Памятник машине. Страницы истории

 

 Рис. Владимира Плужникова

   Памятники старым машинам


    Три памятника старой технике. Первый установлен в депо Новосибирск. Это мощный грузовой паровоз ФД 21-3000. Он поставлен на вечную стоянку по инициативе и силами комсомольцев и ветеранов войны и труда в честь 40-летия Великой Победы. На территории нашей страны локомотивы серии ФД установлены еще в девяти депо: Рыбное, Инская, Курган, Свердловск-Сортировочный (Екатеринбург), Гребенка, Москва-Сортировочная, Харьков, Верещагино и Тюмень.
   Второй памятник - грузовой паровоз средней мощности Э 721-83. Он установлен на вечную стоянку в поселке имени Павлика Морозова Ленинградской области. Здесь в 1942-1943 годах проходила знаменитая Дорога жизни. Примечателен тот факт, что именно этот паровоз доставил в Ленинград с Большой земли первый состав с продовольствием сразу же после прорыва блокады, о чем свидетельствует надпись на его тендере. Еще долго после войны "эмочка" трудилась на разных железных дорогах. Паровозы серии "Э" установлены, в общей сложности, в двадцати пяти депо.
   Третий памятник - пассажирский троллейбус МТБ-82Д. Эта машина многие годы служила основным городским троллейбусом. Вначале ее выпускал Московский машиностроительный завод, а с 1951 года - завод имени Урицкого в городе Энгельсе. По элементам кузова МТБ-82Д был унифицирован с автобусами ЗИС-154, ЗИС-155 и трамваем МТБ-82. Троллейбус МТБ-82Д № 50 восстановлен киевлянами в 1985 году, когда отмечалось 50-летие открытия троллейбусного движения на Украине. Интересная деталь: он станет первым в нашей стране троллейбусом, работающим на музейном маршруте.

Е. Севастьянов, кинотехник
Киев


ЗИС-5 на постаменте


   Летом 1942 года к аксайской переправе  под натиском фашистских полчищ отходили части Красной Армии. Зенитчики стойко отражали налеты вражеской авиации, беспрерывно бомбившей переправу. Среди шедшей через Дон техники находилось тогда немало автомобилей ЗИС-5.
   Трехтонный грузовик ЗИС-5 был прост, но очень удачен по конструкции. Производство различных его модификаций продолжалось тридцать лет - с 1933 по 1963 год. Автомобиль не требовал квалифицированного обслуживания и с первых дней войны стал одной из основных грузовых машин на фронте.
   После эвакуации автозавода из Москвы его цехи стали работать в нескольких тыловых городах. В условиях нехватки материалов т оборудования они начали выпускать упрощенный вариант грузовика ЗИС-5В, который можно было узнать по деревянной кабине и угловатым крыльям. Однако автомобиль не утратил своих основных достоинств, прослужил до конца войны и вернулся к мирному труду.
   В 1946 году в Москве прекратили выпуск ЗИС-5В, но еще ни один год его продолжали выпускать на Уральском заводе в Миассе под маркой УралЗИС-5В.
   На рисунке - один из таких автомобилей, установленный на пьедестале в городе Аксае. Композицию дополняют стволы зенитных орудий. Это памятник воинам - участникам боев на аксайской переправе, сооруженный в канун 40-летия Победы.

П. Чернов, радиоинженер
Ростовская область

(Журнал "ТМ" 3/87)

 

назад