РАССКАЗЫ
Виктор Галявкин
"Тетрадки под дождем"
Изд-во "Детская литература"
НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ:
Привычка.
Как я помогал маме мыть пол.
Неохота все время пешком ходить.
Что Пете делать?
Был не крайний случай.
ПРИВЫЧКА
Не успели приехать в пионерлагерь, а уже тихий час! Не хочется человеку спать - так нет, спи, хочешь не хочешь! Как будто мало спать ночью - еще днем спи. Тут бы пойти искупаться в море - так нет, лежи, да еще глаза закрой. Книжку и то почитать нельзя. Стал я напевать чуть слышно. Напевал, напевал и заснул. За ужином думаю: "Ага, вот оно что: чтоб заснуть, нужно что-нибудь спеть. Иначе никак не уснешь".
На другой день я как только лег, так сейчас же тихонечко и запел. Я даже сам не заметил, как стал так громко петь, что прибежал наш вожатый Витя.
- Это что еще за певец такой?
Я ему отвечаю:
- Я иначе уснуть не могу, вот поэтому и напеваю.
Он говорит:
- А если все запоют - тогда что будет?
- Ничего, - говорю, - не будет.
- Тогда сплошное пенье будет, а не сон.
- А может быть, тогда все уснут?
- Ты не выдумывай чепуху, а закрой глаза и спи.
- Не могу я без песни спать, у меня без этого глаза не закрываются.
- Закроются, - говорит, - вот увидишь.
- Нет, не закроются, я себя знаю.
- У всех ребят закрываются, а почему у тебя не закрываются?
- Потому, что я так привык.
- А ты попробуй не вслух пой, а про себя. Тогда еще скорее уснешь и товарищей не разбудишь.
Стал я петь про себя, пел разные песни и незаметно уснул.
На другой день мы на море пошли. Купались, в разные игры играли. Потом на винограднике работали. И я перед сном забыл песню спеть. Как-то сразу уснул. Совершенно внезапно. Совсем неожиданно. Вот это да!
КАК Я ПОМОГАЛ МАМЕ МЫТЬ ПОЛ
Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. "Не получится, - говорит, - у тебя..."
Посмотрим, как не получится!
Трах! - опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобней мыть пол. Вся вода на полу - тряпкой три, и все дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придется еще ведро на пол вылить. Вылил еще ведро - вот теперь красота! Тру тряпкой, тру - ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.
Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на полу не убавилось и в ведре пусто. Наверно, насос испортился.
Тут мама в комнату входит.
- Что такое, - кричит, - почему вода?
- Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо только насос починить.
- Какой насос?
- Чтобы воду качать...
Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.
Все оказалось так просто. Как я до этого не додумался! А мама мне говорит:
- Ничего. Ты мне все же помог.
НЕОХОТА ВСЕ ВРЕМЯ ПЕШКОМ ХОДИТЬ
Неохота все время пешком ходить. Прицепился сзади к грузовику и еду. Вот и школа за поворотом. Только вдруг грузовик быстрей пошел. Будто нарочно, чтоб я не слез.
Школу уже проехали. У меня уже руки держаться устали. И ноги совсем затекли. А вдруг он так целый час будет мчаться?
Пришлось в кузов забраться. А в кузове мел был какой-то насыпан. Я в этот мел и упал. Такая пыль поднялась, что я чуть не задохся. Сижу на корточках. За борт машины держусь руками. Трясет вовсю! Боюсь, шофер меня заметит, - ведь сзади в кабине окошечко есть. Но потом понял: он не увидит меня - в такой пыли трудно меня увидеть.
Уже за город выехали, где дома новые стоят. Здесь машина остановилась. Я сейчас же выпрыгнул - и бежать.
На улице все на меня смотрели. Даже пальцем показывали. Потому что я весь белый был.
Один мальчик сказал:
- Вот здорово! Это я понимаю!
А одна девочка маленькая спросила:
- Ты настоящий, мальчик?
Потом собака чуть не укусила меня...
Не помню уж, сколько я шел пешком. Только к школе когда подходил, все из школы уже выходили.
ЧТО ПЕТЕ ДЕЛАТЬ?
Петя часто опаздывал в школу. Наверное, он не мог встать пораньше. А то бы он не опаздывал.
Учительница сказала Пете:
- Передай маме записку. Пусть придет вечером в школу. Мне нужно поговорить с твоей мамой.
Но Петя не передал записку. Он решил, что так будет лучше.
На другой день он встал пораньше и раньше всех пришел в школу.Наверно, решил не опаздывать больше.
Он хотел идти в класс, но задумался. Вспомнил вдруг про записку.
"Что же мне делать? - думал Петя. - Как же я теперь в класс пойду? Что Анне Петровне скажу? Лучше я спрячусь куда-нибудь.
И Петя спрятался в гардероб.
Устроился у батареи в углу. Кругом пальто висят.
Никто не увидит, что он здесь сидит. Сиди себе сколько хочешь. Тепло и уютно.
Только очень скучно стало. И от скуки Петя уснул.
Проспал все уроки.
Проснулся Петя от шума. Это ребята пришли за своими пальто.
Прошмыгнул Петя мимо ребят и как ни в чем не бывало пошел домой.
На другой день он опять встал пораньше. Опять пришел в школу вовремя.
И в школе опять про записку вспомнил. А еще идти в гардероб не хочется.
Невозможно все время сидеть в гардеробе!
Стоит он посреди коридора и думает: "Что же мне теперь делать?" Звонок прозвенел. Все в классы ушли, а Петя все думает...
Трудно сказать, что Пете делать...
БЫЛ НЕ КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ
В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу.
Анна Петровна сказала мне:
- Вот возьми домой книжку, прочти ее и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.
А если я не запомню?
- Пиши, как запомнишь.
- А третий раз ни за что нельзя?
- В крайнем случае можно.
Пришел я домой. Прочел два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово "окно" писать - через "а" или "о". А что, если книжку открыть и взглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я все запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть третий раз или нет.
Папа сказал:
- Этот случай не крайний. Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.
Правило я забыл. Пришлось наугад писать.
Анна Петровна прочла пересказ.
- Что ж ты слово "окно" через "а" написал?
Я говорю:
- Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.
_____________