Под куполом парашюта Жюкмеса

 

   В Первую мировую войну самолеты или, как тогда говорили, аэропланы, хотя и вели разведку, но делали это с трудом. Авиация была еще очень молода и не могла сыграть в той войне большую роль. "Глазами" армий стали привязные аэростаты. Целыми днями от зари до позднего вечера висели они по обе стороны фронта, привязанные длинными тросами к земле.

 

ВОЗДУШНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ

   Из корзин аэростатов, поднятых высоко вверх, воздухоплаватели корректировали огонь артиллерии, зорко наблюдали за передвижением войск противника, за его укреплениями. И делали они это очень успешно. Недаром число наблюдательных аэростатов во всех воюющих странах непрерывно росло.
   Понятно, что русские аэростаты, висевшие на расстоянии трех-четырех километров от вражеских позиций, вызывали у немцев и австрийцев желание во что бы то ни стало  уничтожить эти назойливые "глаза". По ним вела огонь артиллерия. Но сбить аэростат снарядом удавалось редко, зато подлинную угрозу для воздушных разведчиков представляли вражеские самолеты. Летчики противника старались подкрасться к аэростату и с близкого расстояния поджечь его  зажигательными пулями или ракетами. Водород, наполнявший оболочку аэростата, легко воспламенялся. Всего минута требовалась для того, чтобы аэростат, объятый пламенем, ринулся вниз, а вместе с ним и воздухоплаватели. Не имея парашютов, они были обречены на гибель. И такие случаи бывали не раз на всех фронтах.
   В русской армии впервые это произошло летом 1916 года на Юго-Западном фронте. Немецкий самолет "Авиатик" атаковал и обстрелял зажигательными пулями привязной аэростат, висевший на высоте 300 метров. Аэростат загорелся. Наблюдатели, поручик Есеновский и прапорщик Пахомов, упали вместе с горящим аэростатом и вскоре скончались в страшных мучениях.


  
ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОРЖА ЖЮКМЕСА

   Воздушным разведчикам срочно требовались спасательные парашюты. В 1916 году во французских воздухоплавательных частях появился парашют, специально предназначенный для привязных аэростатов. Разработал его Жорж Жюкмес - в то время уже известный аэронавт, совершивший немало полетов на воздушных шарах и дирижаблях. За большие заслуги в деле воздухоплавания он в 1913 году получил орден Почетного Легиона.
   Жюкмес участвовал в Первой мировой войне, был ранен. Не по наслышке знал он о том, как нуждаются наблюдатели привязных аэростатов в спасательном парашюте. И он создал такой парашют. Сначала его испытывали, многократно сбрасывая с грузом. Наконец, в ноябре 1915 года его успешно испытал на себе доброволец, матрос Констан Дюкло. В короткий срок было изготовлено достаточное количество парашютов, чтобы снабдить ими все французские воздухоплавательные части. В боевой обстановке первым спасся на парашюте Жюкмеса 16 марта 1916 года французский лейтенант Левассер д'Эрвиль.
   Устроен был парашют довольно просто. Купол и стропы его укладывались в короткий брезентовый чехол, похожий на перевернутое ведро. Чехол закрывался крышкой и подвешивался к корзине аэростата. От парашюта в корзину тянулась прочная веревка, которая цеплялась к ремням-помочам, надетым на воздухоплавателя. В случае смертельной опасности воздухоплавателю необходимо было  выпрыгнуть из корзины, силой своего веса сорвать крышку чехла и вытащить сложенный парашют. Через пару секунд под напором воздуха купол раскрывался.

 

НАДЕЖДЫ ОПРАВДЫВАЮТСЯ

   В те дни под Верденом шли упорные кровопролитные бои.  Десятки привязных аэростатов висели в небе. Внезапно с запада налетела буря, сорвавшая с привязи около десятка французских аэростатов!  Их понесло прямо к немецким позициям. Желая избежать плена, воздухоплаватели выпрыгнули из корзин аэростатов и благополучно приземлились на парашютах Жюкмеса в расположении своих частей!  Лучшую рекомендацию изобретению француза нельзя было и придумать!  Недаром русское командование закупило во Франции сразу две сотни парашютов Жюкмеса!
   4 мая 1917 года первым из русских офицеров прыгнул с новым парашютом штабс-капитан А. Соколов. Он выбросился из корзины аэростата на высоте 700 метров и через 8 минут благополучно  приземлился!  На следующий день подобный прыжок  с высоты 720 метров  совершил на Северном фронте поручик Н. Анощенко.

 

ПРЫЖКИ ИЗ ОГНЯ

   29 мая 1917 года  прапорщик Полторацкий  выпрыгнул из корзины аэростата, подожженного  немецким самолетом, сохранив благодаря парашюту свою жизнь. Через три дня прыжок из подожженного аэростата совершил старший унтер-офицер Власенко. В течение июня 1917 года парашют Жюкмеса  спас жизнь одиннадцати русским воздушным разведчикам!  На некоторые дни приходилось по два-три таких спасения.
   Но случались и трагические происшествия. 19 июня 1917 года разбился наблюдатель Самгин, у которого парашют не раскрылся, через неделю погиб штабс-капитан Некрасов, покинувший корзину аэростата слишком поздно. До земли оставалось всего  40 метров и купол просто не успел раскрыться. 6 июля разбился командир воздухоплавательного отряда капитан Бонет, парашют которого загорелся от подожженного падающего аэростата. Но эти несчастья уже не могли  поколебать веру воздухоплавателей в изобретение Жюкмеса. Во всяком случае, за годы Первой мировой войны только русские воздухоплаватели совершили с этим парашютом более шестидесяти прыжков!  У нас же благополучно прошел первый в стране прыжок с самолета!  Его совершил с биплана "Вуазен" Бронислав Нарбут.
   Жорж Жюкмес скончался в конце февраля 1918 года в возрасте сорока трех лет. Но даже за такую довольно короткую жизнь изобретатель оставил заметный след в истории воздухоплавания.

 

Геннадий Черненко
"Тайны ХХ века" 2007 

 

<<<