Малоизвестная картина Репина

И.Репин. В одиночном заключении.

 

   С картиной "В одиночном заключении" советские зрители познакомились в 1957 году  на проходившей в то время в Москве выставке произведений И.Е.Репина.
   Полотно, принадлежащее Национальной галерее в Праге, было написано художником в 80-е годы прошлого века [XIX в.] - пору наивысшего подъема его творчества, когда был создан цикл картин, посвященных революционной борьбе народников. Репин горячо верил в них, а их жизнь, "...трепещущую добром,.. свободой и борьбой против неправды, насилия, эксплуатации и всех предрассудков". Вера художника в благородный подвиг народничества особенно страстно запечатлена в образе революционера из картины "Отказ от исповеди". Но наряду с героем-борцом в работах этого цикла появляется и герой-жертва, герой-страдалец: от проницательного взгляда Репина не укрылась слабость народничества.

   Глубоким душевным надрывом проникнуты образы ссыльного из известной картины "Не ждали", умирающего сына из навеянной казнью первомартовцев картины "Иван Грозный и сын его Иван", портреты писателя Гаршина. Образ страдающей русской женщины создал Репин в двух портретах известной трагической актрисы П.А.Стрепетовой, обликом, духом и особенно искусством своим близкой революционерам-демократам. На одном из портретов она изображена в роли доведенной до отчаяния Лизаветы из "Горькой судьбины" Писемского. На другом актриса предстает перед зрителем в момент сильного внутреннего возбуждения. Этот превосходно написанный портрет - одно из лучших созданий Репина. Художник, хотя и называл его этюдом, очень дорожил им. Об этом свидетельствует письмо его к Третьякову, датированное декабрем 1884 года: "...относительно же этюда Стрепетовой - он останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Может быть, он поступит к Вам в Галерею, когда меня уже не будет в живых".
   Из этого письма следовало, что "Стрепетова" должна была помочь Репину в работе над какой-то сюжетной композицией. А что это за композиция, долгое время оставалось загадкой.
   В 1948 году в первом репинском томе "Художественного наследства" была воспроизведена картина, которую автор публикации И. Зильберштейн назвал "Революционерка перед казнью", датировав ее 1884-1885 годами (местонахождение оригинала в ту пору было неизвестно). Плохая тоновая репродукция, переснятая с редкого, изданного в 1900 году в Праге каталога, к сожалению, не давала возможности с полной определенностью судить об этом произведении, как-то выпавшем из поля зрения исследователей творчества Репина. И тем не менее можно было предположить, что это и есть та композиция, ради которой Репин удерживал у себя этюд Стрепетовой.
   Выставка 1957 года, на которой была представлена картина "В одиночном заключении", не только подтвердила мысль о близости этой работы к портрету Стрепетовой, но и дала возможность с полным основанием сказать, что и само по себе это произведение интересно и значительно.
   ...Во мраке тюремной камеры, освещенной тусклым мерцанием светильника, на узкой железной койке сидит молодая женщина. Широко раскрытые, горящие лихорадочным блеском глаза, нервный, плотно сомкнутый рот, бледность свидетельствуют  о трагической участи этой женщины. В ее облике нет того гордого презрения к смерти, которое выражали глаза революционера в "Отказе от исповеди". Лишь мучительная тоска да глубокое отчаяние, вызванные крушением дела, которому была отдана жизнь.
   Как и в "Стрепетовой", художник отказывается здесь от передачи второстепенных деталей внешности героини. Все предельно обобщено, выделено лишь самое существенное.
   Образ замкнувшейся в своих переживаниях, отрешенной от мира женщины требовал особого решения. Ничто не нарушает впечатления гнетущего одиночества заключенной. Все окружающие ее предметы тонут в тревожной мгле. И тем отчетливее предстают перед зрителем, как бы высвеченные, ее лицо и руки.
   Удивительно выразительны руки женщины: тонкие и нервные, они лежат на коленях, сжимая полотенце.
   Высокий эмоциональный накал образа усиливается контрастностью живописного фона: зловеще-черный, он приобретает огненно-красный оттенок в верхней части холста - над головой революционерки.
   Картина "В одиночном заключении", написанная в тяжелые годы революции, была одним из несомненных нравственных и творческих подвигов художника-демократа, существенным звеном в цикле его революционных картин.

Л.Зингер
(Журнал "Работница" 10/1979)

 

<<<