Художники-фронтовики на пылающих рубежах

 

   Художник-корреспондент газеты 1-й Гвардейской танковой армии А. Вязников ежедневно по горячим следам событий тех лет давал в номер животрепещущий материал о подвигах героев боев.
   Портрет Бессарабова, сделанный художником в короткие минуты передышки между боями, как и портреты многих гвардейцев танкистов В. Стороженко, И. Кульдина, М. Замуллы, В. Бочковского, В. Горелова, А. Сорокина донесли до нам дыхание времени.

Вязников А. Г. (1909–1975)

   Ценность этих портретных рисунков и в том, что, будучи сделанными нередко сразу же после боя, они сохранили для нас суровые отсветы тех героических дней.


   Курская битва... Недавно наша страна отмечала двадцатипятилетие славной победы Советской Армии в грандиозной битве с фашистами на Курском плацдарме. Этому историческому событию посвятили выставку своих произведений художники-фронтовики, участники боев на Курской дуге, ныне заслуженные художники РСФСР В. М. Брискин и А. Г. Вязников. Здесь, в залах Центрального Дома Советской Армии, были представлены портреты героев боев, рисунки из фронтовых альбомов репортажного характера, сатира, плакат - лишь небольшая часть того огромного труда художников красноармейских газет, который они вкладывали в общенародное дело разгрома врага, в борьбу за освобождение Родины, за победу.

Брискин В. М. (1906−198

   В. Брискин и А. Вязников с честью пронесли по нелегким фронтовым дорогам высокое звание художника-газетчика. В их биографиях много общего, но много и индивидуально-неповторимого. Оба они пришли во фронтовую печать, уже имея опыт работы в газетах.


   Свердловчанин А. Вязников в первые месяцы войны в составе 365-й уральской стрелковой дивизиии участвовал в боях под Москвой, в освобождении Рогачева, Ямуги, Клина. И здесь среди огня и дыма сражений, в редкие часы затишья, он ухитрялся рисовать сатирические листы, разящие врага, и теплые дружеские шаржи на отличившихся в бою товарищей. Здесь Вязников был назначен художником редакции армейской газеты "На разгром врага". Вместе с частями 1-й гвардейской танковой армии под командованием генерал-полковника, ныне маршала бронетанковых войск, дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова прошел от заснеженных полей Калининского фронта до стен поверженного рейхстага.

 


   Сколько за эти незабываемые годы было сделано для газеты рисунков! Сколько исхожено дорог от редакции на передовую, чтобы запечатлеть образ героя, зафиксировать то или иное событие. Потом - спешное изготовление печатной формы на цинке. Бессонная ночь. Землянка, мерцающий свет коптилки. И вот - рисунок запущен в печать. А утром в окопах и блиндажах бойцы читают свежий номер своей солдатской газеты. И всегда в ней портрет героя вчерашних боев.


   В дни курских боев на художнике-газетчике лежала обязанность показать героя, популяризировать его подвиг. Причем подать его образ жизненно-правдиво, без каких-либо прикрас и особого пафоса, ибо подвиг был явлением общенародного порядка. Сотни тысяч имен героев сохранили для истории красноармейские газеты военных лет.


   Основной темой плакатов того времени была тема воспитания стойкости - "Выстоять - значит победить". А когда нужно было развеять "тигробоязнь", показать, что так называемый  "королевский тигр" так же легко загорается, как и прочие фашистские танки, художники А. Вязников и В. Брискин делали агитплакаты и рисунки для своих газет, наглядно показывающие уязвимые места "тигра". И слова "Смелому и умелому танк не страшен" звучали благодаря иллюстрирующему их рисунку конкретно и убедительно. Так художники-газетчики помогали своим трудом бороться с врагом, бить его смело и наверняка.

 


   В. Брискин пришел во фронтовую печать в 1943 году, получив назначение на должность художника газеты Воронежского, а затем 1-го Украинского фронта "За честь Родины".
   Попав почти сразу на такой напряженный участок фронта, как Курская дуга, Брискин, газетчик со стажем (участник еще войны с белофиннами), включился без промедления в горячую работу своей редакции. Он делал все, чего требовала газета, фронт. Рисовал плакаты, острые карикатуры, шаржи. Удалось ему даже выпустить в эти боевые дни несколько фронтовых  "Окон ТАСС". Художники фронтового Дома Красной Армии резали трафареты, а тиражировали "Окна ТАСС" по трафарету актеры ансамбля песни и танца при Политуправлении фронта. Остросатирические листы "Окон" - "Добьем врага", "Курск-Орел-Белгород" и другие - зло высмеивали зарвавшихся гитлеровцев, разили врага метким огнем смеха.


   Здесь же, на Курской дуге, В. Брискин начал серию дружеских шаржей на отличившихся в боях солдат, прославляя их беспримерные подвиги. Как А. Вязников создал за годы войны целую галерею портретов героев фронта, так и В. Брискин отмечал лучших бойцов, но в наиболее близкой ему форме дружеских шаржей. Эту серию он неустанно вел до победных дней в Берлине. Интересен шарж, изображающий двух братьев, прошедших всю войну и впервые увидевшихся в Берлине при встрече двух фронтов. Эти рисунки, плакаты, "Окна ТАСС" В. Брискин делал помимо своей основной работы в газете.


   Так, не щадя сил, художник изобретал самые разнообразные формы наглядной агитации среди бойцов передовой линии фронта, воспитывая в них чувство ненависти, призывая их к отмщению фашистским извергам, страстно призывая бороться беспощадно, до полной победы.
   В плакатах В. Брискина, выполненных в последние дни войны, ведущей стала тема прославления мощи Советской Армии и ее триумфальных побед. Наиболее характерным является его плакат "Столкнуть фашизм в пропасть", где особенно отчетливо прозвучала эта тема. Этот плакат является как бы символом всей выставки.


   Работы В. Брискина и А. Вязникова последних лет, показанные на выставке, красноречиво говорят о том, что художники-фронтовики не сложили своего оружия. Так же твердо и решительно отстаивают они своим острым, злободневным искусством политического плаката, сатиры мир во всем мире, нанося сокрушительные удары по захватническим, агрессивным планам современного империализма.
   Мы все, оставшиеся в живых, и молодое поколение, не знавшее войны, низко склоняем головы перед героями, павшими смертью храбрых - перед героями Курской битвы и всеми, кто отдал свою жизнь за наше счастье, за Родину.

 

Л. Можуховская
"Художник" РСФСР. 9/1968

 

назад