Это повествование начинается с письма в редакцию...

Письмо в редакцию
Большие проблемы малого транспорта для Севера

ВИДНЫЕ СОВЕТСКИЕ ПОЛЯРНИКИ СТАВЯТ ВОПРОС ПЕРЕД ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
   В наши дни развитию Севера уделяется огромное внимание. Освоением его богатств заняты сотни тысяч людей. На решение проблем Севера направляются колоссальные материальные ресурсы общества.
   Казалось бы, претензий к организациям, снабжающим северопроходцев, нет, но...
   Если ученому или исследователю, метеорологу или гидрологу, связисту или охотнику нужно поехать куда-то на расстояние в 10-15 км, перевезти курс весом в 30-40 кг, он пользуется... собачьими упряжками!
   Не парадоксально ли? В распоряжение исследователей северных пространств предоставлено все, в том числе вертолеты и самолеты, а они вынуждены разъезжать на собаках!


   В журнале "Техника - молодежи" не раз печатались статьи о легком транспорте для Севера. Особенно горячо пропагандировались мотонарты (см. №2 за 1968 год и №7 за 1969 год). И, думается, заслуженно. Небольшие, на одного-двух пассажиров, легкие и маневренные, способные пройти там, где беспомощны тяжелые вездеходы гусеничного типа, они просто необходимы и геологам, и строителям, и связистам, и охотникам. А разве такие "джипы" можно сравнить с собачьими упряжками, когда речь идет о доставке легких грузов на небольшие расстояния?
   Мы уж не говорим о том, что мотонарты могут быть отличным средством для проведения состязаний. Соревнования на "моторных санях" воспитывают смелость, решительность, быстроту реакции и т.д.
   Вероятно, и жители высоких широт не отказались бы приобрести "джипы" для личного пользования, будь они в продаже в таком количестве и разнообразии, как, скажем, мотороллеры или мотоциклы.


   Уже этот весьма краткий перечень - достаточное доказательство того, как важны для народного хозяйства мотонарты. А между тем...
   А между тем легкому транспорту Севера почему-то не уделяют должного внимания. Правда, сотрудники НАМИ (Научно-исследовательского автомобильного  и автомоторного института) когда-то разработали опытную модель мотонарт, но... на этом их забота о северянах и закончилась.
   Что-то было сделано и сотрудниками лаборатории снегоходных машин Горьковского политехнического института. Из сообщений, изредка мелькающих в периодической печати, известно, что там вот уже несколько лет ведутся поиски так называемой оптимальной схемы легких снегоходов. И там до сих пор выясняют, на чем же должны двигаться мотонарты. На гусеницах? Колесах? Шнеках?
   Слов нет, работы в таком направлении вести следует. Крайне необходим именно наилучший вариант легких мотосанок, отвечающих суровым условиям Севера. Но сколько же могут продолжаться подобные поиски?


   Когда в 1968 году на ВДНХ проводилась выставка "Техника для Севера", многие из нас решили: лед тронулся! Наконец-то наступил перелом в отношении к малому транспорту  арктических просторов.
   И ошиблись...
   Когда в прошлом году в Лужниках канадские фирмы показывали новые модели мотонарт, когда стало известно, что несколько лучших образцов из них куплено, мы подумали: наконец-то и в нашей стране начнут строить малую транспортную технику для Севера! Есть чему поучиться!
   И снова не угадали... Купленные образцы мотонарт разошлись неизвестно куда.
   Самое странное в истории с мотонартами - это отношение к ним тех, кто хоть сколько-нибудь связан с работами по освоению Севера, тех, от кого зависит техническое оснащение исследователей Заполярья. На словах все они за малый транспорт, а вот почему к нему столь прохладно относятся  министерства и ведомства, обязанные заботиться об оснащении северян, объяснить не могут.
   Удивляет нас и отношение руководителей этих учреждений к публикациям о мотонартах. Ведь они просто были бы обязаны откликнуться на статьи такого плана! Однако в печати до сих пор не найдешь сообщения, что какое-либо министерство или ведомство, решающее проблемы малого транспорта, высказалось бы по этому поводу.


   Нам хотелось бы точно узнать: когда малый транспорт Севера перестанет ходить в золушках? Когда находящиеся в научно-исследовательских институтах  и лабораториях модели мотонарт будут "доведены" и пойдут в серийное производство?
   Судьба мотонарт не должна, как сейчас, находиться в руках сотрудников разных ведомств. Это грозит серьезной затяжкой решения проблемы, приведет к тому, что наиболее совершенные модели не будут вовремя созданы. Мы полагаем, что сегодня необходимо создать специальный центр по изучению и созданию опытных образцов. Пора организовать производство, способное удовлетворить спрос северян в удобном, надежном и недорогом транспорте...

Е.И.Толстиков, Герой Советского Союза, начальник полярной станции СП-4, начальник 3-й Антарктической экспедиции;
М.И.Шевелев, Герой Советского Союза, инженер администрации Северного морского пути;
И.А.Ман, капитан дальнего плавания, председатель полярной секции Географического общества СССР;
Э.Т.Кренкель, Герой Советского Союза, директор НИИ гидрометеоаппаратуры.

Даже по этой схематической карте можно составить представление о том, насколько велика потребность в надежных, всепогодных зимних видах транспорта. На нашей планете достаточно районов, где снег лежит чуть ли не круглый год.



"ДЖИПЫ" ВЫСОКИХ ШИРОТ

И.Ювенальев, ведущий конструктор.

   Вспомните: многие транспортные машины, появившись на свет, пережили своего рода "золотой век". Успехи новорожденного автомобиля вдохновляли конструкторов и спортсменов на сверхдлинные автомарафоны и скоростные гонки, на впечатляющие публику трюки и испытания машин на выносливость в снегах и барханах. Нечто подобное пережил и самолет. Прежде чем стать заурядным средством передвижения, летательному аппарату пришлось поизощряться - выступать во многих ипостасях.

 

Группа снимков

Часть 1

 

 

Часть 2

 

1. Такому мототягачу (на группе снимков часть 1) не страшны глубокий снег, крутые подъемы и спуски.


   Нечто подобное происходит в наши дни со снегоходами, санями с мощным двигателем внутреннего сгорания. Спортсмены видят в них прекрасную машину для захватывающих гонок по зимнему бездорожью, для эффектных многометровых прыжков; путешественники и геологи - надежный быстроходный аппарат, пришедший на смену традиционным собачьим и оленьим упряжкам; горные спасатели - всепогодное транспортное средство, которому не помеха снежные заносы, узкие, извилистые тропинки, крутые подъемы и спуски. Военные... Разве перечислишь все то, с чем справляются гусеничные мотонарты? Пройдя суровую проверку в снегах и во льдах, они приобрели репутацию машины "на все руки", стали своеобразным "джипом" высоких широт.

2. "Снежный скутер" (на группе снимков часть 1), построенный в Америке, предназначен для спринтерских заездов на короткие дистанции. На нем установлен двигатель мощностью в несколько сотен лошадиных сил.


   Вот цифры: в 1965 году американские фирмы продали свыше 50 тыс.таких машин, а спустя всего 4 года - вдесятеро больше, около 600 тыс. И всю эту армаду изготовляют за рубежом  немногим более десятка фирм. Среди них те, что, предвидя массовый сбыт продукции, переключились с подвесных лодочных моторов на новинку. Одна только фирма "Бомбардье" выпустила 750 тыс мотонарт. Она предлагает покупателям дюжину различных моделей  на любой вкус - от быстроходных элегантных "снежных скутеров" до массивных мототягачей.

 3. Там, где могут пройти пеший и всадник, пройдут и мотонарты.


   Мотонарты (на группе снимков часть 2) вполне сформировавшийся вид транспорта. Большая часть строится по "укатанной" схеме - одна или две лыжи впереди, широкие гусеницы в хвостовой части. Впрочем, бывает, что рулевые лыжи и движитель меняются местами.
   Ходовая часть тягачей напоминает шасси танка. Снегоход и управляется как боевая машина - торможением какой-то одной гусеницы.

4 и 5. Гонки на снегоходах (на группе снимков часть 1 и 2) - увлекательный вид зимнего спорта.


   Двигатели, как правило, воздушного охлаждения. Их мощность не превышает обычно 35 л.с., хотя в Канаде появились скоростные машины с моторами в 50 и даже в 100 л.с.
   Самый ответственный элемент мотонарт - гусеница. Она эластичная, из высококачественной резины, которая, понятно, хорошо сопротивляется и морозам. Часто резину армируют металлом. На внешней поверхности гусеницы укрепляют стальные угольники - грунтозацепы.
   Общая ширина движителя - 250-500 мм. Удельное давление на грунт - 16-20 г/кв.см. Отсюда и высокая проходимость машины. Внутренней поверхностью гусеница опирается на ведущий и натяжной зубчатые барабаны. Есть и промежуточные опорные валки. Их назначение - распределить вес аппарата по всей площади опоры движителя. Трансмиссия мотонарт может показаться архаичной - она, как правило, клиноременная. Цепи быстро изнашиваются, часто рвутся.


   На снегоходах Канады, США, Финляндии, Японии установлены клиноременные вариаторы с автоматическим сцеплением. Ремни делаются из тонких стальных или титановых тросов, завулканизированных  в резиновую оболочку.
   Вариатор выполняет функции автоматической коробки передач. Ремень соединяет ведущий и ведомый шкивы. Оба они как бы разрезаны на два диска, которые и зажимают клиновидный в сечении ремень. Центробежный регулятор в ведущем шкиве в зависимости от скорости вращения и крутящего момента двигателя сдвигает или раздвигает половинки шкивов. Изменяется рабочий диаметр шкива, а следовательно, и передаточное отношение трансмиссии. (См. статью К.Фельдзера о ременной передаче, установленной на голландской микролитражке "даф", в №6 за 1970 г.)

6. Элегантное оформление, удобные сиденья, простота управления - все это отличает серийные образцы (на группе снимков часть 2) современных мотонарт.


  Теперь об отечественных конструкциях, разработанных и построенных Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом и в лаборатории снегоходных машин Горьковского политехнического института, НАМИ-95БА и МС ГПИ-15А - так называются эти мотонарты - рассчитаны на перевозку двух человек и 50-70 кг груза. Если надо, машины буксируют санный прицеп с грузом до 400 кг.

 7. Этот мини-трактор (на группе снимков часть 2) одинаково хорошо чувствует себя на земле и на снегу.


     Снегоходы созданы. Но вот беда - на их пути межведомственные рогатки. Ведь они не автомобили, чтобы их выпуском занялось Министерство автомобильной промышленности, и не аэросани, которые, хотя бы в качестве пасынков, под покровительством авиационщиков.  

8. Конструктивная схема двухместных мотонарт (на группе снимков часть 1) с автоматическим клиноременным вариатором передач.


    Опытные модели мотонарт так и не стали серийными образцами. Несколько экземпляров, построенных для собственных нужд институтов, не в счет.

 9. Фермеры охотно пользуются мотонартами (на группе снимков часть 1) для перевозки грузов, объезда полей и лесов.


     Нужны тысячи, десятки, сотни тысяч снегоходов для бескрайних просторов Севера нашей Родины, где температура минус 60 град.С, снежный покров в 3 м, 200-220 "нелетных дней" в году - заурядные условия. Собаки, олени, допотопные нарты - экзотично, но вряд ли надежно и быстро в век суперскоростных перелетов и тотальной моторизации. Авиация? В тундре или тайге не так-то легко понастроить большие аэродромы, даже маленькие взлетно-посадочные площадки. Да и слишком часто прекрасная авиатехника вынуждена простаивать "по причине нелетной погоды".

10. Небольшая переделка - и снегоход (на группе снимков часть 1) превращается  в быстроходное средство "летнего" транспорта.


   Словом, давно пора, так сказать, нотариально признать рождение мотонарт, узаконить и упорядочить их серийную постройку. Вот почему мы обращаемся к Госплану СССР, от которого в первую очередь зависит выпуск этих нужных машин, - пора серьезно отнестись к малой технике, она поможет решить большие проблемы освоения Сибири и Севера.

11. На этой машине (на группе снимков часть 2) можно смело пускаться в дальнюю поездку.                                 

12. Наиболее распространенные схемы ходовой части снегоходов (справа).

13. Мощности мотонарт (на группе снимков часть 2) вполне хватит и для буксировки лыжника.

(Журнал "Техника - молодежи. 11/1971)

 


<<к содержанию раздела

 

 


 

%