Монотипией называют или вид станковой графики, или вид эстампа, получаемый в единственном экземпляре с печатной формы, которой служит гладкая металлическая доска, а изображение выполняется печатной краской для каждого оттиска заново. Под большим давлением на станке (обычно офортном) изображение "оттискивается" на чистый лист увлажненной бумаги. Затем оттиск просушивают под прессом между слоями картона и бумаги.
Спрашивается, есть ли смысл выполнять работу на металлической доске, а затем изображение с нее переносить на бумагу посредством станка? Не лучше ли сразу выполнить изображение на холсте или бумаге?
Различие трудно объяснить словами, но оно безусловно есть. Монотипия обладает свой спецификой, своеобразием художественных средств, которые часто не могут быть объяснены художником, но привлекают его. Художница Е.Кругликова, впервые применившая технику монотипии в нашей стране, перечисляя ее положительные стороны, писала: "А главное преимущество в том, что мне этот способ очень пришелся по душе". Е.Кругликова рассказывает, что к монотипии она пришла через цветной офорт, печатаемый с одной доски. Доска с выгравированным изображением связывала ей руки, с одной стороны, с другой - в цветном офорте краски меняются при печати. Если изображение наносить красками на гладкую доску, то краски сохраняют свой цвет и получаются прозрачными, как в акварели. Это свойство монотипии и привлекло внимание Е.Кругликовой.
"Монотипия, - пишет она, - включает в себя элементы живописи и графики... обладает особыми свойственными одной ей качествами: изысканной бархатистостью фактуры (благодаря отсутствию связующего вещества - масла), прозрачностью тонкого слоя масляной краски (благодаря сильному давлению при печати) и необычно своеобразным сочетанием колористических нюансов живописи и объединяющего их белого цвета бумаги".
Е.Кругликова ценила монотипию за то, что вся черновая работа над изображением пропадает и на оттиск переходит только чистый результат работы. "...На оттиске не отражается трудность работы. Все переделки, каким подвергалась поверхность доски, - словом, вся черновая работа уничтожается бесследно, и на бумагу переходит только окончательный результат сложной лихорадочной работы, гораздо более свободной, чем гравюра офортом, особенно когда не располагаешь для данного сюжета достаточным количеством времени, чтоб сделать и предварительный эскиз и травление доски".
Е.Кругликова работала только масляными красками на цинковой доске. Но в монотипии можно использовать любые краски и любую основу - пластик, картон, бумагу и другие.
Монотипия причисляется к гравюре, однако процесс гравирования формы заменяется здесь исполнением изображения краской самим художником на печатной форме - гладкой металлической доске, но вместо иглы, штихеля или карандаша художник работает кистью, тампоном или просто пальцем. О своей технике Е.Кругликова пишет следующее: "Совершенно гладкую цинковую доску я покрываю общими тонами фона, т.е. начинаю с дальних предметов, растирая краски кистью, затем вытираю тряпкой силуэты более близких планов и накладываю краски кистью , тряпкой, пальцем, чем окажется удобно, и снова вытираю от темного до светлого, так как чем тоньше слой, тем светлее получится тон, а там, где блестит уже металл, бумага будет чистая. Труднее всего достичь темных и очень ярких тонов и избежать при этом густоты краски. Для этого я накладываю их под конец, употребляя бензин для разжижения краски".
Монотипия - интересная, но почему-то мало популярная среди художников техника... В отечественной графике монотипией занимались Е.Кругликова, А.Суворов (прим.: на дату написания статьи - до 1968г.)
Монотипию рекомендуется делать быстро, пока не высохли краски, и, очевидно, быстрый темп работы придает монотипии то неповторимое, что особенно ценно в этой технике. Монотипия может быть черно-белой, с подцветкой двумя-тремя условными цветами и живописной.
Любителю-графику следует испробовать свои силы в монотипии сперва в черно-белой манере, затем перейти к подцветкам и, наконец, к живописной манере...
Приводимая монотипия "Зимнее утро" :
...В качестве основы взята гладкая цинковая доска. Краски наносились колонковой и щетинной кистями, для протирания доски применялись тампоны деревянные шпатели - выструганные концы черенков кистей.
Изложим технику черно-белой монотипии. Первоначально вся доска покрывается слабым тоном черной краски, протирается тампоном до светлого серого цвета. Затем кистью (как разбавленной тушью) выполняется весь сюжет. Тонкие светлые штрихи на темном фоне прочерчиваются деревянными шпателями или просто черенком кисти. Стебли травы, например, можно сделать щетинной кистью. Отдельные места переднего плана протираются тряпкой.
Краски с доски снимаются почти начисто. Остатки изображения на доске не могут быть использованы, и для каждого оттиска приходится делать новое изображение на доске. Монотипия очень удобна для поисков сюжета. На доске можно как угодно компоновать, менять композицию и тона и, когда чувствуешь, что найдено какое-то решение, близкое к замыслу, тогда можно полученный результат закрепить, а поиски продолжать. Каждый последующий оттиск будет накапливать в себе идею замысла, пока не выльется в окончательно приемлемый результат.
И.Владыкин
1968