СОЗВЕЗДИЕ ЛИРЫ.

   Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но символом национальной культуры. Для итальянцев это Данте, для англичан - Шекспир, для немцев - Гете, для русских - Пушкин. В прошлом целые эпохи назывались обычно по имени правивших монархов. Ныне человечество вносит коррективы в хронологию, для которой в качестве ориентиров все чаще избираются ярчайшие светочи разума, властители дум, а не коронованные особы. Существовала дантовская эпоха в Италии, были времена "царя драматических поэтов" Шекспира в Англии и была пушкинская пора в России.
   Пушкин - начало всех начал русской художественной культуры нового времени. Он дал ей мощный импульс, вывел на мировую дорогу и указал ориентиры для движения вперед. С его именем сопряжены вершинные достижения в отечественной литературе, музыке, изобразительном и театральном искусстве XIX-XX веков.
"У нас все ведь от Пушкина, - говорил Достоевский. - Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того был беспримерен и удивителен, представлял для того времени неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь если не чудом, то необычайною великостью гения..."
   Поистине Пушкин был "Солнцем нашей поэзии", как назвал его В.Одоевский в знаменитом некрологе. Он вобрал в себя богатейший опыт предшественников и современников, озарив мирообъемлющим гением пути дальнейшего развития русского слова. По выражению Белинского, "как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей". Одновременно с ним на поэтическом небосклоне России сияло немало светил, образуя блистательное созвездие Северной Лиры. Уступая солнцу в блеске и накале творческого горения, питаясь его лучами, они и сами оказывали воздействие на спектр исходящего от него света, согревали своим теплом множество благодарных читательских сердец.
   В предлагаемом комплекте открыток представлено шестнадцать поэтов пушкинской эпохи. Каждый из них вписал заметнейшую страницу в заветную книгу русской изящной словесности, закладывая фундамент национальной классики, содействуя утверждению выдвинутых Пушкиным нравственных и художественных принципов.
   Не только благодаря дружеским узам очерчивается круг пушкинских соратников, важнейшую роль здесь сыграло единство помыслов, "дум высокое стремленье", готовность служить своим пером патриотической идее процветания нации. То, что Пушкин - центральная фигура тогдашней эпохи, осознавалось многими. Показательны в этом отношении обращенные к нему незадолго до декабрьского восстания слова Рылеева: "...на тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и гражданин". Все учились у создателя "Евгения Онегина", у некоторых учился он сам. Но совместными усилиями лучшие умы России делали общее дело.
   Титаническая деятельность Пушкина не имела бы столь впечатляющих последствий, если бы он не был выразителем чаяний прогрессивной общественности страны, вдохновлявшей своего кумира на борение с темными силами. Не случайно среди ближайшего окружения Пушкина мы видим декабристов - все передовое тянулось к нему, и сам он неизменно был устремлен в будущее.
   Отечественная война 1812 года стала той огненной купелью, из которой Россия вышла преображенной. Рост национального самосознания требовал своего воплощения в художественно зрелом искусстве. Для этого необходимо было явление Пушкина народу. Под его водительством создан был литературный русский язык, стремительно усвоены уроки мастеров прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных, произведены коренные реформы во всех жанрах словесности.

Поэтической дружины
Смелый вождь и исполин!
С детства твой полет орлиный
Достигал крутых вершин.
. . . . . . . . . . .
Там поэт в родной стихии
Стих златой свой закалил,
И для славы и России
Он расцвел в избытке сил, -

писал, вспоминая Пушкина, один из самых близких его друзей поэт Вяземский.
   Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы, но он шел не один. Рядом были друзья, единомышленники, а порою и "соперники по славе". Их портреты сейчас перед Вами. Выполненные художником Юрием Ивановым в технике итальянского карандаша и сангины, они достаточно полно передают аромат эпохи, которую мы зовем пушкинской порой и которая справедливо названа также "золотым веком" русской поэзии.
Святослав Бэлза.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЬЦОВ
(1809 - 1842).

   "Страдалец был этот человек, - сказал Белинский, узнав о смерти Кольцова.
Один из самобытнейших русских поэтов Кольцов прожил трудную жизнь в безуспешном стремлении вырваться из мрачного мещанского мира (его отец был прасолом - торговцем скотом и не поощрял литературных наклонностей сына). Рожденный поэтом, жадно стремящийся к культуре, Кольцов вынужден был влачить жалкое существование среди торгашей и самодуров.
   В 1831 году в печати появились первые стихи поэта, в 1835 году - первая книга. Кольцов, по словам Пушкина, обратил на себя всеобщее "благосклонное внимание". Его певучие, музыкальные стихи рассказывали о жизни и труде простого народа ("Песня пахаря", "Удалец", "Урожай", "Косарь", "Молодая жница"). Как отмечал Белинский, вместе с лирикой Кольцова в литературу "смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, - и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии".
   "Прострелено солнце" - так отозвался Кольцов на смерть Пушкина, посвятив памяти великого поэта, дарившего его своим вниманием и участием, стихотворение "Лес":
С богатырских плеч
Сняли голову -
Не большой горой
А соломинкой...

Многие произведения поэта, положенные на музыку композиторами Римским-Корсаковым, Мусоргским, Балакиревым, не забыты народом и поныне.

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ
(1800 - 1844)

   "Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит г.Баратынскому", - писал Белинский о крупнейшем поэте пушкинской эпохи, близком друге Дельвига и Пушкина. Уже первые стихи Баратынского обратили на себя внимание читателей. В его "прелестных элегиях" они нашли "стройность и зрелость необыкновенную" ("Оправдание", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды"), "Водопад", "Две доли", "Истина", "Буря"). Лучшей русской любовной элегией считал Пушкин "Признание" Баратынского:

Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальный...

   Философская направленность отличала уже ранние стихи Баратынского, но наиболее сильно своеобразное дарование "поэта мысли" развилось в 30-40-е годы. Он создает много произведений, ставших достоянием русской классики, - "Приметы", "Бокал", "Последний Поэт", "Осень":

И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.

   Философские раздумья о судьбах человека и поэта, человечества и искусства придавали особую тональность позднему творчеству Баратынского, определили исключительное своеобразие его художественного мира. Высоко ценил "необщее выражение" поэтического облика Баратынского Пушкин: "Он у нас оригинален, ибо мыслит... мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко".
   "Читателя найду в потомстве я" - это предсказание Баратынского, мастера тонкой философской лирики, сбылось. Он читаем и любим.

ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВИЧ РАЕВСКИЙ
(1795 - 1872)

   Первым декабристом нередко называют Раевского. Участник Отечественной войны 1812 года, награжденный за храбрость, проявленную в боях при Бородино, золотым оружием, Раевский за четыре года до восстания на Сенатской площади был обвинен властями в революционной пропаганде. После пяти мучительных лет заточения в одиночных камерах был сослан в Сибирь почти до конца жизни. Раевский не только первый декабрист, но и первый поэт-декабрист. Из дошедшего до нас литературного наследия поэта большая часть написана уже в тюрьме или в ссылке.      Лучшие его произведения являют собой прекрасные образцы гражданской политической поэзии декабристов. В них уверенность автора в правоте революционных идей сочетается с большим накалом чувств. Таков "Певец в темнице" - стихотворение, вызвавшее горячее одобрение Пушкина. В нем, так же как в послании "К друзьям в Кишинев", звучит призыв Раевского к товарищам по боевому перу, и в первую очередь к Пушкину, беспощадно бороться против деспотизма и угнетения:

Оставь другим певцам любовь!
Любовь ли петь, где брызжет кровь.

Призывы эти не остались без ответа. Пушкин откликнулся строками:

Недаром ты ко мне воззвал
Из глубины глухой темницы...

   Литературные и политические взгляды Раевского оказали несомненное влияние на Пушкина. Он восхищался мужеством, стойкостью первого поэта-декабриста, посвятившего борьбе за свободу свою жизнь и творчество.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПОЛЕЖАЕВ
(1805 - 1838)

   Трагическая судьба поэта Полежаева характерна для участи революционера-одиночки 20-30-х годов XIX века. Отданный в армию по приказу царя за поэму "Сашка", содержащую протест против "презренных палачей", поэт так и не смог до конца жизни выбраться из солдатчины. В творчестве Полежаева, как в зеркале, отразились драматические перипетии его жизни. В поэтическом наследии центральное место занимают лирические стихотворения, проникнутые мотивами протеста, отчаяния, гордого одиночества ("Песнь пленного ирокезца", "Песнь погибающего пловца", "Негодование", "Арестант"). Служба на Кавказе дала ему материал для поэм "Эрпели" и "Чир-Юрт". Как непосредственный участник событий, он изображает солдат в походах, в лагерной и боевой обстановке. В мрачных "кандальных песнях" и элегических произведениях, полных скорбной жалобы ("Вечерняя заря", "О, для чего судьба меня сгубила",     "Ожесточенный"), звучит протест свободолюбивой личности против несправедливости и угнетения.
Современник Пушкина Полежаев несомненно испытал не себе его могучее воздействие, однако в произведениях поэта уже ощутимы мотивы, которые в полную силу прозвучат в мятежной лирике Лермонтова. По словам Огарева, Полежаев "заканчивает в поэзии первую, неудавшуюся битву свободы с самодержавием".

ФЕДОР НИКОЛАЕВИЧ ГЛИНКА
(1786 - 1880)

   В период формирования декабристского движения Глинка играл значительную организаторскую роль, был членом "Союза спасения" и одним из создателей и руководителей "Союза благоденствия". Свободолюбивые идеи декабристов, близкие молодому Глинке, нашли отражение в его поэтическом творчестве. Лучшие стихи поэта проникнуты мечтами о свободе и равенстве, резко осуждают деспотизм и социальную несправедливость ("Плач плененных иудеев"). Широкую известность приобрело яркое патриотическое стихотворение Глинки "Москва" ("Город чудный, город древний..."). Истинно народными песнями стали стихотворения поэта, положенные на музыку: "Тройка" ("Вот мчится тройка удалая...") и "Песнь узника" ("Не слышно шуму городского...").
Сильное влияние оказал Глинка на формирование политических взглядов Пушкина (они часто встречались на заседаниях литературного общества "Зеленая лампа"), поддерживал его в сложных жизненных ситуациях, ходатайствовал об облегчении участи великого поэта накануне ссылки в 1820 году. Пушкин называл Глинку "почтеннейшим человеком здешнего мира", высоко оценил его гражданскую позицию в послании "Ф.Н.Глинке":

Когда средь оргий жизни шумной
Меня постигнул остракизм,
Увидел я толпы безумной
Презренный, робкий эгоизм.
Без слез оставил я с досадой
Венки пиров и блеск Афин,
Но голос твой мне был отрадой,
Великодушный гражданин!

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ОДОЕВСКИЙ
(1802 - 1839)

   Совсем юным, в 22 года, корнет лейб-гвардии конного полка Одоевский, стал первым членом Северного общества декабристов. За активное участие в восстании на Сенатской площади был осужден на каторжные работы в сибирских рудниках. И только в 1837 году в порядке высочайшей милости переведен рядовым на Кавказ. Передовые антикрепостнические взгляды юного поэта выразились в его первом известном стихотворении "Молитва русского крестьянина". Но лучшие произведения Одоевский создает уже на каторге: "Тризна", "Стихи на переход наш из Читы в Петровский завод" ("Что за кочевья чернеются"), "При известии о польской революции". Необыкновенно сильно в устах измученного тяжелой неволей поэта звучат строки:

За святую Русь неволя и казни -
Радость и слава!

   Одоевсктй стал выразителем дум и чаяний сосланных декабристов. Именно ему довелось ответить Пушкину на послание в Сибирь ("Во глубине сибирских руд..."):

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И - лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард! - цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

   Строка из этого стихотворения Одоевского стала эпиграфом ленинской "Искры" - "Из искры возгорится пламя".

ИВАН ИВАНОВИЧ КОЗЛОВ
(1779 - 1840)

   "Несчастье сделало его поэтом, - писал о Козлове Жуковский, - годы страдания были самыми деятельными годами ума его". В возрасте 40 лет, разбитый параличом, лишенный способности передвигаться, , поэт потерял зрение. Разлученный навсегда с внешним миром, он весь отдается поэзии. В 1821 году в печати появилось его первое стихотворение ""К Светлане". Необычайной популярностью пользовалась романтическая, "полная чувств" поэма "Чернец", вызвавшая восторженный отзыв Пушкина. Козлов создал немало лирических стихотворений ("Венецианская ночь", "Плач Ярославны"). Как переводчик он занял видное место в русской литературе. Переводил с английского произведения Байрона, Мура, с французского - Шенье, Ламартина, с итальянского - Петрарки, с польского - Мицкевича. Широкую популярность приобрели песни Козлова "Вечерний звон", "Не бил барабан..." ("На погребение английского генерала сира Джона Мура").
Глубоко трогала Пушкина судьба слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные строки:

Певец., когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На все минувшее воззрел
И в хоре светлых привидений
Он песни дивные запел.
О милый брат, какие звуки!
В слезах восторга внемлю им...

ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ВЕНЕВИТИНОВ
(1805 - 1827)

Литературное наследие Веневитинова невелико - всего около 40 стихотворений, как оригинальных, так и переводных, - из Гете, Вергилия, Гофмана. Вольнолюбивые идеи декабристов нашли отражение в его творчестве, он славил Родину и свободу ("Песнь грека", "Освобождение скальда", "Смерть Байрона"). Тема новгородской вольницы, разрабатываемая в характерных для поэтов-декабристов традициях, звучит в его стихотворении "Новгород":

...здесь место свято,
Здесь воздух чище и вольней!
. . . . . . . . . . . . .
Ответствуй, город величавый:
Где времена цветущей славы,
Когда твой голос, бич князей,
Звуча здесь медью в бурном вече,
К суду или кровавой сече
Сзывал послушных сыновей?

   Лирические произведения Веневитинова ("Поэт", "Три розы", "Три участи") отличает философская направленность, получившая дальнейшее развитие в поэзии Тютчева и Лермонтова. Безвременная смерть молодого талантливого поэта, окружив имя его романтическим ореолом, поразила многих литературных деятелей того времени. Пушкин горевал, что "так рано умер чудный поэт". Лермонтов, Дельвиг, Кольцов, Одоевский написали поэтические эпитафии на его кончину. Чернышевский считал, что "проживи Веневитинов хотя десятью годами более - он на целые десятки лет двинул бы вперед нашу литературу".

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯЗЫКОВ
(1803 - 1846)

   "Имя Языков пришлось ему неларом, - писал о поэте Гоголь, - владеет он языком, как арвб диким конем своим...". Уже первые виртуозно исполненные, жизнерадостные, воспевающие свободу стихи Языкова выдвинули его в ряд ведущих русских поэтов. Автор размышляет о судьбе России ("Элегия") и о своем поэтическом будущем ("Молитва", "Извиненье"). Прекрасным стихотворением "Не вы ль убранство наших дней...", в котором звучит призыв отмстить за смерть поэта-декабриста, откликнулся Языков на казнь Рылеева:

О, вспомяни о нем, Россия,
Когда восстанешь от цепей
И силы двинешь громовые
На самовластие царей!

   Темы русской истории, разрабатываемые поэтом в декабристских традициях, оставили глубокий след в его творчестве: "Песнь барда во время владычества татар в России", "Баян к русскому воину...","Евпатий". Стихотворения Языкова, положенные на музыку ("Из страны, страны далекой...", "Пловец" ("Нелюдимо наше море..."), любимы народом и поныне.
   Поэтическое дарование Языкова, его "звучная лира" вызывали неизменное восхищение Пушкина: "Человек с обыкновенными силами ничего не сделает подобного, тут потребно буйство сил", - восторженно писал великий поэт после выхода сборника стихотворений Языкова в 1833 году. Наивысшим признанием его таланта звучит пушкинское:
Клянусь Овидиевой тенью:
Языков близок я тебе.

КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ
(1795 - 1826)

   О своих сокровенных желаниях Рылеев говорил:"Я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за счастие соотчичей, для исторжения из рук самовластия железного скипетра, для приобретения законных прав угнетенному человечеству". Вся жизнь и творчество поэта-декабриста были подчинены этому. Литературную судьбу Рылеева как поэта-гражданина определила острая сатира на советника царя, деспота и мракобеса Аракчеева. По словам современников, это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью. В 1825 году выходят рылеевские "Думы". Две новеллы - "Иван Сусанин" и "Петр Великий в Острогожске" - были высоко оценены Пушкиным. "Напоминать юношеству о подвигах предков..." - так понимал Рылеев назначение сборника "Думы". Поэма Рылеева "Войнаровский", пропагандирующая идеи декабристов, являла собой свидетельство высокого художественного мастерства автора, очаровала Пушкина, и он увидел в Рылееве "истинный талант". Незавершенной осталась поэма "Наливайко", где приближение декабря 1825 года звучит особенно ощутимо. Свою творческую позицию Рылеев утверждает в стихах "Я ль буду в роковое время..." и "На смерть Байрона". О Рылееве, поэте-гражданине, можно сказать его же стихами:

Ему неведом низкий страх;
На смерть с презрением взирает
И доблесть в молодых сердцах
Стихом правдивым зажигает.

13 июля 1826 года Рылеев был казнен как один из руководителей Северного общества декабристов, организатор и активный участник восстания.

КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БАТЮШКОВ
(1787 - 1855)

   Еще в лицейские годы Пушкин испытал серьезное воздействие лирики Батюшкова, снискавшей ему славу эпикурейца, любителя жизненных наслаждений, а также мастера элегической батальной поэзии. В послании "К Батюшкову" Пушкин так обращался к нему:

Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец...

   Большинство стихов Батюшкова навеяны личными впечатлениями, эпизодами биографии. Так, военная служба, участие в войне с Наполеоном дали ему материал для послания "К Дашкову", исторической элегии "Переход через Рейн" и других произведений, которые посвящены идеям гражданского служения и жертвенности во имя Родины. Подлинной зрелостью отмечен сброник Батюшкова "Опыты в стихах и прозе", некоторые стихи из него были высоко оценены Пушкиным. Блистательными подражаниями древнегреческой лирике поэт во многом подготовил появление пушкинских "антологических" стихов. Многие строки Батюшкова исполнены философской глубины и стали крылатыми:

О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной...

   Пушкина восхищало в Батюшкове то, что его "слог так и трепещет, так и льется, гармония очаровательна". Опередив на несколько лет развитие отечественной поэзии, автор "Опытов" был предшественником раннего Пушкина, который во многом шел ему вослед.

ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ
(1784 - 1839)

   Самобытный поэт, один из близких друзей Пушкина, легендарный герой Отечественной войны 1812 года, Денис Давыдов вошел в литературу стремительно и ошеломляюще. Слава литературная пришла к нему вместе со славой воинской.

Певец-гусар, ты пел биваки,
Раздолье ухарских пиров
И грозную потеху драки -

вот, говоря стихами Пушкина, содержание поэзии Давыдова. Его герой - отчаянный рубака, не ведающий страха не перед лицом смертельной опасности, ни перед... чарой вина ("Бурцову", "Гусарский пир", "Песня", "Песня старого гусара"). По определению Белинского, в "гусарской" поэзии Давыдова "удалое разгулье", любовь к шумным пирам и "веселой жизни" соединяются "с высокостию чувств, благородством в помыслах и жизни".
   Пушкин высоко ценил поэзию певца-героя, автора знаменитой современной песни:

Тебе, певцу, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешеном коне.
Наездник смирного Пегаса,
Носил я старого Парнаса
Из моды вышедший мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут, о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.

ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ
(1792 - 1878)

Судьба свои дары явить желала в нем...
Пушкин

   В пушкинском окружении Вяземскому по праву принадлежит одно из самых важный мест. Знавший великого поэта еще ребенком, он в числе первых оценил его поэтическое дарование. "Какая бестия! - писал Вяземский в 1818 году Жуковскому, - ...этот бешеный сорванец нас всех заест как отцов наших". С искренней благодарностью принимал юный Пушкин восторженные отзывы Вяземского на его первые поэтические опыты, необычайно ценил их.
   Со стихотворений, проникнутых вольнолюбивыми идеями декабристской эпохи ("Петербург", "Негодование"), началась литературная известность поэта. От высокой политической оды до шуточных песен, сатирических куплетов - таков его творческий диапазон. Истинная боль за Россию звучит в одном из лучших произведений Вяземского "Русский бог", в котором поэт выразил ненависть к деспотизму, барскому своеволию и бюрократизму, властвующим в его отечестве. Блестящий талант поэта отмечал Белинский, высоко ценил его творчество Пушкин:

Язвительный поэт, остряк замысловатый,
И блеском колких слов, и шутками богатый,
Счастливый Вяземский, завидую тебе.
Ты право получил благодаря судьбе
Смеяться весело над злобою ревнивой,
Невежество разить анафемой игривой.

ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР
(1797 - 1846)

   "Мой брат родной по музе, по судьбам" - так называл Пушкин Кюхельбекера, товарища по лицею, талантливого поэта, человека, высокого духом, честного сердцем и помыслами. Созданный, по словам Баратынского, "для любви к славе и для несчастия", второе испил полной чашей. За активные действия в восстании декабристов был осужден и после почти десятилетнего заключения в Шлиссельбургской, Динабургской, Ревельской крепостях сослан на вечное поселение в Сибирь.
   Ранние произведения поэта отличает высокая гражданская направленность, они воспевают "веселый час свободы", готовность отдать за нее жизнь ("К Ахатесу", "К друзьям на Рейне", "Греческая песнь"). В годы тюрьмы и ссылки с полной силой развилось поэтическое дарование Кюхельбекера, он не изменил юношеским идеалам ("Тень Рылеева", "Давид", "Элегия"). Полуослепший, больной, измученный непосильным трудом поэт гордился своей причастностью к "орлиной стае" декабристов ("На смерть Якубовича").
   Глубокой скорбью в сердце Кюхельбекера отозвалась весть о смерти Пушкина ("19 октября 1837 года", "Тени Пушкина"). Прочные дружеские отношения, любовь и уважение связывали поэтов. Пушкин посвятил Кюхельбекеру несколько прекрасных стихотворений, среди них известные строки "Служенье муз не терпит суеты..." ("19 октября"). Великий поэт активно содействовал публикации произведений Кюхельбекера, присланных из ссылки.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 - 1852)

   В пушкинской квартире на Набережной Мойки висит портрет Жуковского, подаренный им в 1820 году юному певцу "Руслана и Людмилы" со знаменитой надписью: "победителю-ученику от побежденного учителя". Жуковский действительно был одним из главных наставников Пушкина в поэзии. По мнению Белинского, "Жуковский... имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще: одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина".
   Довольно быстро отношения учителя и ученика переросли в истинную дружбу. Жуковский с энтузиазмом приветствовал первые шаги Пушкина в поэзии и присутствовал при его последних минутах, многое сделал для посмертной славы национального гения России. Он всю жизнь трогательно, по отечески опекал Пушкина, не раз протягивал ему руку помощи в самых сложных ситуациях. Со своей стороны Пушкин воздавал должное литературным заслугам старшего собрата, высоко ценя "его стихов пленительную сладость".
   Широкое признание в России Жуковский завоевал созданием оригинальных произведений, в частности стихотворения "Певец во стане русских воинов", замечательных романтических баллад и многочисленными переводами и переложениями шедевров мировой поэзии.

   Комплект открыток "Поэты Пушкинской эпохи". "Данный комплект открыток является первым выпуском , посвященным русским поэтам XIX века".
   Худ.ЮВ.Иванов. Автор вступительной статьи С.И.Бэлза. Автор аннотаций М.Л.Рыжкова. Ред. О.Ф.Иващенко. Литер.ред.Л.А.Трепцова. Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1986г.


<в начало