Судьба эмблемы МВТУ. Страницы истории

Скульптурная группа на фронтоне МВТУ.

  

 Александр Викторов, геолог
   Фото М. Стриженова
   1987

       Статья опубликована в те дни, когда белокаменная эмблема МВТУ переживала не самые лучшие времена.

   Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана - крупнейший в стране научно-исследовательский центр машино- и приборостроения. Тысячи студентов, спещащие из одного здания вуза в другое, вряд ли обращают внимание на скульптуры, установленные на его главном корпусе. А зря - их история интересна, а судьба вызывает тревогу.
   Это центральное здание было перестроено в 1827-1832 годах архитектором Д. И. Жилярди из Слободского дворца, приобретенного Опекунским советом для устройства ремесленного училища. Известный русский скульптор Иван Петрович Витали выполнил скульптурную аллегорическую эмблему, символизировавшую  назначение училища, куда направлялись подростки из Воспитательного дома. В центре композиции находится фигура богини ремесел, искусств и государственной мудрости - Минервы, вооруженной бронзовым копьем высотою 4,2 м. Слева и справа расположены фигуры, олицетворяющие разум, ремесла, искусство, просвещение. Вся композиция, длиной 18 м, поставлена на кладке из белокаменных блоков в 1,5 м. Высота отдельных крылатых фигур достигает 2,6 м.
   Надо отдать должное И. П. Витали, который не побоялся применить местный "белый камень" для скульптур вместо привозного дорогого мрамора. Этот подмосковный известняк добывался в окрестностях села  Мячкова, близ устья реки Пахры. При своей дешевизне он отличался достаточной прочностью и, несмотря на большое водопоглощение (от 6 до 10%) и малую массу (2-2,1 г/куб. см), был морозостоек, отлично переносил московский климат.
   В 1868 году на базе ремесленного училища было организовано Техническое училище, которое после революции ныне всем известное название - МВТУ. Белокаменная эмблема осталась все той же, без изменения. Ее аллегории были вполне созвучны духу нового вуза.
   Многие испытания пришлось выдержать скульптурам за минувшие полтора века. Но самым трудным был смерч, обрушившийся на Москву 29 июня 1904 года. Одна из трех воронок смерча, появившаяся над Лефортовской частью и по обоим берегам Яузы, имела скорость вращения более 25 м/с. Изогнутая железная лестница, поднятая в воздух, сорванные железные крыши, бревна и доски, носившиеся над улицами, несомненно, повредили скульптурную группу - ведь училище находилось в самом центре разрушения. Внес свой вклад и необыкновенной силы дождь, и град, размером с куриное яйцо.
   Не сохранилось никаких сведений об обследовании скульптур после смерча. Это было сделано лишь спустя 45 лет. Начиная с апреля 1949 года по указанию отдела Госохраны памятников архитектуры Москвы по скульптурной группе на фронтоне МВТУ были проведены реставрационные работы Оформительским комбинатом Московского товарищества художников.  Состояние белокаменных фигур было плачевным. У центральной статуи - Минервы и у трех фигур, расположенных по ее обе стороны, - недоставало кистей рук, а у крылатых - ног, по одному крылу, рассыпались атрибуты - знаки, символизирующие промышленность, образование и искусство... Восстановление композиции проводилось согласно сохранившемуся рисунку И. П. Витали. Сначала утраченные детали выполнялись в пластилине, затем в гипсе, а потом - из того же известняка, из которого были изготовлены скульптуры.

Фигура богини Минервы.


   После этой капитальной реставрации никаких ремонтных работ по скульптурной группе не велось. В 1978 году художнику М. Б. Стриженову удалось впервые сфотографировать ее с близкого расстояния. К тому времени белокаменная эмблема МВТУ оказалась в недостаточной сохранности. А недавно и автор этих строк воочию убедился, что она остро нуждается в новой реставрации. Думается, студентам МВТУ совместно с учащимися и преподавателями художественных вузов, с молодежью реставрационных организаций надо срочно предпринять все необходимые, чтобы не дать знаменитой белокаменной эмблеме снова превратиться в руины.

 

(Журнал "ТМ" 3/1987)
 

назад