Студенческое общежитие. Проект студента.

ЖИТЬ КРАСИВО?

 

На рисунках (слева направо сверху вниз):

1. Межэтажный холл студенческого общежития. 2. Жилая студенческая комната для старшекурсников. 3. Комната для студентов-младшекурсников с двухъярусной кроватью. 4. Уголок прихожей и студенческая комната с рабочим столом, стеллажами для книг и вещей.

 

Ольга Боброва
1987


   Коротая вечер перед телевизором в красноярской гостинице, я впервые увидела своего героя. Камера оператора то "наезжала", то откатывалась от парня в комбинезоне, потом на экране показались маленькие симпатичные макеты игрушечных комнаток со стульчиками, столиками...
   Но короткая передача быстро закончилась, и диктор вежливо объявил: "Мы передавали репортаж с краевой выставки НТТМ".
   На следующий день не без помощи тележурналистов я разыскала юношу. Звали его Иван, Фамилия - Чижиков. Отчество, признаюсь, не спросила. Уж больно молодым выглядел мой знакомый. И надо сказать, сделала большую промашку: должность-то Иван занимал солидную - старшего конструктора мебельного объединения - в 24 года.
   При первой встрече мне подумалось, что причиной столь раннего взлета, конечно, могло оказаться просто везение. Но на одном везении далеко не уедешь. А Иван, судя по всему, уже пользовался в объединении авторитетом как специалист высокого класса. Будем откровенны, обычно выпускнику вуза, пришедшему на производство, еще долгое время нужно доучиваться, а то и переучиваться, чтобы квалифицированно справляться с самыми рядовыми обязанностями. Обязанности же Ивана рядовыми отнюдь не назовешь. Кто такой старший конструктор? Человек, от способностей, умения которого в значительной мере зависит красота, современность выпускаемой предприятием мебели, а значит, лицо фирмы. Но не свалилось же это умение ему с неба? Дело нашло Ивана еще на студенческой скамье. Нет, я не права. Скорее всего, Иван нашел свое дело.
   Веселая энергия, живой (и не созерцательный, деятельный) интерес к происходящему. Вот что по праву можно назвать характерной чертой Ивана, отличающей его от сверстников. С нее-то все и началось.
   Сам Иван Чижиков в студенческом общежитии никогда не жил. Но в гостях у своих товарищей бывал часто и не переставал при этом огорчаться: до чего же не устроен студенческий быт, как неуютна обстановка в комнатах! "А что поделаешь? - возражали друзья, - лишь бы крыша над головой была!"

   Всем известно: мебель специально для общежитий никто не производит. А обставляются они тем, что по самой дешевой цене можно приобрести в магазинах. В квадратные метры комнаты с трудом втискиваются три-четыре кровати, тумбочки, стулья. А что из этого получается, каждый студент знает: ни работать, ни отдыхать нормально в таких условиях невозможно. Конечно, коменданты при этом говорят: дескать, общежитие - временное студенческое жилище. Но пять лет человеческой жизни - время все же приличное.
   Как я уже сказала, Иван Чижиков, обладатель уютной комнаты в своей квартире, мог, конечно, посочувствовать обитателям общежития и развести руками: ничего, мол, здесь не поделаешь - такова студенческая судьба. Но, во-первых, он учился не где-нибудь, а в Красноярском технологическом институте на факультете механической технологии древесины. А во-вторых, к проблеме общежитской обстановки у него возник интерес, так сказать, чисто профессиональный.
   Теперь мне кажется важным подчеркнуть, что такое желание появилось у него именно на третьем курсе. Обычно к этому времени будущий специалист уже получает азы профессиональных знаний. Но, к сожалению, знания для многих студентов до поры до времени остаются мертвым капиталом. Далеко не все будущие инженеры от теоретического обучения переходят к практической, научной работе. Так вот, Иван Чижиков, также не имевший поля приложения уже накопленным силам, возможностям, такое поле искал самостоятельно.
   К примеру, он всерьез увлекся психологией. Как оказалось, эта наука конструктору просто необходима. И вот почему. Обстановка в комнате должна помогать человеку настроиться на работу или на отдых. Поэтому при обустройстве хотя и маленького жилища, можно применять разные тона, формы, расположение мебели. Но прежде чем пытаться обеспечить человеку психологический комфорт, необходимо понять его психологию. Первокурсники, обнаружил Иван, больше тяготеют к общению, им. следовательно, нужно оставить в комнатах больше свободного пространства. У старшекурсников - другой психологический настрой, у семейных студентов - и вовсе особый. Или взять, например, цвет. Многие ли задумываются. какое он психологическое влияние оказывает?
   Под воздействием того или иного цвета у людей может возникать чувство радости или печали, обостряется или рассеивается внимание, повышается или снижается работоспособность. Цвет изменяет и наше впечатление о величине помещения. В комнате общежития, где пространство перенасыщено мебелью, просто необходимо ощущение объемности.  Поэтому здесь предпочтение светлым, холодным тонам. Много пришлось затратить, чтобы изучить принципы оформления интерьера.
   Гора книг на столе Ивана росла. Росла и стопа эскизов, чертежей. Идей было множество, порой самых сумбурных. Как среди них найти наиболее приемлемую, как фантазии увязать с реальностью? Будем смотреть на вещи трезво. Один студент, сколь бы ни была велика его энергия, справиться с такой задачей не в силах. Иван обратился за советом и помощью на кафедру технологии деревообработки. Здесь к выбранной им теме отнеслись с большим интересом - проблема принципиально новая и важная. Нашлись, конечно. скептики, пожимавшие плечами, разве утащить студенту этакий воз? Но помог кандидат технических наук Леонид Викторович Жестовский, ставший впоследствии руководителем дипломного проекта Ивана Чижикова.
   Тема, которой занялся Иван, не оставила равнодушными его товарищей-однокурсников. Образовалась и творческая группа.
   Поначалу Иван решил применить металлические элементы. Блестящие, хромированные несущие каркасы двухъярусных кроватей привлекали прочностью и современным внешним видом. Но тогда, соблюдая требования всего интерьера комнаты, необходимо было вносить металлические детали и в другую мебель. А там они казались тяжеловесными.
   Затем родилась заманчивая идея с мягкой мебелью - это комфортно, красиво, внушительно, к тому же можно было сделать ее и трансформируемой. Чем плох диван-кровать или кресло-кровать?! Но... от всего этого пришлось отказаться. Не устраивали прочностные характеристики. Ведь в мебели для общежития акцент делался прежде всего на практическую полезность, удобство и целесообразность конструкции. Вопросы функциональные, экономические не должны заслоняться "красивостью", показным шиком.
   Иван пришел к выводу, что выразительность самой мебели и проверенные в интерьере, в комплексе с другими предметами, ее пропорции, соответствие формы и отделки назначению и конструкции предметов - вот, пожалуй, основные критерии, которыми следует пользоваться, оценивая мебель в эстетическом отношении.
   Что же касается удобства, то здесь пришлось учитывать такой фактор, как принцип разделения комнаты на определенные функциональные зоны, что повышает комфортность и улучшает условия жизни: зона отдыха, сна, приема пищи, работы. Позднее и Л.В.Жестовский помогал в поисках оптимального решения. Потом он понял, что его ученику нужно пополнять не только теоретические запасы знаний, но и ознакомиться с новейшими достижениями в конструировании мебели.
   Поэтому и решено было послать Ивана на производственную практику в Москву и Ленинград. Пожалуй. этот месяц, когда он поработал на крупнейших предприятиях мебельной промышленности, и оказался тем импульсом, который привел к оптимальным вариантам проекта.
   ...И вот макеты готовы. Смотреть их ходили всем общежитием. Восхищались: тут тебе и антресоли, без  которых не знаешь, куда девать зимнюю одежду или "робу" для сельхозработ; и банкетки вместо стульев с ящичками для хранения вещей; и кровати, складывающиеся днем. Все компактно, красиво, все подобрано так, что благодаря универсальной конструкции многочисленных этажерок, полок, легкой мебели можно создать именно такой интерьер, который тебе больше по душе. С помощью макетов и было показано, как из одних и тех же элементов с незначительными дополнениями можно собрать и то, что подходит для семейных пар с ребенком, и то, что необходимо старше- или младшекурсникам.

   Короче, студенты, наглядевшись на эту мечту, окончательно расстраивались, возвращаясь в свои комнаты. А Ивану Чижикову так и сказали: "Что пользы в одних макетах?"
   Как раз на таком этапе, когда разработка идеи завершена, а реальной пользы от всех усилий не видно, "ломается" не один энтузиаст, не один порыв гаснет. Любому важно, чтобы его труд не пылился где-нибудь на конторской полке. Но для студента, испытавшего радость творчества впервые, важно вдвойне. Это как первая любовь, которую нельзя обмануть. Впрочем, и среди студентов уже предостаточно "реалистов", с самого начала к дипломным проектам относящихся не всерьез, а потому    энтузиазмом и не пылающих.
   Однако Иван-то к своим проектам относился всерьез. И так же, как он самостоятельно искал поначалу точку приложения накопленным знаниям и возможностям, так же самостоятельно он теперь искал возможность "внедрить" свои разработки в жизнь.
   Совсем недавно институт построил новое общежитие на 600 мест. И вот зародилась у Ивана мысль: обставить это общежитие мебелью по новым проектам. Ну, если не все, то хотя бы несколько комнат, для пробы. С этим предложением он пошел в комитет комсомола института. Там его поддержали. А секретарь комсомольского бюро лесоинженерного факультета Виктор Поданев разделил с Иваном нелегкие хлопоты.
   Для начала заручились поддержкой проректора по хозяйственной части. Казалось бы, дело сдвинулось с места. Но появились сложности с бухгалтерией. Снова пришлось долго и терпеливо доказывать, что институту такая мебель обойдется значительно дешевле магазинной. Нужно было всего лишь приобрести в деревообрабатывающем объединении материал. Смонтировать мебель студенты брались сами.

   Наконец бухгалтерию убедили. И вновь длительные переговоры с председателем профкома, начальником административно-хозяйственной части. Немало времени ушло, пока собирали все подписи. И наконец надел Иван комбинезон, засучил рукава...
   Да, любой, увидев его ладони с затвердевшими мозолями, ссадинами, потемневшие от инструмента, не сказал бы, что это руки студента. Иван из числа тех, кто кто прекрасно владеет топором и рубанком и может сам построить дом. Эти способности передал ему дед Иван Тимофеевич - в плотницком деле настоящий профессор. Несмотря на свои 80 лет, он и сейчас делает лодки, слесарничает, считается неплохим кузнецом. Уверенность же молодого мастера - внука, размах в любом деле - дедовская черта.
   Комендант общежития не переставал удивляться, когда же неугомонные во главе с Чижиковым успокоятся? То им надо одно, то другое. На складе института пытались поначалу не выдавать им все сразу, придержать кое-что, но вскоре поняли, что эти ребята всегда своего добьются. Путь от идеи до внедрения был нелегким. Пройти его мог действительно целеустремленный и волевой человек с крепким характером.
   ...Теперь студенты Красноярского технологического института вот уже год живут в комнатах, оборудованных экспериментальной мебелью по проекту Ивана Чижикова. Срок достаточный для того, чтобы  оценить все ее преимущества. Краевое управление торговли недавно рекомендовало комбинату индустриально-строительных конструкций наладить выпуск этой мебели. Сейчас решается вопрос о том, чтобы выпустить первую партию студенческих жилых комнат. А объединение Красноярскмебель, оценив деловые качества молодого специалиста Ивана Чижикова, как уже говорилось, доверило ему должность старшего конструктора.
   Сейчас, когда идет речь о перестройке вузовского образования, мы думаем о том, как создать студенту нормальные условия. Пример Ивана Чижикова должен быть не исключением, а правилом, потенциал вузовской мысли велик и далеко еще не использован.
   И все же каждый делает себя сам. Иван симпатичен мне своей деятельной, творческой энергией, без которой при любой перестройке не обойдешься.

   От редакции. Как было сказано выше, краевое управление торговли рекомендовало комбинату индустриально-строительных конструкций наладить выпуск моделей мебели Ивана Чижикова, о чем свидетельствует подтверждение выпустить первую партию комплектов. Этот вопрос решен был во всех местных инстанциях. Правда, теперь на бланке заказа, который получил комбинат, не хватает лишь одного штампа - печати Всесоюзного проектно-конструкторского технологического института.
   Обратились в ВПКТИ, но там молчок. Вот и хочется теперь спросить у компетентных лиц ВПКТИ: в чем причина столь длительного рассмотрения такого нужного нашей молодежи проекта? Неужели смущает только то, что сам конструктор еще молод? Но ведь первые образцы его мебели уже прошли испытания в общежитиях технологического института, и студенты остались довольны обстановкой.
   Так не пора ли дать проекту широкую дорогу?

 

<<<