О Всемирной конференции "За мирное и счастливое будущее для всех детей" 1979 г.

 

   "Дети - наша любовь, наша надежда, наше завтра. В их руки старшие поколения передадут все, что создано трудом и гением человечества, чтобы они смогли идти дальше по пути созидания, нести эстафету мира и социального прогресса.
   Годом ребенка должен стать каждый год нашей жизни!"


(Из приветствия Генерального секретаря ЦК КПСС СССР Л. И. Брежнева Всемирной конференции "За мирное и счастливое будущее для всех детей")

 

Солнце детства - для всех!

 

   Голос мальчишки прерывался и звенел от волнения. "Сегодня я положил цветы к памятнику детям, погибшим в 1941 году в блокадном Ленинграде, - читал он, - отдал пионерский салют девочке Тане Савичевой, у которой в войну умерли все родные. Я хочу, чтобы на земле никогда не было войн.  Я хочу, чтобы у всех детей были папы и мамы.  (Алексей Круглов, 10 лет".
   Письмо это прочитал один из пионеров, приветствовавших Всемирную конференцию "За мирное и счастливое будущее для всех детей" в день  ее открытия 7 сентября [1979] в Колонном зале Дома союзов в Москве.

   Наши ребята, живущие в добром мире, окруженные заботой Родины, по рассказам старших хорошо знают о страданиях военного лихолетья, о жертвах, которые понес наш народ во имя победы над фашизмом, и всем сердцем разделяют мысли и чувства мальчика, написавшего письмо. Мальчики и девочки - они растут интернационалистами, их до слез волнуют тревоги и беды маленьких жителей всех других стран. От имени детей нашей планеты обращались пионеры к участникам Всемирной конференции: "Сделайте все, чтобы нигде и никогда не рвались бомбы и снаряды! Чтобы все дети ходили в школу, не знали голода и нищеты! Чтобы у них не отнимали Родину, близких, детство! Чтобы мир стал лучше и справедливее!"
   Неколебимой верой в силы и возможности движения борцов за мир и прогресс, движения ставшего мощной общественной силой современности, дышали слова пионеров.

   ...Всемирная конференция  "За мирное и счастливое будущее для всех детей" стала крупнейшим событием Международного года ребенка. 700 человек - представители 47 международных и 385 национальных организаций из 136 стран мира собрались в Москве. Профсоюзные, женские, молодежные, педагогические организации, организации юристов, врачей и другие, а также деятели ООН и ее специализированных учреждений были ее участниками. Сознание ответственности за судьбы детей, а значит, за грядущее всего человечества объединило многих. За каждым делегатом стояли тысячи, а то и сотни тысяч членов организаций, которых они представляли.

   Через всю работу конференции красной нитью проходила одна главная мысль - нет ничего важнее сегодня, чем уберечь молодое поколение от катастрофы ядерной войны. Все понимали: борьба за безопасность, за разоружение, за национальную свободу, независимость и прогресс имеет самое прямое отношение к осуществлению принципов, которые двадцать лет назад провозгласила Организация Объединенных Наций (ООН) в Декларации прав ребенка, точно выраженных в девизе: "Человечество обязано дать ребенку лучшее из того, что оно имеет". 

ЭТИ ЦИФРЫ БЫЛИ НАЗВАНЫ НА КОНФЕРЕНЦИИ [1979]

* На земле проживает  около 1 миллиарда 600 миллионов детей.
* 600 миллионов детей живут в нищете; 200 миллионов каждый день остаются голодными.
* В мире ежегодно рождается 100 миллионов детей, 7 из 10 появляются на свет без квалифицированной медицинской помощи.
* 100 миллионов детей не имеют возможности учиться.
* 400 миллиардов долларов ежегодно тратятся на гонку вооружений. 10 миллионов детей ежегодно умирают от голода.
* В Африке из каждой тысячи новорожденных умирает 147 детей.
* В Англии каждый день из-за побоев родителей погибают два ребенка и 4700 детей ежегодно становятся калеками по той же причине.
* Западногерманское телевидение показывает еженедельно 200 актов насилия и 80 трупов.

   "Мы должны удвоить свои усилия освободить человечество от тяжкого бремени гонки вооружений и угрозы войны", - это слова из доклада председателя конференции лауреата  Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" Фриды Браун. Высоко оценив подписанный между СССР и США договор об ОСВ-2, как реальный шаг к разоружению и улучшению международного климата, она призвала конференцию всемерно способствовать его ратификации.
   Генеральный директор ЮНЕСКО А. М. М'Боу сказал, что покончить с нищетой, голодом, инфекционными болезнями, от которых страдает множество детей, нельзя, если человечество не остановит гонку вооружения, отнимающую огромные средства.

   ...Конференция получила приветствие от генерального секретаря ООН К. Вальдхайма и глав государств, правительств 38 стран.
   Пять дней напряженной работы...  В докладах и выступлениях...  вставала впечатляющая панорама жизни детей разных национальностей, разных стран. Более 360 человек выступили в дискуссиях...  Основой для обсуждения были заранее разработанные...  документы, посвященные важнейшим проблемам детства: экономическим и социальным условиям, необходимым для жизни детей, охране материнства и детства, образованию и воспитанию детей, роли общества и семьи в этом деле, бедственному положению детей, живущих в условиях вооруженных конфликтов, колониального гнета, расистских и фашистских режимов. Каждый десятый ребенок на земле страдает от тяжелых физических или умственных недугов. Таким детям нужен специальный уход и обучение. Миллионы детей, лишенных родителей, стали беспризорными, скитаются по городам и селениям в ряде стран мира. Меры, направленные на улучшение жизни таких обездоленных малышей и подростков, были предметом обсуждения...

   Конечно, как сказала в своем докладе Фрида Браун, за 20 лет действия Декларации прав ребенка многое изменилось. В результате настойчивых усилий народов юридический статус, а также условия жизни детей в ряде стран несколько улучшилось. Там, где ликвидирована эксплуатация человека человеком, дети пользуются всеми правами, провозглашенными  в Декларации прав ребенка. Обеспечивается бесплатное медицинское  обслуживание, принято специальное законодательство об охране материнства и детства, создана система дошкольных учреждений, введено бесплатное обязательное образование. В странах Азии, Африки, Латинской Америки, освободившихся от колониализма, все большее внимание уделяется улучшению системы  здравоохранения, образования, воспитания детей и молодежи. Однако положение маленьких граждан во многих странах все еще остается очень тяжелым.

   Десятки миллионов детей вынуждены работать наравне со взрослыми. В развитых капиталистических странах дети составляют 4 процента рабочей силы. В Соединенных Штатах Америки, стране, которая кичится своим богатством, используется труд 800 тысяч детей 10-14 лет, в Италии - 600 тысяч, в Великобритании - 650 тысяч.
   Это реальность ХХ века. "Добрые" и солидные дяди из мультинациональных компаний, - говорил докладчик, - не гнушаются превращать в доллары нечеловеческие страдания детей. При наличии огромного количества взрослых безработных они используют детский труд, потому что он дешевле. И потому, что дети не объединены в профсоюзы и не могут защищать свои права.

   Особенно трагично положение детей в странах, подвергшихся агрессии, войнам, и там, где свирепствует апартеид, диктаторские антинародные режимы. В Африке каждый седьмой ребенок умирает, не прожив года, но это еще "в среднем". А в ЮАР, самой богатой стране на африканском континенте, до молочных зубов не доживает  каждый четвертый черный младенец. 
   Участникам конференции показали документальный фильм "Обвиняют дети". Многие плакали. А Джейн Нгвениа, национальный секретарь Союза женщин Зимбабве, сказала тогда: "Вы  ужаснулись, хотя при вас это длилось 15 минут. Для моего народа это каждодневная реальность, ужас длится изо дня в день, всю жизнь".

   Дети многих стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока страдают от голода и плохой воды, инфекционных болезней, лишены медицинской помощи, возможности учиться.
   Многие из них, как дети Палестины, живут на чужой земле беженцами. Хотя одно из первых прав человека - право иметь родину, жить в родной стране.  Дети видят пытки, и даже подвергаются им в Чили, в Уругвае, на оккупированных Израилем арабских территориях, в Северной Ирландии. Жестокие страдания выпали на долю детей и молодежи в Кампучии и Никарагуа, когда там правили кровавые диктаторы. В этих странах слово "ребенок" сродни слову "сирота".
   Да и не только в этих. Падают бомбы на лагеря для беженцев в Мозамбике, в Анголе, в Ливане. А ведь здесь и так каждый третий ребенок не знает, где его отец и мать. О скольких сломанных детских судьбах услышали участники конгресса в эти дни!

   В особую проблему выросла сегодня жизнь детей иммигрантов. Эстер Мафти - уроженка острова Мальта, но живет в Ливерпуле, в Англии. Она говорила, что в этом портовом городе, где особенно много иммигрантов, детская смертность и безработица вдвое выше, чем в целом по стране. Страшная взаимосвязь - детская смертность и безработица!
   Но все бледнеет перед ужасом геноцида, от которого не может оправиться народ Кампучии.
   "Та же участь ждала бы наш народ, если бы мы не отразили агрессию китайских гегемонистов", - сказала Нгуен Тхи Бинь, министр просвещения Народной Республики Вьетнам. 900 тысяч детей Вьетнама осиротила американская агрессия. К ним прибавились тысячи детей, чьих отцов и матерей убили китайские агрессоры. Многие ораторы гневно осуждали экспансионистскую политику пекинского руководства, которая смыкается с политикой самых реакционных диктаторских  и фашистских режимов.

   В выступлениях, документах,  принятых конференцией, отразились боль, тревога и возмущение мировой общественности тем, что миллионы детей гибнут, становятся жертвами военных конфликтов, апартеида. геноцида. В полный голос звучал призыв к солидарности с народами Юга Африки, Латинской Америки, борющимися за свою свободу и независимость, с палестинским и другими арабскими народами в борьбе против израильской агрессии.

   ...интерес вызывали выступления всех советских делегатов. Одна из них - Тамара Павловна Прохорова. Герой Соц. труда, сельская учительница...  в составе советской делегации она побывала в Кампучии. Путь лежал через Вьетнам. Учительница Тамара Павловна, конечно,  видела прежде всего детей. Она знакомилась с маленькими вьетнамцами - худенькими, но веселыми, живыми и бойкими. Народная власть здесь и в самых трудных условиях заботливо, по-матерински печется о детях. А кампучийский ребенок перед незнакомым человеком застывает столбиком, кулачки к подбородку, в покорности обреченного: мол, делай со мной, что хочешь, не побегу, знаю - бесполезно. Ни один из них не умел улыбаться - это поразило Тамару Павловну больше всего. 

   Сама она прожила жизнь нелегкую. Достались на ее долю и нехватки, когда страна с трудом оправлялась от разрухи гражданской войны. Юность пришлась на Великую Отечественную. Но всегда, при всех трудностях детей особенно берегли, поднимали. И ей, гражданину СССР, это казалось единственным возможным порядком. Три поколения - бабушек, матерей и внуков - выучила учительница Прохорова алгебре и арифметике. В ее классы с каждым годом приходят все более красивые, нарядные, развитые, ухоженные, веселые дети.

   В докладах и выступлениях делегатов приводилось много примеров, показывающих, что и в развитых кап. странах мало ассигнуется средств на здравоохранение, образование и воспитание подрастающего поколения, что кризисы, инфляция, безработица пагубно сказываются на судьбах детей и юношества, провоцируют рост детской преступности, потребления наркотиков, беспризорность.
   "Положение с образованием в нашей стране трагично", - говорил представитель организации молодых демократов из ФРГ Ганс Георг Кёниг.
   "Наша система образования дискриминационна по отношению к детям трудящихся. Необходимо улучшить всю систему  образования", - заявляет представитель японской демократической лиги молодежи Енэдзо Канда.

   Образование народа - злейший враг тех, чья политика - грабеж, насилие, подавление. Недаром диктаторские фашистские режимы первым делом громят школы, уничтожают образованных людей, учителей, писателей.
   А как только к власти приходит сам народ, правительство начинает  с ликвидации неграмотности населения, с введения всеобщего бесплатного образования. Пример и доказательство тому - Афганистан, свободная Социалистическая Эфиопия, народная Ангола, демократический Йемен, десятки стран, сбросивших иго колониализма, вступивших на путь прогрессивных преобразований. Как бы трудно им ни было, они создают школы, готовят учителей, издают учебники.

   Образование должно быть всеобщим и бесплатным!  Участники конференции были единодушны в этом требовании. Образование должно служить идеям гуманизма, добра, уважения к другим народам. "Нам не все равно, каким будет образование наших детей и на что оно будет направлено. Будет ли оно пронизано  духом расизма или духом уважения к своему и другим народам", - говорила Линдиве Мабуза из Южной Африки.

   Пагубное влияние на молодежь в кап. странах оказывают средства массовой информации. На неокрепшие юные души они обрушивают откровенную пропаганду насилия, жестокости, порнографии. В один из дней работы конференции за столом деловых встреч собрались детские писатели. Встречу открыл советский писатель Анатолий Алексин.
   "Сейчас много говорят об охране внешней среды, - сказал он. - Но я думаю, что защита среды "внутренней", т.е. духовного мира человека и прежде всего человека юного - задача не менее важная".
   Развернуть кампанию против растления душ детей, против тлетворного влияния низкопробных фильмов, бульварной литературы! Это требование звучало во многих выступлениях и нашло отражение в документах конференции.

   "...Я хочу говорить сегодня о трех словах. Мир. Ребенок. Ленин. В них сфокусированы ценности нашей эпохи, - так начал одно из своих выступлений  в дни конференции президент Всемирного Совета Мира, лауреат международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" индиец Ромеш Чандра. - Мир нужен ребенку. Первым ленинским Декретом был Декрет о мире. Страна Ленина заботится о мире не только для своих детей, но и для детей всей земли. Я желаю детям всего мира, чтобы они смотрели в будущее с такой же уверенностью, с какой смотрят в будущее  дети Советской страны. Я знаю: так будет, потому что нас, тех, кто борется за счастье, за справедливость, - миллионы!"

   Не всех отцов и матерей вместил в те дни сверкающий зал Дома союзов. Но вместе с делегатами невидимо присутствовали, говорили их словами, вытирали слезы боли, поднимали сжатые в кулак руки - в знак солидарности и борьбы - миллионы и миллионы людей доброй воли, кому дорог мир на земле, счастье детей. Всемирная конференция в Москве свидетельствовала о решимости людей разной политической ориентации соединить свои усилия во имя прав и интересов ребенка. Голос миллионов прозвучал  в страстных словах призыва, обращенного делегатами  конференции к мировой общественности, общественным организациям и движениям. Единодушно, с чувством высокой ответственности перед народами, перед внуками и правнуками участники конференции приняли Обращение к XXXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН, правительствам и парламентам всех стран мира.

   ООН располагает  широким спектром международных средств воздействия, а правительства и парламенты обладают необходимой властью принимать и проводить в жизнь законы в своих странах, - говорится в этом Обращении. Поэтому конференция призывает их обеспечить международный мир и безопасность народов. Должны быть умножены усилия в поисках конкретных путей, коренного улучшения положения подрастающего поколения в ближайшем будущем в целях ликвидации голода,  болезней, неграмотности, эксплуатации детского труда и других социальных зол.
   Конференция считает, что важным шагом в достижении этих целей было бы принятие ООН и проведение в жизнь всеми государствами Международной конвенции, в которой были бы разработаны юридические меры, необходимые для улучшения положения детей.

Т. Влажнова, В. Вавилина, И. Скляр

 

ИЗ ПРИЗЫВА К МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ДВИЖЕНИЯМ

   В профсоюзах, в женских и молодежных организациях и других национальных и международных движениях, в религиозных, социальных. и культурных объединениях, в парламентах и местных органах власти, на предприятиях, в городах и селах - где бы вы не были, боритесь за лучшую жизнь для всех детей, за:
- чистое небо без ракет и бомбардировщиков;
- крепкое здоровье всех детей;
- будущее, в котором нет места голоду и недоеданию;
- счастье видеть наших детей образованными и готовыми занять свое место в качестве полноправных граждан.
   Крепите единство в борьбе за будущее нашей планеты - будущее наших детей и внуков!
   Забота о благе детей должна быть постоянной!
   Пусть каждый из нас внесет свой вклад в дело мира, демократии и социального прогресса, во имя достижения гуманных и благородных целей, воплощенных в девизе "За мирное и счастливое будущее для всех детей"!

 

"Работница" 10/79

 

<<<