Льюис Кэрролл: "Жизнь понарошку"


 

   За всю свою жизнь профессор Чарльз Доджсон написал более двух десятков  трудов по математике, геометрии и алгебре. Придумал и опубликовал несколько книг  по составлению шахматных задач и головоломок, запантетовал около двадцати изобретений бытового назначения. Однако же мало кто вспоминает его имя в связи с выше перечисленными достижениями. Зато дети всего мира до сих пор зачитывают до дыр две его странные книжки про приключения девочки Алисы, которые сам профессор никогда не воспринимал всерьез...


ПРЕДИСЛОВИЕ К СЛАВЕ

   Жизнь, пропитанная одиночеством, как промокашка - чернилами. Ни одного близкого человека, только знакомые, соседи и коллеги. Волнения души по большей части  обходили его стороной. Ни комнатного растения, ни кошки, ни канарейки, только бесконечные арифметические подсчеты, геометрические графики, логические игры, шахматные задачи, прописанные от первого до последнего хода. Кабинет, заставленный почти до потолка книгами по естествознанию, философии, магии, оккультизму...
   Женщинам так и не довелось  переступить порог этого странного дома. Нельзя сказать, что его владелец их не любил. Просто в его сознании поселилась идея фикс - существа женского пола хороши только до определенного момента, а точнее, лет до восемнадцати. После несуразность повседневности и традиции общества превращали их в скучных жен и матерей семейств. А для этого человека подобное было равносильно смерти. Зато в качестве компенсации за свое отшельничество он обладал недюжинной фантазией, усилиями которой были рождены странные персонажи, более похожие на сатирические шаржи, нежели на сказочных героев.


СОТВОРЕНИЕ АЛИСЫ

   А началось все с того, что профессор Чарльз Доджсон всей своей холостяцкой душой полюбил десятилетнюю Алису, одну из дочерей ректора Лидделла. На тот момент ему только исполнилось тридцать лет, а он уже был магистром, автором нескольких книг по алгебраической геометрии и тригонометрии, преподавателем математики в прославленном Оксфордском университете. Но все эти серьезности не пугали дочерей ректора, напротив, профессор был мил их детским сердцам как изящный рассказчик.
   Одна из таких историй, родившаяся на берегу реки в окрестностях Оксфорда 4 июля 1862 года, была рассказана им как бы случайно, хотя и имела под собой реальные основания. А именно, когда девочки закричала: "Историю, историю!", ему не пришлось долго мучиться - благодатный материал был под рукой. У своей любимицы - Алисы Лидделл - он позаимствовал имя для  любознательной героини, которую и отправил под землю, в Страну Чудес, где познакомил ее с Белым Кроликом и многочисленными наистраннейшими  обитателями этого мира.
    Когда история была рассказана до конца, Алиса реальная попросила записать ее, что профессор и сделал - не мог же он отказать своей любимице. Он подарил ей эту рукопись с собственными рисунками спустя месяц, озаглавив "Приключения Алисы под землей". В 1928 году эта рукопись была продана на аукционе  "Сотби" за 75 тысяч долларов, и из родной Англии перекочевала в один из американских музеев.
   Но задолго до этого, в 1862 году, ее создатель даже и не помышлял о том, чтобы отнести ее в издательство. "У меня и мысли не было об издании, когда я писал эту историю", - вспоминал он в предисловии к факсимильному изданию 1886 года. "Алиса в Стране Чудес" увидела свет в 1865 году, а именно 4 июля, спустя ровно три года после знаменательного чаепития на берегу реки Чарвелл. К тому времени Алисе Лидделл исполнилось тридцать лет, и она получила в подарок  первый авторский экземпляр книги профессора  Доджсона, который к тому времени уже превратился в Льиса Кэрролла.
   История рождения второй книги о приключениях Алисы также удивительна. В 1868 году Льис Кэрролл отправился к своему дяде в Лондон. Там среди веселой ватаги детишек он узрел маленькую девочку, которую тоже звали Алиса, только фамилия у нее была Рейке. Кэрролл подозвал ее к себе. Сначала, как полагается английскому джентльмену, он признался ей в любви, а затем загадал загадку: дав девочке апельсин, подвел ее к зеркалу в гостиной и спросил: "В какой руке у тебя апельсин?"  "В правой", - ответила девочка.  "А у девочки в зеркале в какой руке апельсин?".  "В левой", - сказала Алиса.  "Как ты это понимаешь?" - спросил  Кэрролл.  "Если бы я стояла по ту сторону зеркала, он был бы у меня в правой руке", - нашлась сметливая Алиса...
   Так родилась вторая книга-ребус о приключениях Алисы в Зазеркалье. Кэрролл писал ее в последние годы своей жизни и озаглавил  "Сквозь зеркало и что там увидела Алиса". И хотя вдохновила его на эту книгу Алиса Рейке, ее фундаментом стали истории, которые он рассказывал Алисе Лидделл, обучая ее игре в шахматы...


СТРАННЫЙ ГОСПОДИН "СОВЕРШЕНСТВО"

   Чарльз Латуидж Доджсон (таково настоящее имя Льиса Кэрролла) родился 27 января 1832 года в деревушке Дэрсбери графства Чешир. Он был старшим сыном приходского священника Чарльза Доджсона и Фрэнсис Джейн Лютвидж. Кроме него, в семье было семь сестер и трое братьев. С детства он отличался тягой к созиданию. Например, в возрасте одиннадцати лет сам сконструировал игрушечную железную дорогу. И была она как настоящая - ее детали были настолько подробно выполнены, что все гости дивились. Во время семейных вечеров он развлекал домашних настоящими фокусами...
   Когда его спрашивали, кем он хочет быть, он неизменно отвечал: "Художником". И действительно, к живописи у Чарльза были явные способности - он даже предложил несколько своих юмористических рисунков известным газетам, но получил отказ. Позже его заинтересовала фотография, а так как человеком он был основательным, то и в этой области достиг существенных результатов. Доджсону удалось запечатлеть многих знаменитостей своего времени. В 1950 году в Англии вышла книга "Льис Кэрролл - фотограф", в которой были опубликованы шестьдесят четыре его лучшие работы. Также его фотографии выставлялись в 1956 году  на знаменитой выставке "Род человеческий".
   Несмотря на явные гуманитарные способности делом всей его жизни стала математика. В восемнадцать лет он поступил на учебу в Оксфорд, по окончании которого получил приглашение от ректора  заняться преподаванием математики и логики. Так осенью 1855 года  он получил звание профессора математики.  В 1862 году  принял церковный сан, и к его дисциплинам прибавилось богословие.
   В быту профессор Доджсон  был неприхотлив и крайне усерден в работе. Поднимался с рассветом. не завтракая, садился за письменный стол. Писал до обеда, затем был короткий обед и снова - письменный стол. Когда не было лекций в Оксфорде, отправлялся к своим юным подопечным, которые ждали от него новых историй. Ночами страдал бессонницей, и аместо пресловутого подсчитывания овец придумывал различные задачки и ребусы, которые утром записывал. Большинство из них вошло в книгу "Математические курьезы".
   В жизни повседневной он слыл человеком  необычным. Был левшой, но научился также писать и правой рукой. Те, кто видели его впервые, удивлялись его облику: абсолютно асимметричное лицо - один глаз выше другого, уголки рта подвернуты - один вниз, другой вверх. Лицом он напоминал героев собственных шаржей. В общении он был очень застенчив и сильно заикался. Этот речевой порок странным образом исчезал в присутствии маленьких девочек, которых Кэрролл очень любил.
   Однако не хотелось бы, чтобы читатель воспринял любовь  писателя к "юным чаровницам" как непростительный порок. Скорее это был источник вдохновения, нежели преступная страсть.  Также существует мнение, что под любовью  к "нераспустившимся бутонам" скрывался страх  Кэрролла перед фатумом смерти.  Он боялся надвигающейся старости. может, поэтому всю жизнь вел здоровый образ жизни, правильно питался, благодаря чему до самой смерти оставался бодрым и моложавым.

Кристина Грин
"Тайны ХХ века" 2007

 

<<<

Метки:

вязание полезные советы полезные советы по дому электронная книга детская проза детская книга живопись Web-дизайн имена интересно Александр Ремез скачать здоровье ленин Рассказ космонавтика открытки мода это интересно документальная проза журнал моды зверушки дети календарь кошки-призеры пейзаж телевизионные башни СССР города СССР Иваново икона ирисы Цветы артисты символика СССР календари собака кошка 1978 старая Москва художник Владимир Семенов Эрмитаж в акварелях Станислав Жуковский Советский спортивный плакат советский плакат старый календарь Рекламный плакат туризм в СССР туристический плакат выборы в СССР русский рекламный плакат
________ _______
%