Иллюстрации Бориса Дехтерева к сказке Г. Х. Андерсена "Дюймовочка"

 

Борис Дехтерев - народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, один из лучших мастеров книжной иллюстрации. На протяжении 32 лет Борис Александрович работал главным художником крупнейшего издательства "Детская литература" и одновременно вел отделение книжной графики в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Художник учил студентов не просто иллюстрировать произведение, а проживать его. Для этого в мастерской была организована театральная студия, где ставились спектакли. Костюмы, декорации - все это создавалось вручную самим Борисом Александровичем и его учениками. Во многом "школа Дехтерева" определила развитие книжной графики страны. 

 


Открыв книгу с его картинками, очень легко поверить в то, что Красная Шапочка, Спящая Красавица, Дюймовочка, Мальчик с пальчик и другие сказочные герои существовали на самом деле.

 


Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала:
- Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне ее взять?
- Почему не сказать? Вот тебе ячменное зерно... Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет.

 


Для маленькой Дюймовочки тарелка с водой была целым озером, и Дюймовочка плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке.

 


В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном.

 


И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и лист с девочкой плыл очень быстро. Теперь жаба никак не могла догнать Дюймовочку.

 


Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее и полетел с ней на дерево. Но майскому жуку и горя было мало. Он уселся высоко на дереве, покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится, хоть она и совсем не похожа на майского жука.

 


Дюймовочка дрожала от холода: платье ее все разорвалось, а она была такая маленькая, нежная - как ей не мерзнуть! Пошел снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата снега.

 


И вот Дюймовочка пришла к норке полевой мыши; вход в норку был прикрыт сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: кухня и кладовая у нее были битком набиты хлебными зернами.

 


Дюймовочку заставили петь для важного гостя, и она спела две песенки, да так хорошо, что крот сразу полюбил ее. Но он не сказал ни слова - он был такой степенный и солидный господин.

 


Ночью Дюймовочке не спалось. Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, прошла в подземный ход и прикрыла мертвую птичку.

 


Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом - они ведь совсем не любили птичек.

 


Ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с нею, - пускай сядет к ней на спину, и они полетят в зеленый лес. Но Дюймовочке было жалко старую полевую мышь - она знала, что старухе без нее будет очень скучно.

 

- Да, да, я полечу с тобой! - сказала Дюймовочка. Она села ласточке на спину и крепко привязала себя поясом к самому большому перышку.

 


Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крохотный, а ласточка такая большая! Но он очень обрадовался, когда увидел Дюймовочку, - он никогда еще не видел такой красивой девочки.

 


У ласточки было маленькое гнездышко, как раз над окном человека, который умел хорошо рассказывать сказки. Ласточка рассказала ему про Дюймовочку, а от него и мы узнали всю эту историю.

 

 

Художник иллюстрировал многих классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, У. Шекспира, Ш. Перро. За иллюстрации к повести М. Горького "Детство" Борис Александрович получил Государственную премию.

Книги, проиллюстрированные Б.А. Дехтеревым, можно долго рассматривать и, даже не читая текста, разобраться в сюжетном содержании. Его рисунки - подарок для тех, кто устал от бесконечных экспериментов и новшеств в детских книгах, для тех, кто предпочитает классику, ценит возможность вернуться в детство и снова погрузиться в волшебный мир любимых сказок.


Набор открыток. Ген.директор изд-ва С.М. Макаренков. Руководитель проекта С.Л. Тишков. Вед. редактор Ю.А. Кузьминых. ООО Группа Компаний "РИПОЛ классик. 2011.

 

<<<