Славная история морских судов СССР

 

Танкер "Советская нефть"
 
Худ. Г. Д. Челак
 
 
Это случилось 16 мая 1932 года в Аравийском море. С шедшего из Владивостока в Черное море танкера  Черноморского пароходства "Советская нефть"  ночью было замечено пламя большого пожара. Изменив курс, советское судно полным ходом устремилось к месту трагедии. Вскоре по радио моряки установили название горящего судна - им оказался новейший французский лайнер "Жорж Филиппар" с 767  пассажирами на борту. Из-за опасности взрыва паров бензина, скопившихся в танках, подходить вплотную к аварийному пароходу было нельзя, поэтому с танкера на воду были спущены все спасательные боты и шлюпки для эвакуации с лайнера обезумевших от ужаса пассажиров и членов команды. Утром к месту бедствия подошли два иностранных парохода, но, испугавшись огня, их капитаны решили удалиться.  около суток  "Советская нефть" вела борьбу с огнем за спасение пассажиров и экипажа  "Жоржа Филиппара". А когда на другой день к месту трагедии прибыли лайнер и еще несколько пароходов под флагом Франции, все спасенные люди были переданы с танкера на эти суда. 
 
За героизм и самоотверженность весь экипаж танкера "Советская нефть" французское правительство наградило золотыми и серебряными медалями "За самоотверженность и храбрость". Народный комиссариат водного транспорта СССР наградил танкер  Большой золотой медалью, а Добровольное общество спасения на водах (ОСВОД) - памятным Золотым знаком и Почетной грамотой. 
 
Этого танкера-ветерана уже давно нет в составе нашего флота. По доброй морской традиции славное имя его  передано построенному в 1980 году на керченском судостроительном заводе "Залив" имени Бутомы крупнейшему супертанкеру Новороссийского морского пароходства водоизмещением 182 тыс. тонн. Длина этого морского гиганта составляет 295, 1 м, ширина 45 м, осадка 17 м. Комплексно автоматизированная паротурбинная установка мощностью 30 тыс. л. с. позволяет ему развивать скорость до 15,6 узла.

 

 

Паротурбоход "Максим Горький"
 
Худ. Г. Д. Челак
 
 
Развитие международного морского туризма потребовало создания специальных круизных пассажирских судов, обладающих повышенной комфортабельностью и способных обнспечить культурный досуг отдыхающих пассажиров на протяжении длительного плавания. Такие суда есть и в составе отечественного флота. Флагман советского пассажирского флота паротурбоход "Максим Горький" Черноморского морского пароходства был построен в 1969 году в Гамбурге и в течение пяти лет входил в состав торгового флота Федеративной Республики Германии, а в 1974 году принят в эксплуатацию по "бербоут-чартеру" (зафрактован без экипажа) в состав советского Морфлота. 
 
Это шестипалубное судно с десятью водонепроницаемыми переборками валовой вместимостью 24981 брутто-тонна имеет наибольшую длину 194,7 м, ширину 26,6 м, осадку до 8,3 м. Оно может принимать 792 пассажира, а при круизных рейсах - 660. Два трубозубчатых агрегата общей мощностью  23 тыс. л. с. позволяют лайнеру развивать скорость до 20 узлов. Район плавания судна неограниченный, поэтому его видели уже и в Заполярье, у острова Шпицберген, у берегов Норвегии, Исландии и в жарких тропических морях. 
 
В 1980 году "Максим Горький" обслуживал участников и гостей Московской Олимпиады, а летом 1985 года - членов делегаций и иностранных туристов, следовавших на проходивший в Москве Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
 
 
Изд. "Изобразительное искусство". Москва. 1987.

 

 

<<<