруснике! Школа была отличной, и не только сугубо морская: на "Персее" все, кто был на борту, работали с парусами, проводили исследования, грузили уголь, чинили повреждения после штормов и встреч со льдами. "Такая взаимопомощь была очень полезна, объединяла команду и экспедиционный состав", - отмечал В.Васнецов.
К лету 1941 года на счету первого советского экспедиционного судна было 84 похода ("Персей" пробыл в открытом море 6 лет), выполнил 5524 океанографические станции. Ученые собрали богатейший материал по Баренцеву морю, создали методики рыбопоисковых исследований и составления метеопрогнозов.
В начале Великой Отечественной войны "Персей", как и другие промысловые и научные суда, мобилизовали. Его переоборудовали в сторожевой корабль. 27 августа 1941 года он патрулировал у входа в Кольский залив. В тот день его командир получил приказ идти в Эйна-губу принять семьи пограничников и доставить в Мурманск. Корабль стоял у причала, когда появились вражеские бомбардировщики. Уклониться от атак маневрированием он не мог...
...До 1944 года защитники Заполярья использовали корпус "Персея" как причал, к которому швартовались суда, доставлявшие подкрепления и военные грузы. Там, в Эйна-губе, он покоится и по сей день. А вахту под звездным флагом ныне продолжает уже "Персей-III".
Экспедиционное судно "Персей"
Водоизмещение,т 551
Число лабораторий 7
Мощность паровой машины, л.с. 360
Площадь парусов, кв.м 286
Скорость,узлы 7
Запас угля, т 85
Длина, м 41,5
Ширина, м 8
Осадка, м 3
Экипаж - 24 моряка, 16 научных сотрудников
Коллективный консультант:
Научно-исследовательский Арктический и Антарктический институт
-----------------------
<к содержанию раздела
<предыдущая страница