Инна Макарова и женские образы, созданные ею в кино.
- Комбайнер, электросварщица - мои побочные профессии. Ими я горжусь, как и основной своей - актерской! - говорит Инна Макарова.
Болгарские зрители, конечно, помнят электросварщицу Людмилу из болгаро-советского фильма "Димитровградцы". Роль этой русской женщины, приехавшей поделиться опытом на стройку в Болгарию, с удивительной достоверностью исполнила Инна Макарова. Она справедливо считает: - Овладев в какой-то степени профессией героини сценария, я, как актриса, глубже и точнее приникаю в ее внутренний мир, в ее психологию.
Созданный Макаровой образ Людмилы - женщины степенной, умудренной жизненным опытом - был совершенно отличен от ролей игранных ею ранее.
Блистательный дебют Инны в "Молодой гвардии" зарекомендовал ее как актрису бурного темперамента, яркой красочной палитры (картина поставлена в 1948 году Сергеем Герасимовым по одноименному роману Александра Фадеева). Последующие работы Макаровой в фильмах "Возвращение Василия Бортникова", "Высота", "Женщины" и многих других укрепили в этом мнении и зрителей и критиков.
Я знаю Инну очень давно. Мы вместе учились в институте кинематографии. Помню весну 1947-го - на редкость дружную и теплую. Шел второй год наступившего мира. Все были переполнены счастьем. Мы - студенты, несмотря на приближающиеся экзамены, вечерами беспечно бродили по городу, гуляли в московских парках...
Инна же - веселая, жизнерадостная - оказалась неутомимой труженицей. Она до поздна оставалась одна в аудитории, разучивая испанский танец: на экзамене ей предстояло исполнять роль Кармен. Часами, до изнеможения "отрабатывала" Инна чечетку...
"Одержимость" ее была понятна. В институт Инна пришла шестнадцати лет, но уже имела опыт актерской работы, и горела желанием совершенствовать мастерство.
Родилась Инна Макарова в Сибири в семье журналиста. Ее мать заведовала литературной частью одного из новосибирских театров. С ранних лет девочка стала постоянной посетительницей театра.
Тринадцати лет Инна начала заниматься в Доме художественного воспитания детей. Учебу в школе она совмещала с участием в спектаклях и концертах, с выступлениями в госпиталях.
Инна часто вспоминает знаменательный в ее актерской биографии случай. Шла война. В Новосибирск из Ленинграда приехал Академический театр драмы имени Пушкина. И вот как-то в студию пришел артист этого прославленного коллектива Николай Симонов. На экраны только что вышел фильм "Петр I", где он с успехом играл главную роль...
Студийцы репетировали сцену у фонтана из пушкинского "Бориса Годунова". Симонову не понравилось как читал монолог Дмитрия один из товарищей Инны. Маститый артист взбежал на сцену, остановил "царевича" и начал читать его монолог заново.
Наступил момент, когда по ходу действия должна появиться польская красавица Марина Мнишек... И вдруг, из-за кулис, вышла маленькая девочка в огромных валенках с белокурыми торчащими косичками. Это была Инна Макарова. Она храбро пошла навстречу знаменитому артисту... Вначале дрожащим, но потом окрепшим голосом прочла Инна свой монолог и доиграла сцену до конца.
Ни родных. ни друзей не удивило, что, закончив школу, Инна собрала чемодан и поехала сдавать вступительные экзамены во Всесоюзный государственный институт кинематографии.
Ее приняли.
Инна была опытнее и целеустремленнее своих сокурсников. Работала с утра до ночи!
В ту пору руководитель объединенной актерско-режиссерской мастерской киноинститута Сергей Аполлинариевич Герасимовготовил спектакль по сделанной им инсценировке романа А. Фадеева "Молодая гвардия".
Спектакль явился своеобразной репетицией к постановке одноименного фильма. Основные роли в спектакле и в будущем фильме предстояло исполнять студентам его мастерской...
Инна - светловолосая сероглазая северянка - в нашем представлении никак не вязалась со жгучей Карменситой. Видя Инну, пробегающей по институтскому коридору в испанском наряде, становилось за нее страшновато: выдержит ли экзамен?
Но и экзаменаторы, и мы - немногочисленные "зрители" присутствовавшие на просмотре, - поверили ей. То, действительно, была темпераментная, свободолюбивая испанка!..
Сила перевоплощения Макаровой была такова, что увидевший ее в этой роли автор романа "Молодая гвардия" писатель Александр Фадеев воскликнул: - Так это же моя Любка! Я не знаю какая была Кармен у Мериме, но Люба Шевцова именно такая!
- Я не просто сразу же полюбила эту роль! - рассказывает Инна. - Я, буквально, зажила ею... Я думала о ней днем и ночью. Ловила себя на том, что на какие-то события собственной жизни смотрю глазами Любы Шевцовой.
Молодогвардейка Люба была сверстницей юной артистки.
В советской стране едва ли нашлась бы семья не пострадавшая от фашистского нашествия. Миллионы братьев, сыновей, отцов так и не вернулись с поля битвы...
Девятнадцатилетняя актриса сумела передать тот сложный комплекс переживаний, который внесла в жизнь советской молодежи война. Ее Люба - самая обычная советская девушка, вчерашняя школьница, в меру прилежная, смешливая, озорная - на глазах зрителей мужает, превращается в смелого бойца за освобождение Отчизны.
Несколько лет назад "Молодая гвардия" вышла на экраны во второй редакции. О повторной премьере фильма Инна вспоминает:
- Было очень любопытно, как встретят фильм современные молодые зрители. Ведь 20 лет назад аудитория была другой, все люди, в той или иной степени, были затронуты войной. Я помню как принимали "Молодую гвардию" первые зрители: в зале делалось такое, чего словами не передать!.. Но сейчас нам предстояло показать картину - поколению новому, послевоенному. Как они ее примут? Наша съемочная группа приехала в университетский клуб почти в полном составе. И когда зажегся свет, и мы пошли по проходу на сцену, зал - в сегодняшних модных костюмах, модных прическах - встал и стоя нам аплодировал. Меня это потрясло. Перед нами была совершенно иная аудитория, но неизменная в чем-то главном. И счастливы мы были от этого, и рады за всех нас - друг за друга...
Как-то в разговоре, вспоминая своего учителя и наставника С. А. Герасимова, Инна заметила: - Сергей Аполлинариевич - прирожденный педагог... Он формирует личность, а не дает узко-специальные навыки... Не ремеслу учит, а - жизни!..
Макарова оказалась достойной ученицей своего учителя. С первой же работы ее исполнительское творчество отличает глубина раскрытия образа. Инна всегда стремится постичь внутренний мир своих героинь, как можно подробнее представить себе их жизненный путь, чтобы быть точнее, убедительнее и экономнее в применении выразительных средств.
В этой связи весьма показательно исполнение Инной главной женской роли в фильме Ю. Германа и И. Хейфица "Дорогой мой человек". Здесь она открыла дотоле не знакомые ни зрителю, ни критикам грани своего таланта. Героиня фильма - Варя - образ глубоко лирический. По ходу сюжета решающие сцены актриса играет на крупных планах, лишенная права даже на жест! Основные эпизоды проходят в госпитале: Варя, раненная в голову, не может пошевельнуться. В госпитале, после длительного перерыва, она встречает любимого, некогда ею же обиженного, человека: он - главный хирург.
Авторы поставили актрису в такое сверх сложное положение, когда не только сиюминутную гамму переживаний, но и безмолвный рассказ о прожитом и пережитом, Макаровой надо донести до зрителя лишь глазами и крайне скупой мимикой.
И Инна Макарова, которую мы до того знали, как мастера движения, широкого щедрого жеста - предстает в совершенно ином плане и поистине артистично справляется с крайне сложным для актера заданием.
Несмотря на казалось бы непреодолимые преграды, она сумела создать крупный значительный образ нашей современницы.
Варя из "Дорогого моего человека" наиболее отвечает требованиям, какие Инна предъявляет к привлекающему ее образу: "русской женщины высокой нравственной силы, натуры самоотверженной и доброй, способной на высокое самозабвенное чувство".
В одну из последних наших встреч Инна рассказала, что закончила сниматься в "Преступлении и наказании", где играла Настасью; что подходят к концу съемки "Любови Яровой" (Инна исполняет роль Дуньки).
Я задала ей вопрос: - Скажи, какую роль ты теперь больше всего хотела бы сыграть?
- Какую?.. - Человечную, живую... Я - за реалистическое искусство, за то чтобы оно приносило добро... Я люблю жизнеутверждающие вещи, и если уж трагедию, то - оптимистическую!.. Иначе я не вижу в ней смысла.
Энергичная, трудолюбивая, влюбленная в свою профессию, Инна Макарова живет жизнью нашего народа, нашей страны.
Она постоянно встречается со зрителями, выступает на заводах, в колхозах, в институтах и клубах. Она пропагандирует советское киноискусство и за пределами нашей Родины.
Инна Владимировна Макарова ведет большую общественную работу.
Значительное место в ней занимает ее деятельность, как члена Правления общества советско-болгарской дружбы.
Елена Черняк
Ист. журнал моды и культуры быта "Лада" 1970 г. София.
<<<
|