Художники-фронтовики на пылающих рубежах
|
Художник-корреспондент газеты 1-й Гвардейской танковой армии А. Вязников ежедневно по горячим следам событий тех лет давал в номер животрепещущий материал о подвигах героев боев.
Портрет Бессарабова, сделанный художником в короткие минуты передышки между боями, как и портреты многих гвардейцев танкистов В. Стороженко, И. Кульдина, М. Замуллы, В. Бочковского, В. Горелова, А. Сорокина донесли до нам дыхание времени.
Ценность этих портретных рисунков и в том, что, будучи сделанными нередко сразу же после боя, они сохранили для нас суровые отсветы тех героических дней.
|
В. Брискин и А. Вязников с честью пронесли по нелегким фронтовым дорогам высокое звание художника-газетчика. В их биографиях много общего, но много и индивидуально-неповторимого. Оба они пришли во фронтовую печать, уже имея опыт работы в газетах.
Свердловчанин А. Вязников в первые месяцы войны в составе 365-й уральской стрелковой дивизиии участвовал в боях под Москвой, в освобождении Рогачева, Ямуги, Клина. И здесь среди огня и дыма сражений, в редкие часы затишья, он ухитрялся рисовать сатирические листы, разящие врага, и теплые дружеские шаржи на отличившихся в бою товарищей. Здесь Вязников был назначен художником редакции армейской газеты "На разгром врага". Вместе с частями 1-й гвардейской танковой армии под командованием генерал-полковника, ныне маршала бронетанковых войск, дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова прошел от заснеженных полей Калининского фронта до стен поверженного рейхстага.
|
Сколько за эти незабываемые годы было сделано для газеты рисунков! Сколько исхожено дорог от редакции на передовую, чтобы запечатлеть образ героя, зафиксировать то или иное событие. Потом - спешное изготовление печатной формы на цинке. Бессонная ночь. Землянка, мерцающий свет коптилки. И вот - рисунок запущен в печать. А утром в окопах и блиндажах бойцы читают свежий номер своей солдатской газеты. И всегда в ней портрет героя вчерашних боев.
В дни курских боев на художнике-газетчике лежала обязанность показать героя, популяризировать его подвиг. Причем подать его образ жизненно-правдиво, без каких-либо прикрас и особого пафоса, ибо подвиг был явлением общенародного порядка. Сотни тысяч имен героев сохранили для истории красноармейские газеты военных лет.
Основной темой плакатов того времени была тема воспитания стойкости - "Выстоять - значит победить". А когда нужно было развеять "тигробоязнь", показать, что так называемый "королевский тигр" так же легко загорается, как и прочие фашистские танки, художники А. Вязников и В. Брискин делали агитплакаты и рисунки для своих газет, наглядно показывающие уязвимые места "тигра". И слова "Смелому и умелому танк не страшен" звучали благодаря иллюстрирующему их рисунку конкретно и убедительно. Так художники-газетчики помогали своим трудом бороться с врагом, бить его смело и наверняка.
|
В. Брискин пришел во фронтовую печать в 1943 году, получив назначение на должность художника газеты Воронежского, а затем 1-го Украинского фронта "За честь Родины".
Попав почти сразу на такой напряженный участок фронта, как Курская дуга, Брискин, газетчик со стажем (участник еще войны с белофиннами), включился без промедления в горячую работу своей редакции. Он делал все, чего требовала газета, фронт. Рисовал плакаты, острые карикатуры, шаржи. Удалось ему даже выпустить в эти боевые дни несколько фронтовых "Окон ТАСС". Художники фронтового Дома Красной Армии резали трафареты, а тиражировали "Окна ТАСС" по трафарету актеры ансамбля песни и танца при Политуправлении фронта. Остросатирические листы "Окон" - "Добьем врага", "Курск-Орел-Белгород" и другие - зло высмеивали зарвавшихся гитлеровцев, разили врага метким огнем смеха.
Здесь же, на Курской дуге, В. Брискин начал серию дружеских шаржей на отличившихся в боях солдат, прославляя их беспримерные подвиги. Как А. Вязников создал за годы войны целую галерею портретов героев фронта, так и В. Брискин отмечал лучших бойцов, но в наиболее близкой ему форме дружеских шаржей. Эту серию он неустанно вел до победных дней в Берлине. Интересен шарж, изображающий двух братьев, прошедших всю войну и впервые увидевшихся в Берлине при встрече двух фронтов. Эти рисунки, плакаты, "Окна ТАСС" В. Брискин делал помимо своей основной работы в газете.
Так, не щадя сил, художник изобретал самые разнообразные формы наглядной агитации среди бойцов передовой линии фронта, воспитывая в них чувство ненависти, призывая их к отмщению фашистским извергам, страстно призывая бороться беспощадно, до полной победы.
В плакатах В. Брискина, выполненных в последние дни войны, ведущей стала тема прославления мощи Советской Армии и ее триумфальных побед. Наиболее характерным является его плакат "Столкнуть фашизм в пропасть", где особенно отчетливо прозвучала эта тема. Этот плакат является как бы символом всей выставки.
Работы В. Брискина и А. Вязникова последних лет, показанные на выставке, красноречиво говорят о том, что художники-фронтовики не сложили своего оружия. Так же твердо и решительно отстаивают они своим острым, злободневным искусством политического плаката, сатиры мир во всем мире, нанося сокрушительные удары по захватническим, агрессивным планам современного империализма.
Мы все, оставшиеся в живых, и молодое поколение, не знавшее войны, низко склоняем головы перед героями, павшими смертью храбрых - перед героями Курской битвы и всеми, кто отдал свою жизнь за наше счастье, за Родину.
Л. Можуховская
"Художник" РСФСР. 9/1968