Среди множества вещей, окружающих нас, вещей настолько привычных, что мы уже мало обращаем на них внимания, идеальное единство формы и назначения выпало на долю пуговиц. Как и многие предметы быта, изобретенные человеком еще на заре его существования, пуговица до смешного проста. Этот небольшой предмет с дырочкой или ушком для прикрепления охотно позволяет накидывать на себя петлю, чтобы служить нам. В самом деле, что делали бы современные люди, если вдруг исчезли бы пуговицы? Даже самые увлекающиеся, самые пылкие художники не осмеливаются полностью отрицать необходимость этого разумного приспособления костюма.


   Однако пуговицы появились позже, чем люди научились скреплять одежду или отдельные ее части. Шип колючего растения (от него произошли античные  фибулы)  или два узких длинных ремешка соединяли края ткани или шкуры животного, накинутые на плечи наших далеких предков.  И чем сложнее становилась одежда, тем больше возникала необходимость в новом виде застежки. Так, уже древние греки и римляне в некоторых видах одежды, главным образом женской, пользовались пуговицами. Но в эпоху раннего средневековья в Европе одежда, особенно если она принадлежала богатым феодалам, еще скреплялась завязками или пряжками, и только в XIV веке широко и повсеместно распространяются пуговицы. Средневековые мастера открывают богатые декоративные возможности в этой утилитарной и простой детали костюма. В то время одежду носили долго, и особенно прочной должна была быть застежка. Поэтому материал для пуговиц выбирали долговечный - кость, цветные камни твердых пород - сердолик, агат, халцедон, различные металлы - от олова до золота, все это превращалось в маленький шедевр, в миниатюрное произведение искусства.


   Кость украшали резьбой, иногда инкрустируя другим материалом, или подкрашивали гравированный рисунок, оживляя однообразие цвета и фактуры. Широко используя своеобразие цветных камней, получали пуговки с прожилками, как бы составленные из дисков различного цвета, или выбирали другой, более затейливый рисунок камня. Особенно богатые декоративные возможности заключались в металлах. Из них можно было отливать пуговицы различной формы, отделывать их чеканкой, соединять два металла, покрывать узор эмалью, заполнять тонкую гравировку чернью, напаивать узоры из крошечных шариков и тонкой проволоки и, наконец, украшать драгоценными камнями.


   Чем богаче и знатнее был человек в феодальном обществе, тем драгоценнее были его пуговицы. Но и те немногие пуговицы из простых материалов - кости, стекла, олова, меди или твердых пород дерева, которые служили в народной одежде, были тщательно и любовно отделаны и не менее нарядных пуговиц являли собой произведения прикладного искусства.


   Чем больше изощрялись мастера, соревнуясь друг с другом, тем меньше пуговицы выполняли свою основную функцию в костюме. Они становились одним из основных украшений одежды, играя в ней почти лишь декоративную роль. Особенно роскошными стали пуговицы в Европе в XVI веке, когда Испания, захватив богатства индейцев Америки, наполнила золотом и драгоценными камнями сундуки своих вельмож. Тогда тщеславие превращает одежду богачей в выставку драгоценностей, а ожерелья, подвески, цепи и другие украшения соперничают с пуговицами, которые теперь располагают и на конструктивных линиях лифа женского платья, подчеркивая этим стройность фигуры.


   Но если в XVI веке еще сохранялось чувство меры и на роскошном платье доны Хуаны Арагонской художник Пантоха де ля Крус  изобразил всего пятьдесят пуговиц, то в 20-30-х годах XVII века костюмы веселых мушкетеров французского короля насчитывали до трехсот пуговиц, из них не более тридцати штук что-либо застегивали, все остальные были лишь украшением. Их нашивали вдоль боковых швов штанов, на боковых частях козАка - верхней одежды мушкетеров, - на проймах и т.д. Все последующее время, вплоть до наших дней, т.е. в течение более трехсот лет, не было такого увлечения пуговицами, как в первой трети XVII века.


   XVIII век с его изысканностью и утонченностью обращает особое внимание на мелкие детали костюма. В ажурную металлическую оправу вставляют маленькие круглые зеркала и используют их как пуговицы. Многократное, непрерывное, вечно меняющееся отражение действительности в этих игрушечных зеркальцах, где на мгновение появлялись глаза возлюбленной, улыбка друга или хмурый взгляд врага, воспринималось как забавная игра с жизнью.


   Капризная мода XVIII века живо реагировала на многие события и увлечения своего времени. После неудачных попыток министра финансов (генерального контролера) маркиза де Силуэтт упрочить  финансовое положение страны появляются пуговицы а ля Силуэтт - теневые портреты на золотом фоне, а увлечение творчеством и идеями Жан Жака Руссо было одной их причин распространения пуговиц-миниатюр с портретами близких людей. Особенно шикарными считались пуговицы-часы, оправленные бриллиантами. В конце 80-х годов, перед Великой французской буржуазной революцией, когда золотое шитье осталось только на придворных костюмах, появляются обтянутые тканью пуговицы, украшенные всего лишь небольшой вышивкой.


   Среди европейских пуговиц прошлых времен особенно интересными были русские. Они замечательны не только совершенством формы и высокохудожественной работой, но и тем, что на протяжении многих столетий почти всегда служили застежкой. Наряду с этим они часто бывали единственным украшением одежды, что давало простор фантазии и творчеству древнерусских мастеров.


"...Петельки прошиваны шелковые;

Да во тех во петельках шелковыих

Вплетено по красной по девушке,

А во тех во пуговках злаченыих

Вливано по доброму по молодцу:

Как застегнутся, так и обоймутся,

Порасстанутся - и поцелуются" - пелось в былине о Чуриле Пленковиче, и это не было фантазией сказителя.

 

   В древнерусском костюме, в верхней торжественной одежде, если она была "распашная", существовала и "накладная", надевавшаяся через голову, где застежка располагалась посередине. Подчеркивая вертикальную ось человеческого тела, застежка, украшенная пуговицами, чаще всего нашитыми на петлицы, придавала особую торжественность облику. Петлицы были сложной композиции, из прямоугольного или круглого кусочка ткани, плетенья из шнура, отделанного мелким жемчугом, "битью" (так назывались в древней Руси блестки), а иногда и украшенного в конце маленькой кисточкой из цветного шелка, золотой или серебряной нити или, если это был богатый наряд, - мелкого жемчуга. Впрочем, жемчуг не был редкостью на Руси, около ста пятидесяти рек приносили жемчуг, невесты даже среднего достатка получали в приданое больше пуда  для украшения своих новых нарядов и обновления старых, которые всегда тщательно хранились. Жемчуг на Руси принадлежал преимущественно женщинам, и только лишь одежда богатых бояр отделывалась им.


   Характерной особенностью древнерусских пуговиц было необычайное разнообразие размеров. Самые маленькие, которые пришивали к вороту рубашки или к зарукавьям, были чуть больше горошины, самые большие достигали размеров гусиного яйца. Когда в XVI веке посол немецкого императора барон Сигизмунд Герберштейн прибыл ко двору Ивана Грозного, то "был пожалован шубой с царского плеча". Эта шуба из роскошной венецианской парчи, на соболях, с огромными висячими пуговицами ювелирной работы запечатлена на портрете Герберштейна, который он приложил вместе  с другими рисунками к отчету о своем посольстве в России.


   Форма русских пуговиц разнообразна - круглые, репкой, овальные - типа сливы, четырехугольные, восьмигранные, в виде розетки, яйцеобразные; свободно свисающие - "втышные"( их втыкали в петлю), неподвижные - "кляпошные" (на них накидывали петлю). Материалом служили металл, кость, камень, стекло, но часто использовали и деревянные "балвашки", обшитые нитями: цветными, золотыми, серебряными и канителью.  И, казалось бы, материалы везде были одинаковые, но декор древнерусских пуговиц имел ярко выраженный национальный характер, тесно связанный с общим стилистическим решением древнерусского костюма.

 

   МОДНЫЕ МЕЛОЧИ

   Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была пуговица. Слово произошло от древнерусского "пуговина", имеющее значение: возвышение, горб. Пуговицы были тогда крупные, выпуклые, рельефные. Они изготовлялись из золота, серебра, хрусталя, меди, дерева, обтягивались тканью или обвивались канителью.  Пуговицами украшали не только одежду, но и ожерелья-воротники, существовал даже термин "ожерельные пуговицы". На Руси были сделаны самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. В то время были популярны пуговицы-кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением, обвитые шелками или драгоценной проволокой.  Все кляпыши были шарообразной формы. Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью.  Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных сверленых драгоценных камней.
   В старину они (пуговицы) так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
М. В. Короткова. Энциклопедия "Традиции русского быта"
 
С л е в а: Пуговицы. Конец XVII века. С п р а в а: Женский опашень с крупными  пуговицами сверху донизу. Фрагмент картины А. П. Рябушкина "Семья купца в XVII веке".


   После издания Петром I  указа об обязательном ношении европейского костюма древнерусские пуговицы сохранились только в купеческо-мещанской и крестьянской старообрядческой среде, но и здесь в течение XVIII-XIX веков они потеряли свое былое великолепие и постепенно были вытеснены фабричной продукцией.


   В русском крестьянском костюме XIX века пуговиц было не так много, но интересно отметить, что в некоторых районах дешевые плоские пуговицы крестьянки использовали с чисто декоративной целью:  по задуманному рисунку вышивки им нужны были небольшие белые пятна правильной формы. Костяные "втышные" пуговицы сохранялись на овчинных полушубках вплоть до первой мировой войны.


   Легкомысленные европеизированные наследники боярских родов разорили уникальные произведения древнерусских художественных промыслов. Однако привычка к величавой декоративности, присущая древнерусскому костюму, была так велика, что и в XVIII веке дворянство стремилось украсить свое европейское платье значительно обильнее, чем это было принято в Западной Европе. Самым любопытным примером этой страсти был князь Куракин - вельможа екатерининского времени. Он носил бриллиантовые пуговицы баснословной ценности и на придворном парадном кафтане вместо золотого шитья по этому же рисунку приказал нашить бриллиантовые драгоценные украшения.


    Развитие промышленности в XIX веке сделало пуговицы отраслью  массового производства. Более разнообразными становятся и материалы. Наряду с резными перламутровыми пуговицами, производившимися главным образом кустарями, существовали и басонные - оплетенные по различным рисункам шелковой нитью или шнуром. В 30-х годах во Франции изобретают стекловидную массу "же", из нее делают пуговицы, отделку на платья и даже недорогие женские украшения - серьги, колье, броши, ожерелья.

     Среди русских пуговиц начала XIX века особенно следует выделить работу тульских мастеров из полированной стали.


   Увлечение предшествующими эпохами, сказавшееся в женском костюме XIX века, породило множество эклектичных  по стилю пуговиц, не имевших и крупицы искусства прошлых веков. Эти массовые поделки в "стиле Людовика XIV", в "стиле Франциска I" и т.д. выполнялись из дешевых металлов, стекла, специальных стеклянных паст. Большое распространение получили такие материалы, как скорлупа кокосового ореха и рог, но интересная натуральная фактура ореха не была использована. Скорлупу обтачивали, делали гладкой, полировали, иногда с подкраской. Получались простые, но не лишенные элегантности очень прочные пуговицы от бежевого цвета с коричневыми прожилками до темно-коричневого с желтыми пятнышками. Роговые пуговицы были полупрозрачные, серо-зеленоватые с темно-коричневым плотным цветом.


   Богатые парижанки в 80-х годах XIX века, а за ними и женщины других стран, застегивали корсаж платья золотыми булавками. Они дошли до нас не как произведения ювелиров того времени. В романе Мопассана "Монт-Ориоль" мы читаем: "...полог маленькой кроватки был сколот сверху до низу золотыми булавками, которые Кристина обычно носила на лифе своего платья. Когда-то он часто забавлялся, вытаскивая их и снова скалывая лиф на плечах своей возлюбленной этими тонкими булавками, головки которых были в виде полумесяца".


   В начале ХХ века знаменитый Копенгагенский  королевский фарфоровый завод выпускает пуговицы с рисунками нежных, блеклых тонов, создавших мировую славу изделиям этой марки. Копенгагену подражал Мейсен и ряд других европейских заводов, они также изготовляли дорогие, с ручной росписью фарфоровые пуговицы, но в стиле XVIII века. В это же время возникает мода на пуговицы из полудрагоценных камней - кораллов, аметистов, топазов и др. Но все это было доступно только богачам. Самыми распространенными остаются кокосовые, басонные, металлические пуговицы с характерным для стиля модерн узором, металлические с перламутром, целлулоидовые - первый продукт развивающейся химии, перламутровые, стеклянные, хрустальные. Все они использовались для женских платьев и блузок.


   Пуговицы для мужской одежды были очень просты по форме и по цвету соответствовали модной тогда основной гамме - черно-сине-серой. Единственная вольность, которую допускала мода начала ХХ века, - пуговицы на светлых летних жилетах, чаще всего это были перламутровые с небольшой изящной резьбой.


   После первой мировой войны начинают появляться различные пластмассы. В 40 и 50-х годах они почти полностью вытесняют натуральные материалы. Однако полной замены произойти не могло. Современный женский костюм стал предельно простым, и каждая, даже самая маленькая деталь начинает играть достаточно большую роль в его композиции. Поэтому интерес к необычным и разнообразным пуговицам заметно возрос. Так, мода на крупнофактурные ткани возродила давно забытые деревянные пуговицы. Но и это не может быть вечным. Ведь мода развивается на основе контрастов. На смену крупнофактурным пришли ткани с гладкой поверхностью, часто из двух нитей разных цветов, создающих неопределенные переливающиеся оттенки. Для них уже нужны иные пуговицы.


   И вот несколько лет тому назад, когда только еще наметилась тенденция смена крупнофактурных тканей гладкими, во французском журнале "Adam" появилась фотография популярного киноактера Жана Маре в темно-синем костюме с пуговицами из античных монет, оправленных в золото. Это была первая ласточка, которая сумела сделать весну. Победа надолго осталась за металлическими пуговицами с рельефными рисунками, напоминающими то старинные монеты, то гербовые пуговицы на ливреях или мундирах давних времен.  Они прекрасно гармонируют с гладкой тусклой поверхностью новых тканей.


   Какие же пуговицы модны сегодня? Вы видите их в этом журнале и носите их - деревянные, перламутровые, металлические и, конечно, пластмассовые. Круглые и четырехугольные, плоские и выпуклые, такие, которые больше всего подходят к ткани и форме вашего костюма.


   А впереди нас ждет еще больше новинок из склада давным-давно забытых, но когда-то очень модных вещей.


М. Мерцалова

Журнал моды 1969 года. Москва

 

назад