Талант, молодость, современность. Советский скульптор Татьяна Вельцен

Соловьева-Волынская
"Художник" 1968

Святыми чувствами полна,
Мужала, крепла, возвышалась
И вдохновеньем озарялась...
Н. Языков


   На республиканской выставке в Москве, состоявшейся немногим более десяти лет назад, появились две работы "Телятница" и "Портрет студентки", принадлежащие резцу молодого скульптора Т. Вельцен. Зрители обратили  внимание на теплоту композиции, ее пластичность и четкость мысли. Портрет запомнился тонкой одухотворенностью и поэтичностью юного лица девушки-студентки.


    Через год - снова встреча на республиканской, а затем и на всесоюзной выставках  с портретами молодых работниц и колхозниц, удивительных своей жизненностью и большой внутренней силой. "Кто этот Вельцен? - спрашивали тогда. - Какой талантливый скульптор, и чувствуется, что молодой.


   Да, действительно, скульптору Татьяне Вельцен не было еще и тридцати, а крепость и профессиональная собранность ее произведений невольно заставляли думать, что они вышли из-под мужской руки. С тех пор ежегодно на выставках встречались работы Т. Вельцен, с именем которой уже связывался определенный круг образов, определенная манера исполнения.


   Татьяна Георгиевна Вельцен родилась в 1930 году в городе Катта-Кургане. Детство было нелегким. Пятнадцатилетней девушкой поступила она в Ташкентское художественное училище, одновременно заканчивая среднюю школу. Через три года Таня уже была студенткой Ленинградского художественного института им. И. Е. Репина. Уже тогда определились  основные ее качества: необыкновенная целеустремленность в выборе решения, любовь и горячий интерес к людям. Дипломная работа в мастерской В. Лишева была ею задумана как жанровая композиция, передававшая момент поступления ребенка в школу. Сделано было несколько эскизов, Глядя теперь на эту работу, удивляешься, сколько в ней прочувственности, единения в двух фигурках - матери и дочери, связанных любовью, общим волнением и сознанием торжественности миинуты! Сколько материнской заботливости в склоненной женщине и детской доверчивости в стоящей девочке. Композиция, однако, страдала тем, чего никогда больше не было в работах Вельцен - излишней дробностью, бытовым рассказом.


   После окончания ленинградского института молодые скульпторы Т. Вельцен и С. Лебедев едут в Саратов. Активная, кипучая по натуре Т. Вельцен сразу включается в творческую и общественную жизнь коллектива саратовских художников, становится преподавателем в Саратовском художественном училище. Она собирает материал для большой композиции "Телятница", работает над скульптурой малых форм.


   Живая наблюдательность Вельцен позволила ей создать очаровательные фигурки малышей. В маленьких фарфоровых статуэтках она передала естественность поз и жестов детей, необыкновенную важность для них дела, которым они заняты ("Поливайка", "Ромашка"). Непосредственность и простота выгодно отличали эти фигурки от многих слащавых, манерных детских фарфоровых скульптур, которые до сих пор еще встречаются на выставках и на полках магазинов.


   Образ современницы, дквушки-труженицы все больше и больше захватывает скульптора. Т. Вельцен можно встретить на стройках, в колхозах, на животноводческих фермах. Так появляются ее "Телятница" (1957), "Каменщица", "Молодая колхозница" (1959), а затем, после переезда в Тамбов, - "Штукатур" (1963), "Доярка Нина Желтикова" (1960), "Работница" и другие. Почему в творчестве Т. Вельцен всегда отдавалось предпочтение женским образам? Потому, что в них утверждался тот новый тип советской женщины, который знаменует новый век и несет в себе традиции образа русской женщины, воспетой Некрасовым. Эта женщина "...коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"; она же построит дом, защитит диссертацию, воспитает детей и с оружием встанет на защиту Родины. Она полна женственности, юной прелести, несмотря на суровость внешнего облика.


   Создавая образы своих работниц, скульптор при всей типизации сохранила индивидуальность каждой из них. Занятая тяжелым трудом каменщица присела отдохнуть, но этот отдых только небольшой перерыв. Она еще вся в напряжении рабочего ритма. Ее прищуренный взгляд оценивающе проверяет невидимый нам уложенный ряд кирпичей. У нее широкое, скуластое, совсем молодое лицо и аккуратная ладная фигура волжанки. Образ ее очерчен  решительно и твердо.


   Есть одна отличительная черта в скульптурных композициях Т. Вельцен. Они словно стянуты невидимой нитью в компактный узел. Эта сцепленность всех частей, пластичность и всегда своеобразное, вызванное содержанием композиционное решение ярко выражены в "Каменщице" - одной из лучших работ скульптора.


   А вот "Штукатур" (1963) - девушка в тяжелой робе и надвинутом на глаза платке. Она самозабвенно замечталась, облокотившись на строительную деталь, далеко улетела своими мыслями... Автор лепит этот образ мягко, лирично, с легким юмором и большой теплотой.


   С какой грацией и любовью склонилась "Свинарка" над "многодетной матерью" - своей питомицей. Раскрывая разные психологические черты в своих героях, Т. Вельцен опоэтизировала  женские образы, и они выходили из-под ее резца глубоко народными, живыми и очень современными.


   Еще одно качество присуще ее работам - монументальность. Небольшие по размеру композиции обобщены до той художественной меры, которая так важна в искусстве. Динамика и статичность в них уравновешиваются внутрениим единством. Всегда точно выверены пропорции.


   Т. Вельцен показала себя и мастером психологического портрета. В портрете она выступает как художник-исследователь, или, говоря горьковским яззыком, "человековед". Автор добивается очень большого сходства, но не путем скрупулезного перенесения в материал всех деталей лица и головы портретируемого. В ее портретах бьет ключом жизнь, причем с разной силой, соответственно характеру, темпераменту, внутренней сущности изображенного.  Овеянное морским ветром и бурями жизни лицо писателя Сергеева-Ценского дышит народной мудростью и добротой; очень своеобразно лицо тамбовского хирурга Рожсека; доверчиво и нежно смотрит на зрителя "Валя"; точно оживающая снегурочка "выходит" из мрамора "Молодая колхозница".


   Год от года скульптура Вельцен становилась чеканнее, проще, образнее. Как правило, она выбирала твердый материал: цемент с мраморной крошкой, мрамор. Талант ее мужал, творческий масштаб ширился. Но в жизнь ворвалась несокрушимая беда - тяжелая болезнь и нависшая над молодой художницей угроза смерти. Она продолжала работать с неистребимой жаждой. Когда уже не было сил справляться с твердым материалом, Т. Вельцен перешла на керамику. Так она дала вторую жизнь своим детям, запечатлев их в целом ряде скульптур. Нельзя забыть трогательную пару сестренок или сидящую точно крепкий грибок и доверчиво смотрящую в мир маленькую "Иринку". В этих работах вылилось огромное чувство материнской любви, но "дистанция" творца позволила автору отойти от натурного портрета к очень лаконичному и цельному образу. Та же спаянность частей, где ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, то же острое чувство материала, что наблюдалось раньше, но еще строже общее решение, еще ярче авторское отношение.


   Последняя законченная работа - "Защитница Москвы" была выкована в меди. Образ девушки, вставшей навстречу смертельной опасности, был особенно близок. Что-то есть в этой небольшой, крепко сбитой фигуре от самой Тани Вельцен. Та же отвага и упрямая независимость.


   ...Она знала, что дни ее сочтены, и все же взялась за выполнение большого заказа по оформлению концертного зала в Тамбове. Ею были вылеплены огромные пятиметровые фигуры юноши-пастуха со свирелью и молодой скрипачки. Особенно удался образ народного песенника Леля. Отняв от губ свирель, он словно прислушивался к последним  звукам песни. И мы слышим песню о бесконечно любимой родной зземле, о счастье свободного взлета в бескрайнюю ширь вдохновенного искусства.


 Работа не была закончена. Жизнь Тани Вельцен оборвалась. Но ее песня, в которой было столько веры в людей, столько любви к жизни, столько красоты, молодости и силы, еще звучит и будет звучать в оставленых ею произведениях.


____________   

 

 

назад