О смелых идеях. Из истории транспорта Сибири. 1980-е
Рисунок Валерия Лотова
Так выглядела экспериментальная передвижка суперблока массой 1 тыс. т на платформе, изготовленной по проекту тюменского Сибкомплектмонтажа. Длина платформы - 68 м, ширина - 26,4 м, высота корпуса - 3 м. Платформа оснащена четырьмя дизелями мощностью по 800 л. с., работающими на восемь центробежных вентиляторов, создающих воздушную подушку.
"Летать или парить?"
Отрывки из статьи
Лев Вяткин,
спец. корр. журнала "Техника - молодежи"
1987
Амфибии на воздушной подушке ... первые такие суда (CВП) конструкции инженера В. Левкова испытывали на Балтике еще в 1938-1941 годах (см. "ТМ" №7 за 1978 год). Спустя три десятилетия группа молодых конструкторов московского ЦКБ "Нептун" приступила на общественных началах к разработке транспортных СВП. В 1979 году начался серийный выпуск СВП типа "Барс", через год за ними последовали "Гепарды", а в прошлом году [1986] завершились испытания многоцелевого СВП "Пума". Параллельно, но независимо от москвичей над пассажирскими СВП работали специалисты "Красного Сормова", создавшие скоростные речные лайнеры типа "Сормович" и "Радуга". Несколько позже тюменцы по проекту Сибкомплектмонтажа изготовили грузовые платформы на воздушной полушке - для перевозок по бездорожью массивных крупногабаритных грузов. Эти платформы пока не имеют маршевой силовой установки - обычно их буксируют тракторы и тягачи.
Таким образом, советские инженеры создали целое семейство СВП разного назначения. Они испытаны, некоторые уже работают. Но сибирякам нужны и новые СВП, способные перевозить агрегаты массой 1-1,5 тыс. т, например, на строительстве мостов, крупных объектов, пригодятся они и при разгрузке судов на рейде и для многих других операций.
...Перевозки грузов на всепогодных СВП позволят резко сократить капиталовложения, к примеру, при сооружении всевозможных складов... Сократится время, которое груз проходит в пути, а значит, и сроки строительства.
На снимке - один из катеров типа "Пума", выполненный в варианте "скорой помощи". ...он обслуживает отдельные районы Томской области.
На снимке слева - судно на воздушной подушке "Радуга", созданное специалистами завода "Красное Сормово", скользит над сибирской рекой.
...Быть может, есть смысл провести показательный пробег СВП, чтобы молодежь воочию убедилась в достоинствах необычной техники, увлеклась ею. А потом и Сибирью, ее сложнейшими и интереснейшими проблемами. Работы для водителей этого пока еще экзотического вида транспорта там предостаточно - ...в зоне западносибирского нефтегазового комплекса ходят прицепы на воздушной подушке, принимающие на борт от 20 до 100 тонн. ...осуществлена экспериментальная передвижка тысячетонного суперблока!
Естественно, надо помнить, что СВП отнюдь не вездеходы в полном смысле этого слова. По тайге, по горам они не пойдут, да и везти на них изделия за 500-1000 км невыгодно. Хотя бы из-за чрезмерного (по сравнению с другими видами транспорта) расхода топлива.
В этом случае нужен транспорт, обладающий достоинствами самолета (дальность полета и скорость) и вертолета (вертикальный старт и посадка).
На роль его претендуют дирижабли...
Дискообразный аэростатический летательный аппарат с оболочкой из композитных материалов (схема). Технические данные: взлетная масса - 22-24 т, масса конструкции - 12 т, коммерческая нагрузка - 8-10 т, двигатели - четыре по 400 л. с., крейсерская скорость - 150 км/ч, дальность полета - 600 км, объем оболочки - 20 тыс. куб. м, диаметр оболочки - 48 м, высота аппарата - 17 м. Проект этого аппарата представили... студенты Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе.
Проблему управления аэростатическим летательным аппаратом способны решить мощные, экономичные двигатели с изменяемым вектором тяги, которые позволят уверенно маневрировать даже огромному дирижаблю. ...представлена еще одна перспективная конструкция аэростатического аппарата - так называемый термоплан (см. "ТМ" №6 за 1985 год).
Сравнение параметров самолетов, вертолетов и дирижаблей.
(Журнал "Техника - молодежи, 3/1987)